Публичная Библиотека
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг, авторов произведений и переводов

Жан Мелье 106k

(Jean Meslier)

(15.06.1664 - 17.06.1729)

Большая советская энциклопедия: Мелье (Meslier) Жан (июнь 1664, Мазерни, - между 28.6 и 6.7.1729, Этрепиньи), французский философ-материалист, атеист, утопический коммунист. Сын деревенского ткача, М. по настоянию родителей стал сельским священником (с 1689). Свое единственное сочинение «Завещание» (полностью впервые опубликовал в 1864 в Амстердаме; рус. пер., т.1-3, 1937 и 1954) закончил незадолго до смерти. В нем М. дал глубокую и всестороннюю критику феодально-абсолютистского строя Франции. Противоречия между народом и «сильными мира сего» считал непримиримыми; отвергая мысль о «просвещенном государе», служащем обществу, призывал народ к революции. М. набросал контуры идеального коммунистического общества: все люди одной местности должны объединяться в одну семью-общину, в которой существует общее владение всеми благами, все трудятся и любят друг друга, как братья; общины заключают между собой союз с целью поддержания мира и взаимопомощи. Тиранические порядки существуют, согласно М., лишь потому, что у народа нет ясного сознания тяжести своего положения, его причин и своей силы; народ обманут и подавлен предрассудками, главную роль среди которых играет религия, подвергнутая у М. разносторонней критике. М. с классической ясностью выразил просветительский взгляд на происхождение религии как результат сознательного обмана.
Теоретическими источниками материализма М. явились античный атомизм и физика Р. Декарта. Утверждая вечность и несотворенность материи и материальное единство мира, М. критиковал метафизику Декарта, идеализм Н. Мальбранша и религиозно-идеалистическую философию вообще.
Философские взгляды М. оказали большое воздействие на формирование мировоззрения французских материалистов 18 в.
.
. «жан мелье» на страницах библиотеки упоминается 2 раза: .
. .
. .
  • Мелье Ж. Завещание. Том 1. (Le Test Ament) [Djv- 5.8M] Перевод с французского Ф.Д. Капелюша и Г.П. Полякова под редакцией Ф.А. Коган-Бернштейн. Комментарий и приложения Ф.Б. Шуваевой. Вступительная статья В.П. Волгина.
    (Москва: Издательство Академии наук СССР, 1954. - Академия наук СССР. Серия «Предшественники научного социализма»)
    Скан: seriocity, OCR, обработка, формат Djv: white_colonizer, 2013
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      В.П. Волгин. Мелье и его «Завещание» (5).
      ЗАВЕЩАНИЕ
      I. Предисловие. Задача труда (55).
      II. Мысли и чувства автора по поводу религий мира (59).
      III. Все религии являются лишь заблуждениями, иллюзиями и обманом (82).
      IV. Первое доказательство тщетности и ложности религий: они лишь измышления человека (84).
      V. Почему политики используют религиозные заблуждения и обман (90).
      VI. У древних было в обычае причислять императоров и знатных людей к сонму богов. Гордыня знатных, лесть одних и невежество других породили и узаконили это злоупотребление (94).
      VII. Они верили, что люди могут становиться после своей смерти богами (97).
      VIII. Происхождение идолопоклонства. (101).
      IX. Ни одна из существующих в мире религий не является божественным установлением (114).
      X. [Второе доказательство тщетности и ложности религий; слепая вера, лежащая в основе всех религий, - источник заблуждений, иллюзий и обмана] (118).
      XI. Она (вера) является также лишь источником и роковой причиной смуты и вечных расколов среди людей (121).
      XII. [Слабость и ложность мнимых доказательств достоверности, на которых покоится истинность любой религии] (128).
      XIII. [Недостоверность и ложность мнимых чудес, как основы для утверждения какой бы то ни было религии] (131).
      XIV. [Недостоверность историй о них] (136).
      XV. [Недостоверность мнимого священного писания: оно сильно фальсифицировано и испорчено] (149).
      XVI. [Недостоверность евангелий] (153).
      XVII. [Мнимые священные писания не обнаруживают никаких признаков мудрости или сверхчеловеческих знаний] (161).
      XVIII. [Противоречия в евангелиях] (166).
      XIX. [Мнимые чудеса, о которых сообщается в евангелиях, ложны; доказательства этого] (188).
      XX. [Совпадение мнимых ристианских чудес с мнимыми языческими чудесами] (219).
      XXI. [И те и другие одинаково ложны] (227).
      XXII. Третье доказательство [тщетности и ложности религий, выводимое из ложности видений и божественных откровений] (239).
      XXIII. [Безумие приписывать богу установление жестоких жертвоприношений невинных животных и думать, что такие жертвы ему приятны]. (250).
      XXIV. [Происхождение жертвоприношений] (261).
      XXV. [Мнимый приказ бога Аврааму принести в жертву своего сына] (274).
      XXVI. [Ложность мнимых обетований бога патриархам Аврааму, Исааку и Иакову] (281).
      XXVII. Четвертое доказательство [ложности религий, вытекающее из ложности мнимых обетований и пророчеств Ветхого завета] (286).
      XXVIII. [Ложность мнимых обетований нового завета] (332).
      XXIX. [Ложность духовных, аллегорических и мистических толкований священного писания] (385).
.
.