Александр Александрович Макареня
|
* Д.И. Менделеев и физико-химические науки: Опыт научной биографии Д.И. Менделеева. (1972)
* Методология химии. (1985) Пособие. Соавт.: В.Л. Обухов
* Методология химии. (1985) Пособие. Соавт.: В.Л. Обухов
ИЗ ИЗДАНИЯ: Настоящая монография написана директором Музея и Научного архива Д.И. Менделеева кандидатом химических наук А.А. Макареней. Автор свыше 15 лет изучает творчество и научное наследие великого русского ученого и опубликовал большое число работ, в том числе несколько монографий и сборников, посвященных различным сторонам деятельности Менделеева (Д.И. Менделеев о радиоактивности и сложности элементов. М., Атомиздат, 1963 и 1965; Периодический закон Д.И. Менделеева. Москва: «Просвещение», 1969; Д.И. Менделеев. Избранные лекции по химии. Москва: «Высшая школа», 1968; Д.И. Менделеев в воспоминаниях современников. М., Атомиздат, 1969). В этой работе автор показывает формирование научных взглядов и научного метода Менделеева на фоне развития русской и мировой науки, рассматривает основные этапы научного творчества Менделеева, его вклад в развитие учения о веществе. Большое внимание уделено методологическим идеям Менделеева, не утратившим своего значения до настоящего времени. |
ИЗ ИЗДАНИЯ: Основой взаимосвязи химии и педагогики выступает марксистская философия в функции всеобщей методологии. В предлагаемом пособии всеобщая методология является ключом к разработке системного подхода как к материалу науки химии, так и к химии как учебному предмету. Авторы воспользовались историческим подходом к рассмотрению содержанья химии, а также к принципам отбора фактов, понятий и теорий для построения курса химии средней школы. На примерах формирования мировоззрения и обобщения знаний учащихся по некоторым темам показано применение вопросов методологии химии в методике обучения. Освещены также принципы политехнизма, региональности, непрерывности образования и др. В пособии учтен опыт работы учителей, а также методистов, использующих методологические основы для разработки и творческого применения методики обучения химии. |