«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Крупин Владимир Николаевич

Владимир Николаевич Крупин 157k

-

(1941)

Энциклопедия «Кругосвет»: ...русский прозаик. Родился 7 сентября 1941 в с. Кильмезь Кировской обл., сын крестьянина, трудившегося в лесничестве. Окончив сельскую школу, работал слесарем, грузчиком, рабселькором районной газеты. Служил в армии, учился в Московском областном педагогическом институте им. Н.К. Крупской (окончил факультет литературы и русского языка), о чем с лирическим теплом и живым юмором рассказал в повестях «Прости, прощай...» (1986) и «Курс молодого бойца» (1990). Работал на Центральном телевидении, в различных литературно-художественных издательствах, преподавал в школе. Был секретарем правления Московского отделения СП РСФСР, СП СССР; членом редколлегии журнала «Новый мир», главным редактором журнала «Москва» (1989-92). С 1994 преподает в Московской духовной академии; с 1998 главный редактор христианского журнала «Благодатный огонь».
Начал с публикации стихов, репортажей и очерков, однако истинное писательское лицо Крупина - автора «деревенской прозы» - проявилось в рассказах и повестях, в т.ч. в сб. «Зерна», повести «Варвара», «Ямщицкая повесть» (все 1974), с их бесхитростными историями, нередко вложенными в уста простых крестьян, с повествованием о трагических событиях на вятской земле в период братоубийственной Гражданской войны, с мечтой о «соборном» равенстве. Широкую известность принесла Крупину повесть «Живая вода» (1980), осуществляющая знакомый мировой литературе конца 19 - начала 20 вв. социально-психологический эксперимент на основе жизнеподобной ситуации: открытия в одной деревне некоего целебного источника, освобождающего население от пагубной русской привычки - алкоголизма, полная гротескной фантазии, юмора, иронии и грусти, оплакивающая нравственную деградацию русского мужика и надеющаяся на сказочное его исцеление «живой водой». Горестным, честным и трудным судьбам людей русского села посвящены повесть в письмах «Сороковой день» (1981; назв. сокращенного подцензурного варианта - «Тринадцать писем», до 1987), повесть «Боковой ветер» (1982), «Повесть о том, как...» (1985) и др., проникнутые щемящей болью за разрушаемую, уходящую деревню, сострадательной любовью к сельским жителям. Примечательны постоянные любимые герои Крупина - чудаковатые мужики, доморощенные философы, мудрые юродивые, неуклюже, наивно, косноязычно умеющие выявить подлинную суть событий, сказать правду, мужественно противостоящую «лейтмотивному» для Крупина злу - лжи, пропитавшей современное общественное устройство, провоцирующей и пьянство, и социальную апатию, и нравственный индифферентизм. Тема «малой родины» в широком историческом контексте раскрывается в цикле рассказов «Вятская тетрадь» (1987), где строки летописей соседствуют с преданиями о старообрядцах, а воспоминания о военном детстве - с рассказом о судьбах интересных людей. Сквозная мысль об истинном величии внешне скромного, «нешумного» бытия, родственного в трактовке писателя национальному русскому характеру, в котором самоирония превалирует над тщеславием, а поиск идеала - над поиском материальных благ, проявляется и в повести «На днях или раньше» (1977), посвященной проблемам семейной жизни, и в рассказе «Картинки с выставки» (1979) и в повести «От рубля и выше» (1981), где стремление художника к славе, признание и даже творческий успех трактуются как путь, чреватый опасностью нравственной гибели, саморазрушения личности.
С началом «перестройки» Крупин активно выступает с «государственно-патриотических» позиций - и как тенденциозный беллетрист (роман-завещание о нравах «больной», ущербной, по мнению Крупина, творческой интеллигенции и атмосфере в писательской среде - «Спасение погибших», 1988; повесть «Прощай, Россия, встретимся в раю», 1991, показавшая агонию русской деревни конца 20 в., когда в отчизне Крупина установились порядки, отождествляемые писателем с нравами психиатрической больницы, - мысль, питающая повесть «Как только, так сразу», 1992, составленную в форме записок врача-психиатра), и как публицист (статьи в журналах «духовной оппозиции» «Наш современник» и «Москва» - «Крест и пропасть», «Горе горькое» - о расстреле парламента в октябре 1993; «До чего, христопродавцы, вы Россию довели...», очерк «Крестный ход» и др.). Сочувственная, умиротворенная тональность большинства произведений Крупина, особый вкус к народной речи, фольклору, насыщению ткани повествования частушками, поговорками, присловьями и т.п., культ смирения и подвижничества создают специфический художественный мир писателя, отталкивающий «западные» ценности - прагматизм, цинизм, сексуальную свободу и «масс-культуру» (рассказ «Янки, гоу хоум!», 1995, и др.), ведущий к восхвалению традиционных семейных добродетелей («Свет любви»: Книга прозы, 1990; составление сб. «Мы строим дом»: Книга о молодой семье, 1981), религиозного страстотерпия (повесть «Великорецкая купель», 1990) и покаяния как пути к православию, которое, по убеждению Крупина, одно только спасет Россию («Слава Богу за все»: Путевые раздумья, 1995, и др.)...
Энциклопедия фантастики: ...Единственное обращение К., видного совр. представителя т.н. «деревенской» прозы, по взглядам близкого к «неославянофильству», к НФ - фантастико-сатирическая повесть с элементами фольклористики, «Живая вода» (1980), сюжет к-рой строится вокруг открытия чудесного источника, делающего людей добродетельными трезвенниками.
владимир николаевич крупин на страницах библиотеки упоминается 1 раз:
* Крупин Владимир Николаевич
Издания:
* Боковой ветер. (1982) Повесть
* Братец Иванушка.
* Варвара. (1874) Повесть
* Великорецкая купель. (1990) Повесть
* Во всю Ивановскую. Повесть
* Вятская тетрадь. (1987) Цикл рассказов
* Горе горькое. (1993) Статья
* Детский церковный календарь.
* До чего, христопродавцы, вы Россию довели... Статья
* Живая вода. (1980) Фант.-сатир. повесть
* Зерна. (1974)
* Как только, так сразу. (1992) Повесть
* Картинки с выставки. (1979) Рассказ
* Крест и пропасть. (1993) Статья
* Крестный ход. Очерк
* Курс молодого бойца. (1990) Повесть
* Ловцы человеков.
* Люби меня, как я тебя. Повесть
* На днях или раньше. (1977) Повесть
* Освящение престола.
* От рубля и выше. (1981) Повесть
* Повесть о том, как... (1985) Повесть
* Православная азбука.
* Прости, прощай... (1986) Повесть
* Прошли времена, остались сроки. (2006) Сборник
* Прощай, Россия, встретимся в раю. (1991) Повесть
* Русские святые.
* Слава Богу за все: Путевые раздумья. (1995)
* Сороковой день. [Тринадцать писем] (1981) Повесть
* Спасение погибших. (1988) Роман
* Ямщицкая повесть. (1974) Повесть
* Янки, гоу хоум! (1995) Рассказ
  • Братец Иванушка. [Doc- 19k] [Txt- 17k] (В сокращении)
    (Солнечный круг: Книга о детстве для семейного чтения. / Сост. А. Алексеева; Предисловие Ю. Азарова. - Москва: Издательство «Молодая гвардия», 1990)
    Скан, OCR, обработка, формат Doc, Txt: Zmiy, 2004
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      .
.
.
  • Прошли времена, остались сроки. [Doc- 305k] Сборник.
    (Москва: «Роман-газета», 2006, №10)
    Скан, OCR, обработка, формат: Сергей Чернов, 2007
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Великорецкая купель. Повесть
      Люби меня, как я тебя. Повесть
      «КРУПИНКИ». Рассказы разных лет:
      От первого лица
      «Ол райт», - сказал Емеля
      Солнце играет
      Как погибает память
      Гроб с музыкой
      Лист кувшинки
      Рассказ о двух повешенных
      День да ночь - сутки прочь
      Мелочь
      Река Лобань
      Завоеванные марши
      Подкова
      Лодка надежды
      Где-то далеко
      Морская свинка
      Амулет
      Гречиха
      В заливных лугах
      Передаю
      Падает звезда
      Там, внизу
      Катина буква
      Зеркало
      Прошли времена, остались сроки
Аннотация издательства: Произведения Владимира Крупина неизменно вызывают интерес у читателей. Писатель органично сочетает проблематику «светской» жизни с православной этикой. Его герои - люди ищущие, страдающие, трудно постигающие свое предназначение. Писатель убежден, что путь к полноценному, гармоничному существованию пролегает через любовь, добро и обретение истинной веры. Каждый из героев приходит к этому своим собственным, порой весьма извилистым и причудливым путем.
.