«И» «ИЛИ»  
 -  - 
© Публичная Библиотека
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!

Алексей Степанович Хомяков 168k

-

(13.05.1804 - 05.10.1860)

Большая советская энциклопедия: Хомяков Алексей Степанович [1(13).5.1804, Москва, - 23.9(5.10).1860, с. Ивановское, ныне Данковского района Липецкой области], русский религиозный философ, поэт, публицист; основатель славянофильства (см. Славянофилы). Из старинного дворянского рода. Получил домашнее образование, сдал экзамен в Московском университете на степень кандидата математических наук. Был близок московскому кружку «любомудров». Сотрудничал в журнале «Европеец», «Москвитянин», «Русская беседа», был председателем общества любителей русской словесности при Московском университете (1858-60). Сторонник отмены крепостного права путем реформы. В самодержавии видел единственно возможную для России политическую власть, но предлагал созыв Земского собора и ряд др. либеральных реформ (свободное выражение общественного мнения, отмена смертной казни и т.п.). Статьей Х. «О старом и новом» (1839), распространявшейся в списках, датируется возникновение славянофильства.
Творчеству Х. свойственна полемическая направленность (критика католицизма, протестантизма, западников, немецкого классического идеализма и др.). В центре его воззрений - учение о «соборности» («кафоличности», цельности, внутренней полноте), характеризующей природу не только христианской церкви, но также человека, общества, процессов познания и творчества. Тем самым «соборность» трактуется Х. как общий метафизический принцип устроения бытия - множество, собранное силой любви в «свободное и органическое единство» (противоположный тип - «ассоциация», формальное, внешнее соединение множества элементов). В дальнейшем это учение Х. стало одной из основ концепций всеединства и личности в русской религиозной философии (Вл.С. Соловьев, Е.Н. Трубецкой, П.А. Флоренский, Л.П. Карсавин, С.Л. Франк). Существование человека, по Х., динамично: он наделен способностью устремляться к бытию, Богу, но для сохранения этой устремленности необходимо особое состояние, «истинная вера», когда все многообразие духовных и душевных сил человека собрано в живую и стройную цельность (важную роль в этом Х. отводил воле). Вера - это одновременно «познание и жизнь», «живознание».
В социальной философии противопоставление «соборности» и «ассоциативности» выступает у Х. в виде антитезы общины и «дружины» (или «коммуны»), «истинного братства» и «условного договора» и т.д.; идеализируя русскую крестьянскую общину, он усматривает в ней наибольшее приближение к общественному идеалу. Мировая история, по Х., это история народов, каждый из которых мыслится в духе романтизма как коллективная личность, «живое лицо», наделенное неповторимым обликом, характером и историческим призванием. Ход национальной истории определяется у Х. соотношением начал «ассоциативности» и «соборности» в духовных истоках нации; с этой же антитезой связано и возведение в «Записках о всемирной истории» всех мировых религий и культур к двум началам - «кушитскому» (покорность необходимости - вещественный или логический, религиозный магизм и т.п.) и «иранскому» (свободная стихия духа, личности, устремленность к творчеству, нравственное самосознание и т.д.). Специфический характер русской истории Х., как и др. славянофилы, усматривал в православии как единственном источнике просвещения на Руси, в «мирном» процессе образования русской нации, в общинном начале как основе общественного устройства. Усвоение высшим сословием «чужеродных» начал западной цивилизации привело, по Х., к разрыву между «просвещенным обществом» и народом, достигшему апогея в послепетровскую эпоху; возвращение к исконным началам - единственный путь к созданию самобытной национальной культуры. В рамках этой культурно-исторической и социальной утопии славянофилов Х., в отличие от И.В. Киреевского и К.С. Аксакова, более критически относился к ранним этапам русской истории.
Поэтические произведения Х. - стихотворные трагедии «Ермак» и «Дмитрий Самозванец», лирические стихотворения - тесно связаны с его философскими и историческими воззрениями, проникнуты гражданским пафосом («России» и др.).
.
алексей степанович хомяков на страницах библиотеки упоминается 1 раз:
* Хомяков Алексей Степанович
  • Хомяков A.C. Сочинения в двух томах. Том 1. Работы по историософии. [Djv-13.5M] [Pdf-36.3M] Вступительная статья, составление и подготовка текста В.А. Кошелева. Примечания В.А. Кошелева, Н.В. Серебренникова, A.B. Чернова. Редактор Е.В. Харитонова. На фронтисписе: A.C. Хомяков. Середина 1850-х гг.
    (Москва: Московский философский фонд, Издательство «Медиум», 1994. - Приложение к журналу «Вопросы философии». Серия «Из истории отечественной философской мысли»)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv, Pdf: glarus63, 2011
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      В.А. Кошелев. Парадоксы Хомякова (3).
      РАБОТЫ ПО ИСТОРИОСОФИИ
      «Семирамида» (И‹сследование› и‹стины› и‹сторических› и‹дей›) (15).
      ИСТОРИОСОФСКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА
      Несколько слов о философическом письме (напечатанном в 15 книжке «Телескопа») (Письмо к г-же Н.) (449).
      О старом и новом (456).
      [О зодчестве] (471).
      Черты из жизни калифов (475).
      Вместо введения [к «Сборнику исторических и статистических сведений о России и о народах, ей единовременных и единоплеменных»] (486).
      Возражения на статью г. Грановского (494).
      Ответ г. Хомякова на ответ г. Грановского (501).
      [Заметки о «Слове о полку Игореве»] (506).
      [Предисловие к «Русской беседе»] (515).
      Замечания на статью г. Соловьева «Шлецер и антиисторическое направление» (519).
      Примечания (534).
.
.
  • Хомяков A.C. Сочинения в двух томах. Том 2. Работы по богословию. [Djv-10.6M] [Pdf-25.1M] Составление В.А. Кошелева. Подготовка текста В.А. Кошелева, В.М. Лурье, Н.В. Серебренникова, А.В. Чернова. Примечания В.А. Кошелева, Н.В. Балашова, В.М. Лурье, Н.В. Серебренникова, А.В. Чернова, В.А. Чернякова. Редактор Е.В. Харитонова.
    (Москва: Московский философский фонд, Издательство «Медиум», 1994. - Приложение к журналу «Вопросы философии». Серия «Из истории отечественной философской мысли»)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv, Pdf: glarus63, 2011
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      РАБОТЫ ПО БОГОСЛОВИЮ
      Церковь одна (5).
      ПОЛЕМИЧЕСКИЕ СОЧИНЕНИЯ НА ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ
      Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях. По поводу брошюры г. Лоранси (25).
      Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях. По поводу одного окружного послания Парижского архиепископа (72).
      Еще несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях. По поводу разных сочинений латинских и протестантских о предметах веры (129).
      [Письмо к издателю журнала «L'Union chretienne»] (196).
      Письмо к г. Бунзену (198).
      Письмо к монсеньору Лоосу, епископу Утрехтскому (228).
      Письмо к редактору «L'Union chretienne» о значении слов «кафолический» и «соборный». По поводу речи отца Гагарина, иезуита (238).
      Письма к В. Пальмеру (I-XII) (244).
      НОВОЗАВЕТНЫЕ ПЕРЕВОДЫ
      К галатам Послание Святого апостола Павла (310).
      К ефесянам Послание Святого апостола Павла (319).
      [Заметка на текст Послания апостола Павла к филиппийцам] (328).
      ОТРЫВКИ И ЗАМЕТКИ
      [О свободе и необходимости. По поводу Спинозы, Канта и других философов] (331).
      [Отрывок о церковно-административных вопросах] (333).
      О Св. Троице (335).
      Примечания (336).
      Словарь имен (456).
.
.