Публичная Библиотека
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг, авторов произведений и переводов

Петр Францевич Лесгафт 101k

-

(03.10.1837 - 11.12.1909)

Большая советская энциклопедия: Лесгафт Петр Францевич (21.9(3.10).1837, Петербург, - 28.11(11.12).1909, близ Каира; похоронен в Петербурге), русский педагог, анатом и врач; основоположник научной системы физического образования и врачебно-педагогического контроля в физической культуре, один из создателей теоретической анатомии. В 1861 окончил Медико-хирургическую академию в Петербурге и был оставлен при ней для научной работы. С 1865 доктор медицины, с 1868 профессор, заведующий кафедрой физиологической анатомии в Казанском университете. В 1871 за выступление против произвола реакции части профессуры и властей Казанского университета был уволен. Вернувшись в Петербург, занимался научной работой. В 1872-74 руководил кружком русских женщин, впервые допущенных к занятиям в Медико-хирургической академии. В 1874-86 работал в области организации физического воспитания и образования в военно-учебных заведениях. В 1877 основал учебно-гимнастические курсы для офицеров при 2-й Петербургской военной гимназии. В 1886-97 читал лекции по анатомии на естественном факультете Петербургского университета, на Рождественских женских курсах. В 1893 организовал Биологическую лабораторию, которая в 1918 была преобразована в Естественнонаучный институт им. Л. Созданные Л. в 1896 Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования явились прообразом созданных впоследствии в СССР и др. странах вузов физической культуры; в 1919 на базе курсов был открыт Государственный институт физического образования им. Л. (см. Ленинградский институт физической культуры).
Как общественный деятель и ученый Л. сформировался под влиянием революционно-демократического движения в России 60-х гг. 19 в. Он активно боролся за развитие народного образования в России, многое сделал для организации женского образования. В 1905-06 Л. открыл Вольную высшую школу и при ней вечерние курсы для рабочих, ставшие одним из центров рабочего просвещения в Петербурге. За прогрессивную общественную деятельность подвергался преследованиям правительства. Исходя из основного положения созданной им функциональной анатомии - о единстве формы и функции, Л. считал возможным воздействовать функцией, «направленным упражнением», на развитие органов человеческого тела и всего организма. В основе теории физического воспитания. Л. лежит принцип единства физического и умственного развития человека. Единство и целостность всех проявлений организма, связь нервно-мышечной деятельности и внутренних органов с психическими проявлениями дали Л. основание рассматривать систему направленных упражнений как средство не только физического развития, но и умственного, нравственного и эстетического воспитания. Основой физического развития Л. считал естественные движения, соответствующие характерным особенностям каждой группы мышц. Большое значение Л. придавал подвижным играм как средству физического развития и формирования характера ребенка. Рассматривая закономерности воспитания ребенка в семье, формирования его темперамента и характера, Л. дает анализ биологических основ наследственности и развития детей. Придавая решающее значение условиям среды, он призывал к созданию в семье и школе благоприятных условий для проявления всех способностей ребенка. Л. стремился глубже обосновать педагогику как науку объективными данными анатомии, физиологии и психологии, однако считал педагогику «филиальной ветвью биологических наук».
.
«петр францевич лесгафт» на страницах библиотеки упоминается 2 раза:
* «Педагогическая библиотека»
* Лесгафт Петр Францевич
.
.
  • Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения. [Djv- 5.5M] Автор: Петр Францевич Лесгафт. Ответственный редактор М.В. Антропова. Составитель: Ирина Николаевна Решетень. Художник Е.И. Романов.
    (Москва: Издательство «Педагогика», 1988. - Академия педагогических наук СССР. Серия «Педагогическая библиотека»)
    Скан: Skaramusch, OCR, обработка, формат Djv: white_colonizer, 2016
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      От составителя (5).
      Педагогические взгляды и деятельность П.Ф. Лесгафта (6).
      Семейное воспитание ребенка и его значение (16).
      Руководство по физическому образованию детей школьного возраста (228).
      О наказаниях в семье и их влиянии на развитие типа ребенка (264).
      Ответ на статью г. Каптерева «О детских типах» (273).
      О педагогической литературе последнего времени (276).
      Новые труды, появившиеся на русском языке, по вопросу о физическом образовании в школе (289).
      О физическом образовании в школе (312).
      Об играх в семье (336).
      Значение школы (340).
      О преподавании естественных наук в средних учебных заведениях (353).
      Антропология и педагогика (366).
      Отчеты (376).
      Комментарии (387).
      Библиография (394).
      Указатель имен (397).
Аннотация издательства: В настоящее издание включены избранные труды русского педагога П.Ф. Лесгафта по общим вопросам педагогики, проблемам физического воспитания в школе.
Особый интерес представляет его крупное произведение «Семейное воспитание ребенка и его значение», в котором заложены научные основы теории семейного воспитания.
Для специалистов в области педагогики и работников народного образования.
.