«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Ковалевский Максим Максимович

Максим Максимович Ковалевский 111k

-

(08.09.1851- 05.04.1916)

Большая советская энциклопедия: Ковалевский Максим Максимович [27.8(8.9).1851, Харьков, - 23.3(5.4).1916, Петроград], русский историк, юрист, социолог, этнограф, академик Петербургской АН (1914). Окончил в 1872 юридический факультет Харьковского университета; завершил образование в Берлине, Вене, Париже, Лондоне. В 1878-87 профессор юридического факультета Московского университета. При всей умеренности своей оппозиции самодержавно-бюрократическим порядкам был в 1887 отстранен от преподавания, после чего уехал за границу. В 1905-16 профессор Петербургского университета. В 1906 К. основал конституционно-монархическую Партию демократических реформ; в 1906 был избран в 1-ю Государственную думу, в 1907 - в Государственный совет (от академической курии). В 1909 приобрел журнал «Вестник Европы» и вошел в его редакцию. По своим взглядам принадлежал к позитивизму, вместе с тем испытал влияние К. Маркса и Ф. Энгельса (которых знал лично). Из многочисленных научных работ К. особенно большое значение имели его труды об общине, получившие высокую оценку основоположников марксизма: «Очерк истории распадения общинного землевладения в кантоне Ваадт» (Лондон, 1876) и «Общинное землевладение, причины, ход и последствия его разложения» (1879). Последняя работа построена на основе сравнительно-исторического изучения западноевропейских, славянских, кавказских, индийских и др. народов. По проблемам общины К. полемизировал как с русскими народниками, так и с теми западноевропейскими учеными (Н.Д. Фюстель де Куланж и др.), которые отстаивали тезис об извечном существовании частной собственности на землю. Совершил три экспедиции на Кавказ (1883, 1885, 1887). Собранные им материалы об осетинах и др. народах Кавказа (преимущественно Дагестана) легли в основу исследований о родовых отношениях и формах их распада: «Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении» (т.1-2, 1886), «Закон и обычай на Кавказе» (т.1-2, 1890), «Родовой быт в настоящем, недавнем и отдаленном прошлом» (в. 1-2, 1905) и др. Установлению К. важной исторической роли большой семьи или патриархально-семейной общины как формы разложения рода придавал большое значение Ф. Энгельс (см. К. Маркой Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т.21, с.61-62, 63, 130, 134, 139-40). В труде «Происхождение современной демократии» (т.1-4, 1895-97) - самой крупной в дореволюционной русской историографии попытке обобщающего освещения социальных и политических предпосылок Великой французской революции и ее начального этапа и в произведении «От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму» (т.1-3, 1906) связывал развитие политических учений с борьбой за тот или иной общественный и государственный строй. Большой вклад внес К. в разработку крестьянского вопроса во Франции накануне Великой французской революции. Вслед за Н.И. Кареевым К. отвергал (в противоположность И.В. Лучицкому) тезис А. Токвиля о широком распространении в дореволюционной Франции мелкой крестьянской собственности. В труде «Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства» (т.1-3, 1898-1903), рассматривая проблемы западноевропейского феодализма, ошибочно считал главным фактором изменений экономического строя рост народонаселения.
В социологии К. видел общую теорию социального развития и стремился изучать историю в социологическом разрезе («Современные социологи», 1905; «Социология», т.1-2, 1910, и др.). Идею эволюции, постепенного усовершенствования общественных учреждений К. сознательно противопоставлял марксизму. Выступая против субъективного метода в социологии, неокантианского противопоставления общественных наук естественным, К. считал основным социологическим законом закон прогресса, заключающийся в росте социальной солидарности. Классовую борьбу К. рассматривал как признак незрелости или, наоборот, «вырождения» того или иного общественного строя. На примерах истории Англии, Франции и др. стран он стремился показать опасность обострения социальных противоречий, неизбежно приводящего к революции. Отсюда вытекала и его политическая доктрина конституционной, или «народной», монархии, которой он приписывал миссию верховного посредничества между классами и защиты интересов народных масс. Если в своих более ранних конкретно-исторических трудах К. фактически придавал основное значение социально-экономическим процессам, то в более поздних социологических произведениях, написанных в основном в годы русской Революции 1905-07 и после нее, он подчеркивал положение о взаимодействии в историческом процессе ряда факторов, отводя немалую роль психологическим и биологическим факторам.
.
максим максимович ковалевский на страницах библиотеки упоминается 1 раз:
* Ковалевский Максим Максимович
  • Ковалевский М.М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности. [Djv- 6.6M] [Pdf-21.2M] Автор: Максим Максимович Ковалевский. Перевод с французского С.П. Моравского. Под редакцией с предисловием и примечаниями М.О. Косвена.
    (Москва: ОГИЗ: Государственное социально-экономическое издательство, 1939)
    Скан: AbsurdMan, OCR, обработка, формат Djv, Pdf: balik2, 2016
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Предисловие редактора (3).
      Предисловие автора (15).
      Лекция I. - Первый период эволюции семьи. Матриархальная семья и элементы ее составляющие (17).
      Лекция II. Существовала ли матриархальная семья у арийских племен (36).
      Лекция III. Причины распадения матриархальной семьи (47).
      Лекция IV. Первобытный коммунизм и происхождение частной собственности на движимое имущество (54).
      Лекция V. Второй период эволюции семьи. Патриархальная семья и ее составные элементы (64).
      Лекция VI. Патриархальная семья и ее связь с культом предков (70).
      Лекция VII. Патриархальная семья и ее связь с поземельным коммунизмом (81).
      Лекция VIII. Патриархальная семья и ее влияние на развитие моногамии (94).
      Лекция IX. Эволюция отцовской власти (105).
      Лекция X. Причины и следствия распадения патриархальной семьи (114).
      Лекция XI. Третья эпоха эволюции семьи - индивидуальная семья и ее составные элементы (124).
      Лекция XII. Дальнейшая эволюция власти мужа и отца (133).
      Лекция XIII. Сельская община и ее эволюция по мере разложения семейной общины (143).
      Лекция XIV. Русский «мир» и причины его разложения (160).
      Лекция XV. Сельская община в Европе и причины ее разложения (167).
      Список авторов (176).
      Список работ М.М. Ковалевского по первобытной истории, этнографии и обычному праву (184).
      Литература о М.М. Ковалевском (186).
Аннотация: Переиздаваемая в новом переводе работа известного русского ученого конца XIX в. М.М. Ковалевского представляет собой курс лекций, прочитанных им в 1890 г. на французском языке в Стокгольмском университете. Книга рассчитана на широкие круги советского читателя.