|
-
(13.09.1837 - 29.09.1881)
Википедия: Александр Александрович Котляревский (13 сентября 1837, Крюков Посад, Кременчугский уезд, Полтавская губерния, Российская империя - 29 сентября 1881, Пиза) - русский историк, славист, археолог и этнограф. Член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук. Отец историка Нестора Котляревского. Из дворян. Родился 13 (25) сентября 1836 года в Крюковом посаде (предместье г. Кременчуга Полтавской губернии) в семье чиновника. Учился в Полтавской гимназии (1846-1853). В 1853 году поступил на историко-филологический факультет Императорского Московского университета. Прошел славистический курс у О.М. Бодянского, о котором оставил воспоминания. Испытал влияние лекций Ф.И. Буслаева и усвоил у него принципы сравнительно-исторического метода. В 1856 году получил золотую медаль за студенческую работу «В котором году было крещение болгар?» В 1857 окончил университет со степенью «действительного студента», не удостоившись звания кандидата по причине «размолвки с преподавателем богословия» Степень кандидата получил в 1862 году в Петербургском университете за диссертацию: «О времени принятия христианской веры болгарами и участии в этом деле Св. Кирилла Солунца (историко-хронологическое исследование)» (работа сохранилась в рукописи). Писал рецензии, обзоры, заметки в газетах «Московские ведомости», «Северная пчела», «Молва», «Санкт-Петербургские ведомости», журналах «Русский вестник», «Отечественные записки», «Московское обозрение», «Основа», «Филологические записки» и др. С 4 сентября 1858 года работал в Москве учителем в Александринском сиротском кадетском корпусе. Наряду с П.Н. Рыбниковым, П.С. Ефименко и др. участвовал в кружке «вертепников». В 1862 году был арестован из-за связей с эмигрантом В.И. Кельсиевым и отвезен в Санкт-Петербург, где провел три месяца в Алексеевском равелине Петропавловской крепости и еще три - в камере III Отделения. В заключении заболел туберкулезом, что стало впоследствии причиной его преждевременной смерти. После освобождения Котляревскому было запрещено работать преподавателем, и за ним был установлен полицейский надзор (прекращен в 1869). В 1867 году Котляревский получил разрешение поступить на службу в Дерптский университет. 31 мая 1868 года защитил в Императорском Санкт-Петербургском университете магистерскую диссертацию: «О погребальных обычаях языческих славян» (М., 1868). Книга включает исчерпывающий для своего времени обзор источников по похоронным дохристианским обрядам славянских народов (данные лингвистические, этнографические, археологические, свидетельства письменных источников), обстоятельную аналитическую часть и приложение: «Славяне и Русь древнейших арабских писателей». С 8 августа 1868 года Котляревский - экстраординарный профессор славянской филологии Императорского Дерптского университета (ныне - Тарту, Эстония). В 1872 году получил командировку за границу и отправился в Прагу; позднее в связи с обострением болезни решил провести зиму в Неаполе. К весне 1873 году Котляревскому стало лучше, и он вернулся в Прагу. 25 ноября 1874 года командирован за границу еще на один год. В Праге опубликовал в двух книгах докторскую диссертацию: «Древности юридического быта балтийских славян. Опыт сравнительного изучения славянского права» (Прага, 1874); «Книга о древностях и истории Поморских славян в XII веке. Материалы для славянской истории и древности. Сказания об Оттоне Бамбергском в отношении славянской истории и древности» (Прага, 1874). 17 ноября 1874 года защитил диссертацию в Императорском Санкт-Петербургском университете, после чего получил степень доктора славянской словесности. 26 ноября 1874 года был избран историко-филологическим факультетом Императорского университета Св. Владимира в Киеве ординарным профессором по кафедре славянской филологии; вступительную лекцию прочитал 21 января 1876 года. Член-корреспондент Петербургской академии наук (с 1875). 26 февраля 1876 года Котляревский избран в члены Исторического общества Нестора-летописца (в 1877-1881 годах - председатель Общества). Котляревский выступал с критикой славянофильских взглядов на историю, применил сравнительный метод исследования для широкого изучения славянства. Во всех своих трудах Котляревский руководствовался мыслью, что Запад и Восток развиваются на единой основе, и потому европейское просвещение должно стать общим достоянием континента. С этих позиций Котляревский критиковал славянофилов, категорически отвергая их взгляды на прошлое славянских народов. В 1881 году опубликовал обзорно-аналитическое сочинение: «Древняя русская письменность. Опыт библиологического изложения истории ее изучения» (Воронеж, 1881). В 1881 году болезнь Котляревского обострилась, и он уехал в Италию, где скончался.
: ... |
|