|
(Eric Hobsbawm)
(09.06.1917 - 01.10.2012)
Википедия: Эрик Джон Эрнест Хобсбаум (англ. Eric John Ernest Hobsbawm; 9 июня 1917, Александрия - 1 октября 2012, Лондон) - британский историк-марксист, наиболее известный работами о «долгом XIX веке» («Эпоха революций: Европа 1789-1848», «Эпоха капитала: Европа 1848-1875» и «Век империй: Европа 1875-1914») и «коротком XX веке» («Эпоха крайностей. Короткий двадцатый век 1914-1991»), теоретик и критик национализма. Родился в семье австрийских евреев, которые неудачно пытались заниматься бизнесом в Египте (мать была уроженкой Вены, отец - сыном польского еврея, родившимся в Лондоне). Учился в школе в Вене, затем в гимназии в Берлине (1931-34), куда уехал с сестрой после смерти родителей, и в Лондоне, куда эмигрировал после присоединения Австрии к нацистской Германии и где учился в Королевском колледже Кембриджского университета (1949-55) на историческом и экономическом факультетах. Еще в Германии Хобсбаум увлекся марксизмом. В Великобритании он вступил в Коммунистическую партию Великобритании, входил в Историческую группу Коммунистической партии Великобритании. В студенческие годы Хобсбаум был культурным обозревателем в газете «Гранта», он также работал кинооператором, выезжая на съемки во Францию, Алжир и Тунис. После окончания университета Хобсбаум стал профессором истории в Биркбек-колледже Лондонского университета, где возглавил кафедру экономической истории с 1969 г. С 1984 г. - почетный профессор экономики и социальной истории этого университета. Также читал курсы лекций в ряде зарубежных университетов. Хобсбаум путешествовал по странам Средиземноморья и Латинской Америки. В поездке по Средиземноморью в 1957 г. Хобсбаум знакомился с архивными документами и опрашивал крестьян, а затем написал ставшую популярной книгу «Простые бунтовщики. Исследования архаичных форм социальных движений в 19 и 20 столетиях» (1959), в основном на итальянском и испанском материале. В этой работе он продемонстрировал связь религии, в частности сектантства и милленаризма, с революционностью масс, описал закономерности революционной ситуации и проанализировал роль личности в ней. В 1960-е годы Хобсбаум приобрел известность как историк рабочего движения. Он излагал историю рабочего движения не как описание деятельности рабочих организаций, а как историю культуры рабочего класса. Впоследствии он продолжил эти исследования, обращая особое внимание на взаимоотношения религии с социализмом, на роль ритуала в рабочем и революционном движении, на формирование рабочей аристократии, на культуру рабочего класса и ее связь с массовой культурой. Хобсбаум активно участвовал в диспутах с марксистами, критикуя их ортодоксальные взгляды на эволюцию капитализма, однородность рабочего класса, последовательную революционность одного лишь пролетариата. Он подписал письмо протеста группы европейских историков против советского вторжения в Венгрию и горячо симпатизировал участникам «Пражской весны», но при этом оставался членом коммунистической партии, несмотря на многие ограничения, которые в те времена испытывали коммунисты, например, запрет на въезд в США. В 1968 г. он опубликовал экономическую историю Англии: «Производство и Империя: становление современного английского общества. С 1750 г. до наших дней». С начала 1970-х годов Хобсбаум занялся концептуально новым трудом по истории Европы и всего связанного с ней мира в новое время, а также вопросами методологии исторических исследований. Член Британской академии с 1976 г. Удостоен ордена Кавалеров Почета. Лауреат Дойчеровской мемориальной премии (1995), премии Бальцана (2003). Британским любителям джаза Хобсбаум также известен как тонкий критик и знаток современной музыки.
: ... |
|