«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Макогоненко Георгий Пантелеймонович

Георгий Пантелеймонович Макогоненко 325k

-

(10.04.1912 - 03.10.1986)

Википедия: Георгий Пантелеймонович Макогоненко (28 марта (10 апреля) 1912, г. Змиев Харьковской губернии - 3 октября 1986, Ленинград) - видный русский советский литературовед, критик. Доктор филологических наук, профессор. Член Союза писателей СССР (с 1943). Участник советско-финляндской войны и обороны Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
Муж поэтессы Ольги Берггольц.
Окончив в 1929 году школу в Саратове, Макогоненко в 1930 году приехал в Ленинград. Здесь он сменил целый ряд профессий: работал чернорабочим, калильщиком, сотрудником заводской газеты.
В 1934 году Г.П. Макогоненко поступил на филологический факультет Ленинградского государственного университета, русское отделение которого он окончил в 1939. С университетом же оказалась связанной вся его дальнейшая научная биография. Будучи участником семинара Г.А. Гуковского и одним из ближайших его учеников, Г.П. Макогоненко уже в студенческие годы начал углубленное исследование узловых моментов литературного и общественного развития России XVIII века. Его работы о Радищеве были замечены уже в конце 1930-х годов. В их числе была и статья «Пушкин и Радищев» (1939) - первая его пушкиноведческая работа.
В 1939-1940 был участником советско-финляндской войны, а затем и Великой Отечественной, в 1941-1942 работал редактором и начальником Литературного отдела Ленинградского радиокомитета.
В сентябре 1944 поступил в аспирантуру ЛГУ и в январе 1946 там же защитил кандидатскую диссертацию «Московский период деятельности Николая Новикова». С января 1946 по 1983 работал на филологическом факультете ЛГУ, сначала был доцентом, с 1957 - профессором на кафедре русской литературы. С 1965 по 1982 избирался заведующим кафедрой.
С 1949 по 1962 год состоял в браке с Ольгой Берггольц.
В 1955 защитил докторскую диссертацию «Радищев и его время». В 1953-1956 был также членом редколлегии серии книг «Библиотека поэта».
В ИРЛИ (Пушкинский Дом) работал с марта 1959 по совместительству в должности старшего научного сотрудника в Отделе пушкиноведения, с ноября 1969 - заведующий Группой по изучению русской литературы XVIII века.
Автор более 200 научных трудов, в том числе 17 книг. Принимал участие в коллективных трудах Института русской литературы: серийных сборниках «XVIII век» (авторская и редакторская работа), «История русской литературы» в 4 т. Том 1 (Л., 1980); «Письма русских писателей XVIII века» (Л., 1980) и др.
Подготовил ряд изданий русских классиков: К.Н. Батюшкова, Г.Р. Державина, H.M. Карамзина, Н.И. Новикова, А.Н. Радищева, Д.И. Фонвизина.
.
георгий пантелеймонович макогоненко на страницах библиотеки упоминается 2 раза:
* «Массовая историко-литературная библиотека» (серия)
* Макогоненко Георгий Пантелеймонович
Сочинения:
* Макогоненко Г.П. Гоголь и Пушкин. (1985) Монография
  • Макогоненко Г.П. Гоголь и Пушкин. [Djv- 5.9M] Монография. Автор: Георгий Пантелеймонович Макогоненко. Художник Николай Васильев.
    (Ленинград: Советский писатель: Ленинградское отделение, 1985)
    Скан, обработка, формат Djv: Николай Савченко, 2014
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Объяснение с читателем (3).
      Глава первая. «Его слышал один только Пушкин» (23).
      Глава вторая. Теоретическое обоснование реализма Пушкиным и Гоголем (52).
      Глава третья. Тема Петербурга у Пушкина и Гоголя (102).
      Глава четвертая. Первый спор с Пушкиным (135).
      Глава пятая. Фантастическое у Пушкина и Гоголя (173).
      Глава шестая. Пушкинское начало в комедии Гоголя «Ревизор» (206).
      Глава седьмая. После «Ревизора» (254).
      Глава восьмая. Повесть «Шинель» и ее истолкование (304).
      Заключение (338).
Аннотация издательства: В настоящей книге исследуются творческие связи Гоголя и Пушкина, которые рассматриваются не столько в биографическом плане, сколько в конкретных формах литературной преемственности. В ряде глав анализируется пушкинское начало в повестях «Невский проспект» и «Нос», дальнейшее развитие у Гоголя пушкинских образов-символов Петербурга и фантастика нового типа. Анализ повести «Записки сумасшедшего» вскрывает полемику Гоголя с «Медным всадником». Выяснению пушкинской мысли в «Мертвых душах» и «Ревизоре» посвящена специальная глава.