|
-
(15.08.1863 - 26.10.1945)
Большая советская энциклопедия: Крылов Алексей Николаевич [3(15).8.1863, село Висяга Симбирской губернии, - 26.10.1945, Ленинград], советский кораблестроитель, механик и математик, академик АН СССР (1916; член-корреспондент 1914), Герой Социалистического Труда (1943). После окончания в 1884 Морского училища был зачислен в компасную часть Главного гидрографического управления, где выполнил свои первые научные работы по девиации компасов. В 1890 окончил кораблестроительное отделение Морской академии и дальнейшую деятельность посвятил главным образом разработке вопросов теории корабля. С 1890, почти 50 лет, преподавал в Морской академии, а также в Петербургском (Ленинградском) политехническом институте и др. вузах. Создал ряд учебных курсов, явившихся одновременно оригинальными научными трудами большого практического значения. С 1900 руководил Опытовым бассейном для испытаний моделей судов, в 1908-10 был главным инспектором кораблестроения и председателем Морского технического комитета. В 1910-17 консультировал по вопросам судостроения на Металлическом, Путиловском и др. заводах. Активно участвовал в проектировании и постройке первых русских линкоров типа «Севастополь», ввел в конструкцию кораблей ряд технических новшеств, нашедших затем применение в практике военного кораблестроения. С 1916 директор Главной физической обсерватории и начальник Главного военно-метеорологического управления, с 1917 директор физической лаборатории (позже института) Академии наук. В 1919 назначен начальником Морской академии, участвовал в ее преобразовании и выработке устава. В 1921-27 находился за границей в составе комиссии для возобновления научных контактов и для решения практических народно-хозяйственных задач, связанных с укреплением морского и ж.-д. транспорта. С 1927 продолжал преподавать в Морской академии и руководил Физико-математическим институтом АН СССР. Активно участвовал в решении основных технических вопросов военного и гражданского судостроения в СССР. Труды К. посвящены теории корабля, теории магнитных и гироскопических компасов, артиллерии, математике. Для вычисления основных характеристик корабля - остойчивости и плавучести - разработал рациональные приемы и схемы, ставшие классическими. Создал теорию килевой качки, дал методы определения поведения судна в общем случае движения под углом к направлению бега волн. Важное практическое значение имели работы К. по непотопляемости судна, особенно составленные им таблицы непотопляемости. К. принадлежат выдающиеся работы по строительной механике корабля. Им начата разработка динамических проблем в кораблестроении, создана теория вибрации судов, предложен оригинальный метод расчета балок, лежащих на упругом основании, имеющий большое значение не только для расчета судовых корпусов, но и для развития строительной механики в целом. В 1938-40 опубликовал комплекс работ, в которых дал полное изложение теории девиации магнитного компаса, исследовал вопросы теории гироскопических компасов, разработал теорию влияния качки корабля на показания компаса (Государственная премия СССР, 1941). Работы К. по теории кораблестроения принесли ему мировую известность. Большую ценность имеют также работы К. по математике и механике. Он разработал ряд вопросов рациональной организации численных расчетов, обосновал способ улучшения сходимости тригонометрических рядов, предложил (1931) метод решения т.н. векового уравнения. Им построена первая в России машина для интегрирования дифференциальных уравнений (1904), создан ряд важных корабельных и артиллерийских приборов. К. выполнены крупные исследования в области колебаний артиллерийских стволов и внешней баллистики. Непреходящую ценность имеют труды К., посвященные разработке наследия классиков науки - И. Ньютона, Л. Эйлера, К. Гаусса и др. Им созданы яркие очерки о жизни и деятельности П.Л. Чебышева, Ж. Лагранжа. И. Ньютона и др. Награжден 3 орденами Ленина.
: ... |
|