«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Мелетинский Елеазар Моисеевич

Елеазар Моисеевич Мелетинский 150k

-

(22.10.1918 - 16.12.2005)

Википедия: Елеазар Моисеевич Мелетинский (22 октября 1918, Харьков - 16 декабря 2005, Москва) - российский ученый-филолог, историк культуры, доктор филологических наук, профессор. Основатель исследовательской школы теоретической фольклористики.
Елеазар Мелетинский родился в Харькове в семье инженера-строителя Моисея Лазаревича Мелетинского и врача-невропатолога Раисы Иосифовны Марголис. Закончил школу в Москве, затем факультет литературы, искусства и языка Института истории, философии и литературы (ИФЛИ, 1940). Окончил курсы военных переводчиков, воевал на Южном фронте, затем на Кавказском фронте.
В 1943-1944 гг. обучался в аспирантуре Среднеазиатского государственного университета в Ташкенте, а после ее окончания стал старшим преподавателем этого вуза. В 1945 г. защитил кандидатскую диссертацию «Романтический период в творчестве Ибсена».
В 1946 г. перешел в Карело-Финский университет (Петрозаводск) и там проработал заведующим кафедрой литературы до 1949 года (а в 1946-1947 - еще и заведующим отделом фольклора карело-финской базы АН СССР).
Арестован в период антисемитской кампании (1949). Провел полтора года в следственных изоляторах (пять с половиной месяцев в одиночной камере), приговорен к десяти годам лишения свободы. Освобожден из лагеря и реабилитирован только осенью 1954 года.
С 1956 по 1994 гг. работал в Институте мировой литературы имени А.М. Горького (ИМЛИ РАН).
Он был ответственным редактором нескольких десятков научных изданий, руководил коллективными трудами Института (3), принимал самое деятельное участие в создании многотомной «Истории всемирной литературы» (Т. 1-8, М., 1984-1993), являясь членом редколлегии отдельных ее томов, автором разделов, посвященных происхождению и ранним формам словесного искусства, литературам средневековой Европы, Дании, Норвегии, Исландии, Швеции, Ближнего Востока, Средней Азии, эпическим традициям народов Кавказа и Закавказья, Центральной Азии и Сибири (4).
Член редколлегии (с 1969) и главный редактор (с 1989) серий «Исследования по фольклору и мифологии Востока» и «Сказки и мифы народов Востока» (выпускаемых Главной редакцией восточной литературы издательства «Наука»; с 1994 - Издательская фирма «Восточная литература»), член международных научных обществ - Общества по исследованию повествовательного фольклора (Финляндия), Международной ассоциации по семиотике (Италия).
С 1989 по 1994 год Е.М. Мелетинский исполнял обязанности профессора Московского Государственного университета на кафедре истории и теории мировой культуры, созданной тогда философским факультетом МГУ. С конца 80-х годов он читал лекции в университетах Канады, Италии, Японии, Бразилии, Израиля, выступал на международных конгрессах по фольклористике, сравнительному литературоведению, медиевистике и семиотике.
В начале 1992 года возглавил Институт высших гуманитарных исследований РГГУ. Отдал много сил и времени реализации заложенных в него идей развития рационального гуманитарного знания, широких компаративных и типологических исследований культурных традиций, ликвидации разрыва между научным и педагогическим процессами. В РГГУ он читал курс лекций по сравнительной мифологии и исторической поэтике, руководил работой научных семинаров и создаваемыми здесь коллективными трудами, являлся главным редактором журнала «Arbor mundi» («Мировое древо»), который выпускается Институтом высших гуманитарных исследований с 1992 года.
На протяжении многих лет был женат на филологе Ирине Семенко. После ее смерти второй женой Мелетинского стала поэтесса Елена Кумпан...
.
елеазар моисеевич мелетинский на страницах библиотеки упоминается 2 раза:
* Мелетинский Елеазар Моисеевич
* Советская Энциклопедия (издательство)
  • Мелетинский Е.М. Палеоазиатский мифологический эпос. Цикл ворона. [Pdf-11.5M] .
    (Москва: Издательство «Наука». Главная редакция восточной литературы, 1979. - Академия наук СССР. Институт мировой литературы им. А.М. Горького. Серия «Исследования по фольклору и мифологии Востока»)
    Скан, обработка, формат Pdf: NewBabaykin, 2011
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      От редколлегии (5).
      Введение (7).
      Глава 1. Мифы о Вороне у чукчей (21).
      Глава 2. Миф и эпос о Вороне у коряков и ительменов (33).
      Глава 3. Ворон в мифологическом пантеоне палеоазиатов (80).
      Глава 4. Вороньи мотивы в фольклоре эвенков, юкагиров, эскимосов, алеутов (95).
      Глава 5. Мифы о Вороне у северных атапасков и эйаков (105).
      Глава 6. Миф и эпос о Вороне у индейцев северо-западного побережья Америки (114).
      Глава 7. Семантическая структура мифологического эпоса о Вороне (144).
      Глава 8. Типологические параллели (179).
      Глава 9. Происхождение и эволюция вороньего мифологического эпоса (191).
      Библиография (211).
      Summary (220).
Аннотация издательства: Монография представляет собой обзор и анализ (типологический и исторический) мифов, сказок и эпических циклов о Вороне - культурном герое, первопредке и мифологическом плуте, широко известных фольклору народностей Камчатки, Чукотки и Аляски. Исследуется жанровая специфика, история создания и распространения этого архаического мифологического эпоса. Монография представляет интерес как в плане изучения типологии древнейших форм словесного искусства, так и в плане разработки проблемы древнейших культурных связей Азии и Америки.
.
  • Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. [Pdf-72.3M] .
    (Москва: Издательство «Наука». Главная редакция восточной литературы, 1976. - Академия наук СССР. Институт мировой литературы им. А.М. Горького. Серия «Исследования по фольклору и мифологии Востока»)
    Скан, обработка, формат Pdf: Leviathan213, 2010
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      От редколлегии (5).
      Вступление (7).
      Часть I. Новейшие теории мифа и ритуально-мифологический подход к литературе (12).
      Историческое введение (12).
      «Ремифологиэация» в философии и культурологии (25).
      Ритуализм и функционализм (31).
      Французская социологическая школа (39).
      Символические теории (45).
      Аналитическая психология (57).
      Структурализм (74).
      Ритуально-мифологическая школа в литературоведении (97).
      Русская и советская наука о мифотворчестве (121).
      Предварительные итоги (152).
      Часть II. Классические формы мифа и их отражение в повествовательном фольклоре (163).
      Предварительные замечании (163).
      Общие свойства мифологического мышления (164).
      Функциональная направленность мифа (169).
      Мифическое время и его «парадигмы» (171).
      Первопредки-демиурги - культурные герои (178).
      Архаические мифы творения (194).
      Этнология социума (199).
      Хаос и космос. Космогенез (202).
      Космическая модель (212).
      Календарные мифы (218).
      Космические циклы и эсхатологические мифы (222).
      Героические мифы и «переходные» обряды (225).
      Семантика мифологического сюжета к системы (230).
      Миф, сказка, эпос (262).
      Часть III. «Мифологизм» в литературе XX века (277).
      Историческое введение (277).
      «Мифологический» роман XX века. Вводные замечания (295).
      Антитеза: Джимс и Томас Манн (298).
      «Мифологиям» Кафки (340).
      Различные вилы мифологизации и современном романе (358).
      Примечания и библиография (373).
      Указатель имен (391).
      Summary (399).
Аннотация издательства: Монография Е.М. Мелетинского, автора нескольких книг и многих статей по вопросам фольклористики и поэтики, посвящена общим проблемам мифологии, анализу современных теорий мифа и критическому рассмотрению использования мифа в художественной литературе и литературоведении XX в. (современное мифотворчество в его отношении к первобытным и древним мифам). Рассматриваются мифология и литература как западного, так и восточного мира.
.
  • Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. [Pdf- 5.3M] 3-е издание, репринтное. Научное издание.
    (Москва: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. - Российская Академия наук. Институт мировой литературы им. А.М. Горького. Серия «Исследования по фольклору и мифологии Востока»)
    Скан, OCR, обработка, формат Pdf: Aleksandr Again, 2010
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      От редколлегии (5).
      Вступление (7).
      Часть I. Новейшие теории мифа и ритуально-мифологический подход к ли тературе (12).
      Историческое введение (12).
      «Ремифологизация» в философии и культурологии (25).
      Ритуализм и функционализм (31).
      Французская социологическая школа (39).
      Символические теории (45).
      Аналитическая психология (57).
      Структурализм (74).
      Ритуально-мифологическая школа в литературоведении (97).
      Русская и советская наука о мифотворчестве (121).
      Предварительные итоги (152).
      Часть II. Классические формы мифа и их отражение в повествовательном фольклоре (163).
      Предварительные замечания (163).
      Общие свойства мифологического мышления (164).
      Функциональная направленность мифа (169).
      Мифическое время и его «парадигмы» (171).
      Первопредки-демиурги - культурные герои (178).
      Архаические мифы творения (194).
      Этиология социума (199).
      Хаос и космос. Космогенез (202).
      Космическая модель (212).
      Календарные мифы (218).
      Космические циклы и эсхатологические мифы (222).
      Героические мифы и «переходные» обряды (225).
      Семантика мифологического сюжета и системы (230).
      Миф, сказка, эпос (262).
      Часть III. «Мифологизм» в литературе XX века (277).
      Историческое введение (277).
      «Мифологический» роман XX века. Вводные замечания (295).
      Антитеза: Джойс и Томас Манн (298).
      «Мифологизм» Кафки (340).
      Различные виды мифологизации в современном романе (358).
      Примечания и библиография (373).
      Указатель имен (391).
      Summary (399).
Аннотация издательства: Монография Е.М. Мелетинского посвящена общим проблемам мифологии, анализу современных теорий мифа и критическому рассмотрению использования мифа в художественной литературе и литературоведении XX в. (современное мифотворчество в его отношении к первобытным и древним мифам). Рассматриваются мифология и литература как западного, так и восточного мира.
.
  • Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса: Ранние формы и архаические памятники. [Djv- 5.3M] [Pdf-26.3M] 2-е издание, исправленное. Ответственный редактор В.М. Жирмунский. Научное издание.
    (Москва: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2004. - Российская Академия наук. Отделение историко-филологических наук. Институт мировой литературы им. А.М. Горького. Российский государственный гуманитарный университет. Институт высших гуманитарных исследований. Серия «Исследования по фольклору и мифологии Востока»)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv, Pdf: Полишинель, 2011
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Современные теории происхождения эпоса (5).
      Первобытные истоки эпоса (21).
      Архаический героический эпос (95).
      I. Карело-финские эпические руны (95).
      II. Древнейшие героические сказания народов Кавказа (156).
      III. Богатырские поэмы тюрко-монгольских народов Сибири (247).
      IV. Шумеро-аккадский книжный эпос (375).
      От архаического эпоса к классическому (423).
      Библиографический указатель (449).
      Список сокращений (460).
Аннотация издательства: Архаические памятники героического эпоса и пути дальнейшего формирования героической эпопеи рассматриваются в рамках отдельных национально-исторических «участков», каждый из которых имеет свою специфику. При этом главная задача автора - не выявление специфики каждой культурной «области», а установление общих закономерностей в соотношении догосударственной героико-эпической архаики с первобытно-общинным наследием, с одной стороны, и с более поздними (возникшими на стадии государственной консолидации) эпическими памятниками - с другой.
.