© Публичная Библиотека
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!

Клод Леви-Строс 111k

(Claude Levi-Strauss)

(28.11.1908 - 30.10.2009)

Большая советская энциклопедия: Леви-Строс (Levi-Strauss) Клод (р. 28.11.1908, Брюссель), французский этнограф и социолог, один из главных представителей структурализма. В 1932 окончил университет в Париже. В 1935-38 профессор в Сан-Паулу (Бразилия); в 1942-47 в США в новой школе социальных исследований, культуратташе французского посольства. С 1950 профессор Высшей нормальной школы в Париже и руководитель лаборатории социальной антропологии, с 1959 профессор Коллеж де Франс.
Л.-С. - воспитанник французской социологической школы Э. Дюркгейма, М. Мосса, испытал влияние американской школы культурной антропологии, а также лингвистического структурализма (Р. Якобсон) и теории информации. Разработал принципы структурной антропологии. Малые этнографически-пережиточные общества с устойчивой социальной структурой Л.-С. считает идеальным объектом научного изучения с помощью структурного анализа. Правила брака и номенклатуру родства, тотемические обозначения и мифологические представления интерпретирует как семиотические (знаковые) моделирующие системы. Л.-С. создал оригинальную и глубокую теорию первобытного мышления, во многом противостоящую теории Л. Леви-Брюля, и применил ее к изучению семантической структуры мифов американских индейцев. Он показал своеобразие мифологического мышления как мышления на чувственном уровне, конкретного, метафорического. Это мышление способно к обобщениям, классификациям и логическому анализу и составило, по Л.-С., интеллектуальную основу технического прогресса в эпоху неолита. В оценке первобытного общества Л.-С. свойственна его идеализация в духе Ж.Ж. Руссо. Рассматривая мифологическое мышление в плане порождения им знаковых систем, Л.-С. выявляет роль бинарных оппозиций (например, верх - низ, мужской - женский, сырое - вареное) и «посредничества» между ними с целью преодоления фундаментальных противоречий, зафиксированных человеческим сознанием (например, жизни и смерти). Поскольку Л.-С. трактует мифологическое мышление как коллективно-бессознательное и относительно независимое от других форм племенной жизнедеятельности, анализ мифов представляется ему средством выявления первичных структур сознания, исконной человеческой «анатомии ума». Начав с анализа мифа как аналога естественного языка - идеального средства информации, Л.-С. постепенно сближает миф с музыкой, как идеальным образцом художественной структуры. Соответственно он делает упор на исследование семантики, а не самого повествовательного сюжета. Подчеркивание метафорического характера мифа открывает возможность применения метода Л.-С. для анализа искусства, хотя пафос самовыявления структур может обеднить его содержательный аспект. Для метода Л.-С., как и структурализма вообще, характерен анализ устойчивых культур, выделение их структуры при отвлечении от динамики развития. При этом остается в тени проблема исторической смены одних общественных структур другими, что справедливо подчеркивалось критиками Л.-С. Хотя Л.-С. неоднократно называет себя последователем К. Маркса и весьма критически отзывается об экзистенциализме и феноменологизме, в его гносеологических представлениях несомненно влияние феноменологии. Л.-С. решительно отвергает взгляд на структурализм как на особую философскую систему.
.
«клод леви - строс» на страницах библиотеки упоминается 1 раз:
* Леви-Строс Клод
.
.
  • Леви-Строс К. Структурная антропология. (Anthropologie strugturale, 1958) [Djv- 4.4M] Перевод с французского под редакцией и с примечаниями Вяч. Вс. Иванова. Ответственные редакторы Н.А. Бутинов и Вяч. Вс. Иванов.
    (Москва: Главная редакция восточной литературы, 1983. - Серия «Этнографическая библиотека»)
    Скан, обработка, формат Djv: Faunus, 2008
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      От редколлегии (5).
      Предисловие к французскому изданию (6).
      Глава I. Введение: история и этнология (8).
      ЯЗЫК И РОДСТВО
      Глава II. Структурный анализ в лингвистике и антропологии (33).
      Глава III. Язык и общество (53).
      Глава IV. Лингвистика и антропология (64).
      Глава V. Послесловие к главам III и IV (76).
      СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
      Глава VI. Понятие архаизма в этнологии (91).
      Глава VII. Социальные структуры в Центральной и Восточной Бразилии (107).
      Глава VIII. Существуют ли дуальные организации? (118).
      МАГИЯ И РЕЛИГИЯ
      Глава IX. Колдун и его магия (147).
      Глава X. Эффективность символов (165).
      Глава XI. Структура мифов (183).
      Глава XII. Структура и диалектика (208).
      ИСКУССТВО
      Глава XIII. Симметрично развернутые изображения в искусстве Азии и Америки (216).
      Глава XIV. Змея с туловищем, наполненным рыбами (241).
      ПРОБЛЕМЫ МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЙ И ПРЕПОДАВАНИЯ АНТРОПОЛОГИИ
      Глава XV. Понятие структуры в этнологии (245).
      Глава XVI. Послесловие к главе XV (286).
      Глава XVII. Место антропологии среди социальных наук и проблемы, возникающие при ее преподавании (305).
      Примечания (340).
      Библиография (365).
      Список сокращений (396).
Аннотация издательства: Книга известного французского этнографа и философа Клода Леви-Строса впервые переведена на русский язык. Издание «Структурной антропологии» сопровождается статьями Н.А. Бутинова, В.В. Иванова и Е.М. Мелетинского. В совокупности издание позволяет читателю составить себе подробное представление о структурном методе в этнографии, основоположником которого является К. Леви-Строс.
.