«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Некрасов Николай Алексеевич

Николай Алексеевич Некрасов 846k

-

(10.12.1821 - 08.01.1877)

Большая советская энциклопедия: Некрасов Николай Алексеевич [28.11(10.12).1821, местечко Немиров, ныне Винницкой области, - 27.12.1877 (8.1.1878), Петербург], русский поэт, литературный деятель. Детские годы Н. прошли в с. Грешнево (ныне с. Некрасово) близ Ярославля, в имении отца. Здесь он близко узнал крестьянскую жизнь. В 1832-37 учился в Ярославской гимназии. В 1839 тщетно пытался поступить в Петербургский университет (в 1839-1840 считался вольнослушателем). Лишенный поддержки отца, вел жизнь полубездомного столичного бедняка. Печатал стихи с 1838. В 1840 опубликовал сборник еще незрелых стихов «Мечты и звуки», встреченный суровой рецензией В.Г. Белинского и уничтоженный самим автором. Обладая твердым характером, Н. дал себе слово «не умереть на чердаке» и начал энергичную литературно-журнальную деятельность. «Уму непостижимо, сколько я работал», - вспоминал он позднее. Н. писал рассказы, повести, пьесы, театральные обозрения, фельетоны. Его водевили были поставлены на сцене Александрийского театра (под псевдонимом Н.А. Перепельский). С 1840 начал сотрудничать в театральном журнале «Пантеон...», с 1841 - в «Литературной газете» и «Отечественных записках». В 1842-1843 сблизился с Белинским и его кружком. Осознав необходимость покончить с «литературной поденщиной» (хотя и в это время были написаны значительные произведения, например очерк «Петербургские углы», 1845), Н. пережил перелом, который сам осознал как «поворот к правде»; он примкнул к натуральной школе. Его стихи наполнились социальным содержанием («В дороге», «Родина»). В критических статьях и рецензиях, в издательских начинаниях Н. явился соратником Белинского в его борьбе за реализм и народность русской литературы. Талант Н. как редактора и организатора литературных сил развернулся в «Современнике»; даже в годы политической реакции после 1848 Н. сумел многое сделать, чтобы отстоять демократическое направление журнала. В это время были опубликованы романы «с продолжением» («Три страны света», 1848-49, и «Мертвое озеро», 1851, совместно с А.Я. Панаевой, которая стала женой Н.). При всей неровности письма и налете мелодраматизма (в главах, написанных Панаевой) эти романы проникнуты демократическим настроением. В период общественного подъема середины 50-х гг. Н. поручил руководящую роль в журнале Н.Г. Чернышевскому и Н.А. Добролюбову. Твердая и принципиальная позиция новых сотрудников в обстановке резкого обострения классовых противоречий ускорила идейное размежевание внутри редакции. Н. мужественно отказался от сотрудничества с группой литераторов-либералов, хотя был связан с ними узами старой дружбы; «... все симпатии его были на стороне Чернышевского», - указывал В.И. Ленин (Полное собрание соч., 5 издание, т. 22, с. 84). Своей энергией, редакторским опытом и тактом, умелой, хотя изнурительной, борьбой с цензурой Н. сделал возможным появление на страницах журнала яркой революционной публицистики и критики. «Только благодаря его великому уму, - вспоминал Чернышевский, - высокому благородству души и бестрепетной твердости характера я имел возможность писать, как я писал» (Полное собрание соч., т. 15, 1950, с. 793).
На рубеже 60-х гг. развернулось дарование Н. как народного поэта, сатирика, обличителя «верхов», заступника угнетенной деревни. Идейное общение с «новыми людьми» в «Современнике» помогло окончательно сложиться его убеждениям, создать выдающиеся произведения, богатые революционной мыслью («Поэт и гражданин», «Размышления у парадного подъезда», «Песня Еремушке», «О погоде», «Плач детей»). В 1856 вышел сборник Н. «Стихотворения», воспринятый как манифест передовой русской литературы, открыто звавший к гражданской деятельности, к революционному действию. В годы революционной ситуации 1859-1861 в поэзии Н. углубляется тема деревни. Его стихи («Дума», «Похороны», «Калистрат») и поэмы («Крестьянские дети», 1861; «Коробейники», 1861; «Мороз, Красный нос», 1863) согреты неподдельной любовью к русскому крестьянину. К этому времени исключительно вырос авторитет Н. в русском обществе, особенно среди передовой молодежи и революционных деятелей, считавших его первым русским поэтом. Когда правительство начало открыто преследовать революционеров (1866) и журналу «грозил неумолимый рок», Н. сделал отчаянную и бесполезную попытку его спасти: он выступил со стихами на обеде в честь М.Н. Муравьева. Это была ошибка («звук неверный»), в которой поэт горько раскаивался до последних дней жизни («Прости меня, о Родина! прости!...»).
В 1868 Н. удалось взять в свои руки «Отечественные записки». Он опубликовал здесь главы поэмы «Кому на Руси жить хорошо», поэмы о декабристах - «Дедушка» (1870) и «Русские женщины» (1872-73), сатиру «Современники» (1875-76). В этих произведениях (они появились в печати с большими цензурными искажениями), а также в лирике Н. воплощены важнейшие черты эпохи 70-х гг., когда крепло движение революционного народничества, начиналось «хождение в народ». Н. стремился поддержать дух революционной интеллигенции, преклонялся перед ее самоотверженностью, звал к подвигу («Сеятелям», 1876, опубликовано 1877). Последние годы жизни Н., проведенные в напряженном творческом труде, заботах о журнале, в общественной деятельности, были омрачены тяжелой болезнью. Но и в это время он создал «последние песни», в которых с прежней поэтической силой говорил об итогах прожитой жизни, о своей любви к русскому народу и о своей «музе»: «Сестра народа - и моя». Похороны Н. (на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге) носили характер народной политической демонстрации. От имени общества «Земля и воля» выступал Г.В. Плеханов. Знаменательной была речь Ф.М. Достоевского, который поставил Н. рядом с А.С. Пушкиным.
Поэзия Н., подготовленная предшествующим развитием русской литературы, впитавшая традиции Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя, отразила громадные сдвиги в жизни русского народа, пробуждавшегося к освободительной борьбе, и это определило особое место Н. среди русских писателей-реалистов 19 в. Он не только сочувствовал народу, но отождествил себя с крестьянской Россией, заговорил от ее имени и ее языком. «Я лиру посвятил народу своему», - сказал он в конце жизни. Тема народа, крестьянства, воплощенная в бесконечном разнообразия типов и характеров, новых для русской литературы, проходит через все творчество Н. - от ранних стихотворений «Тройка» и «Родина» до больших эпических поэм, до предсмертных лирических обращений к русскому народу. Никто, кроме Н., не создал таких поражающих своей жестокой правдивостью картин деревенской нищеты и горя («Размышления у парадного подъезда», «Орина, мать солдатская», «Пир на весь мир») и никто не увидел столько светлых сторон в жизни крестьянства, столько крупных, мужественных характеров (Дарья, Матрена, Савелий, Ермил Гирин), не убитых веками рабства. Н. был далек от ложной народнической идеализации деревни и осуждал долготерпение, пассивность большей части крестьянства («Чем хуже был бы твой удел, когда б ты менее терпел?»). Образ России, сильной и страдающей, стоит за широкими картинами некрасовской деревни: «Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь!».
Мысль о народе, о его судьбе пронизывает все, о чем бы ни писал Н. В «Железной дороге» (1864) сквозь мрачные картины гибельного труда строителей прорывается победный гимн в честь творческих сил народа. В некрасовской лирике, сюжетной и остродраматичной, большое место занимает проблема долга перед народом («Рыцарь на час», 1860). Темы любви и природы окрашены в его стихах личным отношением поэта к жизни общества, к человеку-деятелю, носителю высоких идеалов. Героические образы Белинского, Добролюбова, Чернышевского, созданные Н., овеяны революционно-романтической патетикой. Тяжелая судьба русской женщины постоянно волновала Н.; эта тема нашла воплощение и в лирике, и в поэмах о декабристках - «Княгиня Волконская», «Княгиня Трубецкая». В этих исторических поэмах события прошлого осмыслены в связи с судьбами народа и революционно-народническими идеалами 70-х гг. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1866-76) увенчивает творчество Н. Это подлинная поэтическая энциклопедия народной жизни середины 19 в., поражающая грандиозностью замысла, остротой социально-критического анализа, данного с точки зрения самого крестьянства. Особое место занимает в поэме образ Гриши Добросклонова, в котором воплощены черты крестьянского революционера, носителя народного идеала свободы. Совершенное и новаторское творение Н. вобрало в себя огромные пласты устно-поэтического народного творчества; песни, поговорки и поверья, разговорный крестьянский язык и народное острословие слились здесь в едином художественном сплаве.
Важнейшая черта творчества Н. - его сатирическая направленность. Обличение благонамеренных чиновников, буржуазных филантропов, знатных лицемеров в ранних стихах («Современная ода», «Колыбельная песня») переросло затем в острую сатиру на всю политическую систему, крепостников-помещиков, либеральных деятелей, царскую цензуру, мнимую свободу печати («Газетная», «Песни о свободном слове», «Суд»). Позднее созданы такие шедевры русской сатиры, как поэма «Недавнее время» (1871) и «Современники» (1875-1876); в центре второй из них - фигуры буржуазных дельцов и бюрократов, изображенных со щедринской силой.
Поэт глубоко национальный, Н. широко ввел в поэзию все богатство народного языка и фольклора, смело использовал прозаизмы, разные речевые стили, песенные интонации. Некрасовская поэзия, в которой гражданственность и высокая художественность предстают в неразрывном единстве, оказала благотворное влияние на последующее развитие русской классической, а затем советской поэзии.
Многие стихи Н. еще при жизни поэта стали народными песнями, которые поются доныне («Коробушка», «Меж высоких хлебов...» и др.). Русские композиторы охотно писали музыку на его тексты: М.П. Мусоргский («Калистрат», «Песня Еремушке»), Ц.А. Кюи («Молодые», «Сват и жених», «Внимая ужасам войны», «Катерина»), С.И. Танеев («Бьется сердце беспокойное»).
Марксистское литературоведение (Г.В. Плеханов и др.) еще в дореволюционные годы начало разработку наследия Н. После Октябрьской революции 1917 проделана огромная работа по собиранию и изучению его рукописей, по восстановлению подлинных текстов, запрещенных или искаженных царской цензурой. Советские некрасоведы заново воссоздают его биографию, изучают мастерство поэта. Работают литературно-мемориальные музеи: Музей-квартира Н. в Ленинграде (с 1946) и Музей-усадьба в с. Карабиха Ярославской области (с 1947).
.
  • Некрасов Н.А. Избранные стихотворения. [Djv-32.6M] [Pdf-62.1M] Сборник: Стихотворения. Для средней школы. Автор: Николай Алексеевич Некрасов. Вступительная статья, редакция и примечания Корнея Чуковского. Иллюстрации Д.А. Шмарино. Переплет, форзац, шмуцтитулы, буквицы и орнаментация С. Телингатера.
    (Москва - Ленинград: Государственное издательство Детской литературы Министерства просвещения РСФСР (Детгиз), 1949. - Школьная библиотека)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv, Pdf: manjak1961, 2019
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      «Некрасов». Вступительная статья Корнея Чуковского (5).
      1845
      В дороге (29).
      Современная ода (30).
      «Я за то глубоко презираю себя...» (31).
      Колыбельная песня (32).
      1846
      Тройка (33).
      Родина (34).
      Псовая охота (36).
      Перед дождем (40).
      1847
      Нравственный человек (41).
      1848
      «Вчерашний день, часу в шестом...» (42).
      1851
      Муза (43).
      1853
      Памяти Белинского (45).
      1854
      Несжатая полоса (46).
      1855
      «Праздник жизни - молодости годы...» (47).
      Саша (48).
      На родине (57).
      Забытая деревня (58).
      «Замолкни, Муза мести и печали!..» (59).
      «Внимая ужасам войны...» (59).
      1856
      Школьник (60).
      Поэт и гражданин (61).
      Петербургское утро (из поэмы «Несчастные») (65).
      1858
      «Стихи мои! Свидетели живые...» (66).
      Размышления у парадного подъезда (67).
      Песня Еремушке (70).
      1859
      Городская кляча (из поэмы «О погоде»). (71).
      1860
      На Волге (Детство Валежникова) (73).
      Рыцарь на час (77).
      Дума (80).
      Плач детей (81).
      1861
      «Что ни год - уменьшаются силы...» (81).
      Крестьянские дети (82).
      Коробейники (90).
      Свобода (102).
      1862
      Зеленый шум (103).
      «Надрывается сердце от муки...» (104).
      1863
      «В полном разгаре страда деревенская...» (105).
      Калистрат (105).
      Орина, мать солдатская (106).
      Мороз, Красный нос (108).
      1864
      Памяти Добролюбова (125).
      Железная дорога (126).
      1867
      «Белинский был особенно любим...» (из «Медвежьей охоты») (128).
      «Умру я скоро. Жалкое наследство...» (129).
      Стихотворения, посвященные русским детям:
      I. Дядюшка Яков (130).
      II. Пчелы (131).
      III. Генерал Топтыгин (132).
      С работы (134).
      1868
      «Не рыдай так безумно над ним...» (134).
      «Душно! без счастья и воли...» (135).
      1870
      Стихотворения, посвященные русским детям:
      I. Дедушка Мазай и зайцы (135).
      II. Соловьи (137).
      1872
      Русские женщины. Княгиня М.Н. Волконская (139).
      1874
      Элегия (159).
      Н.Г. Чернышевский (Пророк) (160).
      1863-1877
      Кому на Руси жить хорошо (отрывки из поэмы) (161).
      1876-1877
      Сеятелям (236).
      Музе (237).
      Зине («Ты еще на жизнь имеешь право...») (237).
      Баюшки-баю (237).
      «О Муза! я у двери гроба!..» (238).
      Примечания (241).
      Алфавитный указатель (251).
.
  • Некрасов Н.А. Кому на Руси жить хорошо. [Djv-11.6M] [Pdf-77.2M] Автор: Николай Алексеевич Некрасов. Художник К.С. Бокарев.
    (Москва: Издательство «Советская Россия», 1985)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv, Pdf: manjak1961, 2019
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Часть первая (5).
      Крестьянка (101).
      Последыш (185).
      Пир - на весь мир (227).
.
  • Некрасов Н.А. Мужичок с ноготок. [Djv- 977k] Сборник: Стихотворения. Для дошкольного возраста. Автор: Николай Алексеевич Некрасов. Рисунки В. Ладягина.
    (Москва: Издательство «Детская литература», 1971)
    Скан, обработка, формат Djv: Алексей Несененко, 2006
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Некрасов Н.А. Мужичок с ноготок. тихотворения.
.
.
  • Некрасов Н.А. Сочинения в 3 томах. Том 1. [Djv- 3.0M] Автор: Николай Алексеевич Некрасов. Оформление художника Н. Крылова.
    (Москва: Государственное издательство Художественной литературы, 1959. - Серия «Библиотека классиков русской литературы»)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv: ???, предоставил: Alexandr, 2018
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      От издательства (5).
      1845
      Современная ода (9).
      В дороге (10).
      Пьяница (13).
      «Отрадно видеть, что находит...» (15).
      Колыбельная песня (16).
      «Я за то глубоко презираю себя...» (13).
      «Пускай мечтатели осмеяны давно...» (19).
      «Когда из мрака заблужденья...» (20).
      1846
      Огородник (22).
      Перед дождем (25).
      Родина (26).
      Тройка (28).
      Псовая охота (30).
      «В неведомой глуши, в деревне полудикой...» (38).
      1847
      Нравственный человек (40).
      «Если, мучимый страстью мятежной...» (42).
      «Еду ли ночью по улице темной...» (43).
      «Ты всегда хороша несравненно...» (45).
      1848
      Вино (46).
      «Вчерашний день, часу в шестом...» (49).
      1850
      «Я не люблю иронии твоей...» (50).
      «Да, наша жизнь текла мятежно...» (51).
      «Так это шутка? Милая моя...» (53).
      На улице
      1. Вор (55).
      2. Проводы (55).
      3. Гробок (56).
      4. Ванька (56).
      1851
      «Мы с тобой бестолковые люди...» (57).
      1852
      «Блажен незлобивый поэт...» (58).
      Муза («Нет, Музы ласково поющей и прекрасной...») (60).
      Застенчивость (62).
      «О письма женщины нам милой!» (64).
      Прекрасная партия (65).
      «Ах, были счастливые годы!» (73).
      За городом (74).
      1853
      В деревне (75).
      Памяти приятеля (78).
      Филантроп (79).
      Отрывки из путевых записок графа Гаранского (84).
      Буря (88).
      1854
      Несжатая полоса (89).
      «Я сегодня так грустно настроен...» (91).
      Влас (92).
      1855
      Маша (95).
      «Безвестен я. Я вами не стяжал...» (97).
      «Праздник жизни - молодости годы...» (98).
      «Поражена потерей невозвратной...» (99).
      Свадьба (100).
      «Давно - отвергнутый тобою...» (102).
      Саша (103).
      Памяти ‹Асенков›ой (121).
      Извозчик (124).
      Последние элегии
      1. «Душа мрачна, мечты мои унылы...» (127).
      2. «Я рано встал, недолги были сборы...» (128).
      3. «Пышна в разливе гордая река...» (128).
      «Чуть-чуть не говоря: «Ты сущая ничтожность!..» (130).
      «Тяжелый крест достался ей на долю...» (131).
      «Тяжелый год - сломил меня недуг...» (133).
      В.Г. Белинский (134).
      Секрет (139).
      В больнице (142).
      Гадающей невесте (146).
      Демону (147).
      Забытая деревня (148).
      «Внимая ужасам войны...» (150).
      На родине (151).
      «Где твое личико смуглое...» (152).
      «Замолкни, Муза мести и печали!» (153).
      1856
      Влюбленному (154).
      Княгиня (155).
      «Как ты кротка, как ты послушна...» (157).
      Школьник (158).
      «Я посетил твое кладбище...» (160).
      «Самодовольных болтунов...» (162).
      Поэт и гражданин (164).
      Т‹ургене›ву. («Прощай! Завидую тебе...») (173).
      Прости (174).
      Несчастные (175).
      1857
      «В столицах шум, гремят витии...» (199).
      Тишина (200).
      1858
      «Стихи мои! Свидетели живые...» (206).
      Н.Ф. Крузе (207).
      Размышления у парадного подъезда (208).
      «Ночь. Успели мы всем насладиться...» (212).
      1859
      Песня Еремушке (213).
      О погоде. Часть первая
      I. Утренняя прогулка (216).
      II. До сумерек (220).
      III. Сумерки (225).
      Убогая и нарядная (229).
      1860
      «Что ты, сердце мое, расходилося?..» (233).
      Знахарка (234).
      На Волге (236).
      На псарне (244).
      Деревенские новости (245).
      Плач детей (249).
      1861
      На смерть Шевченко (251).
      «Что ни год - уменьшаются силы...» (252).
      «...одинокий, потерянный...» (253).
      Свобода (254).
      Похороны (255).
      Крестьянские дети (258).
      «Ты как поденщик выходил...» (266).
      Слезы и нервы (268).
      Дума (270).
      Коробейники (272).
      20 ноября, 1861 (292).
      Дешевая покупка (293).
      1862
      Рыцарь на час (296).
      «Литература, с трескучими фразами...» (302).
      Зеленый шум (303).
      Что думает старуха, когда ей не спится (305).
      «В полном разгаре страда деревенская...» (307).
      1863
      Кумушки (309).
      «Надрывается сердце от муки...» (311).
      Калистрат (312).
      Пожарище (313).
      «Благодарение господу богу...» (315).
      Орина, мать солдатская (317).
      Мороз, Красный нос (321).
      Часть первая. Смерть крестьянина (323).
      Часть вторая. Мороз, Красный нос (337).
От издательства: Настоящее издание - Сочинения Н.А. Некрасова в трех томах - содержит стихотворения и поэмы. В основу этого издания положено Полное собрание сочинений и писем Н.А. Некрасова, Гослитиздат, 1948-1953, с дополнительной сверкой текстов по прижизненным публикациям, что позволило в ряде случаев уточнить тексты и датировку отдельных произведений.
Произведения печатаются в хронологическом порядке.
Первый том составляют стихотворения и поэмы 1845-1863 гг.; второй том - стихотворения и поэмы 1864-1877 гг., «Юмористические стихотворения» и стихотворения, не включавшиеся Н.А. Некрасовым в собрания его сочинений; третий том - поэмы «Современники» и «Кому на Руси жить хорошо».
  • Некрасов Н.А. Сочинения в 3 томах. Том 2. [Djv- 3.6M] Автор: Николай Алексеевич Некрасов. Оформление художника Н. Крылова.
    (Москва: Государственное издательство Художественной литературы, 1959. - Серия «Библиотека классиков русской литературы»)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv: ???, предоставил: Alexandr, 2018
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      1864
      Железная дорога (7).
      Памяти Добролюбова (12).
      Притча о Ермолае трудящемся (14).
      Возвращение (15).
      Начало поэмы (16).
      1865
      О погоде. Часть вторая
      I. Крещенские морозы (18).
      II. Кому холодно, кому жарко! (22).
      Газетная (27).
      Песни о свободном слове
      I. Рассыльный (36).
      II. Наборщики (37).
      III. Поэт (41).
      IV. Литераторы (41).
      V. Фельетонная букашка (42).
      VI. Публика (43).
      VII. Осторожность (48).
      VIII. Пропала книга! (51).
      1866
      Балет (53).
      «Ликует враг, молчит в недоуменье...» (64).
      Песни (65).
      I. «У людей-то в дому - чистота, лепота...» (65).
      II. Катерина (66).
      III. Молодые (67).
      IV. Сват и жених (67).
      V. Гимн (69).
      1867
      «Умру я скоро. Жалкое наследство...» (70).
      Еще тройка (72).
      Сцены из лирической комедии «Медвежья охота» (74).
      Песня («Отпусти меня, родная...») (91).
      Песня о труде (93).
      Человек сороковых годов (95).
      Стихотворения, посвященные русским детям
      I. Дядюшка Яков (96).
      II. Пчелы (99).
      III. Генерал Топтыгин (100).
      «Зачем меня на части рвете...» (104).
      Выбор (106).
      Суд (109).
      Эй, Иван! (120).
      С работы (124).
      1868
      Мать (125).
      «Не рыдай так безумно над ним...» (126).
      «Душно! без счастья и воли...» (127).
      Дома - лучше! (128).
      «Наконец не горит уже лес...» (129).
      1870
      Дедушка (130).
      Стихотворения, посвященные русским детям
      I. Дедушка Мазай и зайцы (143).
      II. Соловьи (147).
      1871
      Недавнее время (150).
      1871-1872
      Русские женщины
      Княгиня Трубецкая (170).
      Княгиня М.Н. Волконская (195).
      1873
      Детство (234).
      Накануне светлого праздника (238).
      Три элегии
      I. «Ах! что изгнанье, заточенье!..» (242).
      II. «Бьется сердце беспокойное...» (243).
      III. «Разбиты все привязанности, разум...» (244).
      1874
      Утро (245).
      Над чем мы смеемся (247).
      Путешественник (249).
      Ночлеги
      I. На постоялом дворе (251).
      II. На погорелом месте (254).
      III. У Трофима (256).
      Уныние (259).
      Страшный год (265).
      «Смолкли честные, доблестно павшие...» (267).
      Отъезжающему (268).
      Н.Г. Чернышевский (269).
      Горе старого Наума (270).
      Элегия («Пускай нам говорит изменчивая мода...») (280).
      Поэту («Где вы - певцы любви, свободы, мира...») (282).
      1875
      М.Е. Салтыкову (283).
      1876
      Как празднуют трусу (284).
      Вступление к песням 1876-1877 годов (286).
      Сеятелям (288).
      Молебен (289).
      Друзьям (290).
      Музе («О муза! наша песня спета...») (291).
      Зине («Ты еще на жизнь имеешь право...») (292).
      «Скоро стану добычею тленья...» (293).
      Зине («Двести уж дней...») (294).
      1877
      Приговор (295).
      «Дни идут... все так же воздух душен...» (296).
      «Есть и Руси чем гордиться...» (297).
      «Вам, мой дар ценившим и любившим...» (298).
      Поэту («Любовь и Труд - под грудами развалин!») (299).
      Горящие письма (300).
      Из поэмы «Мать» (301).
      Зине («Пододвинь перо, бумагу, книги!») (310).
      Баюшки-баю («Непобедимое страданье...») (311).
      «Черный день! как нищий просит хлеба...» (313).
      «Великое чувство! у каждых дверей...» (314).
      Отрывок («...Я сбросила мертвящие оковы...») (315).
      Старость (316).
      Ты не забыта (317).
      Осень (318).
      Сон (319).
      «О Муза! я у двери гроба!» (320).
      СТИХОТВОРЕНИЯ НЕИЗВЕСТНЫХ ГОДОВ
      Бунт (321).
      Молодые лошади (322).
      Праздному юноше (323).
      Муж и жена (324).
      Подражание Шиллеру
      I. Сущность (326).
      II. Форма (326).
      ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ 1842-1845
      Говорун. Записки петербургского жителя А.Ф. Белопяткина (327).
      1844
      Чиновник (348).
      Отрывок («Родился я в губернии...») (354).
      1845
      «Стишки! стишки! давно ль и я был гений?» (356).
      Новости (358).
      1851
      Мое разочарование (364).
      Деловой разговор (367).
      Новый год (377).
      1853
      Перед зеркалом (379).
      1854
      Признания труженика (380).
      1859
      Дружеская переписка Москвы с Петербургом
      1. Московское стихотворение (383).
      2. Петербургское послание (384).
      1860
      Первый шаг в Европу (387).
      Литературная травля, или «Не в свои сани не садись» (389).
      1863
      Из автобиографии генерал-лейтенанта Федора Илларионовича Рудометова 2-го, уволенного в числе прочих в 1857 году (391).
      Песня об «Аргусе» (393).
      1865
      «Явно родственны с землей...» (398).
      1867
      Притча о «Киселе» (399).
      СТИХОТВОРЕНИЯ, ПО ВКЛЮЧЕННЫЕ АВТОРОМ В СОБРАНИЕ ЕГО СОЧИНЕНИЙ
      1842
      Песнь Марии (405).
      Портреты (405).
      1844
      И скучно, и грустно! (409).
      1845
      Старушке (409).
      «- Так, служба! сам ты в той войне...» (410).
      1848
      «Когда горит в твоей крови...» (411).
      1852
      Старики (411).
      1854
      «Пробил час!.. Не скажу, чтоб с охотой...» (412).
      Карета. (413).
      «Зачем насмешливо ревнуешь...» (413).
      14 июня 1854 года (415).
      1855
      Русскому писателю (415).
      Письма (416).
      1856
      Прощанье (416).
      «Ты меня отослала далеко...» (417).
      «Не знаю, как созданы люди другие...» (417).
      «Не гордись, что в цветущие лета...» (418).
      «Семьдесят лет бессознательно жил...» (418).
      «Кто долго так способен был...» (418).
      «Фантазии недремлющей моей...» (418).
      «И на меня, угрюмого, больного...» (419).
      «О, пошлость и рутина - два гиганта...» (419).
      «О сердце бедное мое!..» (419).
      «Еще скончался честный человек...» (419).
      1857
      ‹Из поэмы «Тишина»› (420).
      «Всевышней волею Зевеса...» (421).
      1860
      Финансовые соображения (422).
      Мысли журналиста при чтении программы, обещающей не щадить литературных авторитетов (425).
      Папаша (426).
      1863
      Вступительное слово «Свистка» к читателям (431).
      Мое желание (435).
      ‹Эпилог поэмы «Мороз, Красный нос»› (436).
      1865
      ‹Чернильница› (437).
      ‹Из сатиры «Недавнее время»› (438).
      1866
      ‹Из «Песен о свободном слове»›
      III. Журналист-руководитель (440).
      IV. Журналист-рутинер (440).
      1872
      Кузнец (442).
      1874
      На покосе (442).
      ‹Из поэмы «Уныние»› (443).
      1876
      «Не за Якова Ростовцева...» (443).
      Песня («Всюду с музой проникающий...») (444).
      «Угомонись, моя муза задорная...» (444).
      - ну (445).
      1877
      Т‹ургене›ву («Мы вышли вместе... Наобум...») (446).
      «Имени и роду...» (447).
      «Пускай чуть слышен голос твой...» (448).
      Затворница (448).
      «Так запой, о поэт! чтобы всем матерям...» (451).
      «Устал я, устал я... мне время уснуть!» (451).
      Скоро - приметы мои хороши!..» (451).
      СТИХОТВОРЕНИЯ НЕИЗВЕСТНЫХ ГОДОВ
      «Если ты красоте поклоняешься...» (451).
      «Белый день недолог...» (452).
      Приметы (452).
      Что нового? (453).
      К портрету*** («Развенчан нами сей кумир...») (453).
      К портрету** («Твои права на славу очень хрупки...») (453).
      «За желанье свободы народу...» (454).
      «Но, любя, свое сердце готовь...» (454).
      Эпитафия («Зимой играл в картишки...») (454).
      «Спрашивал я у людей...» (454).
      ‹1› «И будем жить мы просто, пошло даже...» (454).
      ‹2› «Поверхностная, глупая насмешка...» (455).
      ‹3› «И тихой женщины какой-то...» (456).
      «Так умереть? ты мне сказала...» (456).
      «Весь пыткой нравственной измятый...» (456).
.
  • Некрасов Н.А. Сочинения в 3 томах. Том 3. [Djv- 3.2M] Автор: Николай Алексеевич Некрасов. Оформление художника Н. Крылова.
    (Москва: Государственное издательство Художественной литературы, 1959. - Серия «Библиотека классиков русской литературы»)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv: ???, предоставил: Alexandr, 2018
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Современники
      Часть первая. Юбиляры и триумфаторы (7).
      Часть вторая. Герои времени (22).
      Из «Современников»
      1. Литератор (66).
      2. Новый губернатор (67).
      3. «Военный пир... военный спор» (67).
      4. «Председатель Казенной Палаты...» (68).
      5. «Послушайте - не много ль...» (68).
      6. «Здравствуй, умная головка!..» (69).
      7. Дворянские скорби и радости (69).
      8. «Теперь о воспитанье... Я...» (71).
      Кому на Руси жить хорошо
      Часть первая (73).
      Крестьянка (152).
      Последыш (221).
      Пир - на весь мир (256).
      Примечания (307).
      Алфавитный указатель произведений (317).
.
  • Некрасов Н.А. Стихотворения. [Djv-16.5M] Сборник. Автор: Николай Алексеевич Некрасов. Подбор иллюстраций Э.Ф. Голлербаха. Переплет, титул и форзац работы П.П. Григорьянца.
    (Москва - Ленинград: Центральный Комитет Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи. Издательство детской литературы, 1938)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv: Benoni, 2015
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      Жизнь Некрасова. К. Чуковский (V).
      Поэзия Некрасова. В. Кирпотин (XIX).
      ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Стихотворения (3).
      ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Стихотворения, не включенные автором в основной текст. Стихи на злобу дня. Юмористика. Наброски, экспромты, отрывки (430).
      ПРИМЕЧАНИЯ
      Примечания к первой части (469).
      Примечания ко второй части (489).
      Алфавитный указатель (492).
      Перечень иллюстраций (495).
.
.
  • Некрасов Н.А. Стихотворения, 04. [Pdf- 5.9M] Сборник. Для старшего возраста. Автор: Николай Алексеевич Некрасов.
    (Москва - Ленинград: Издательство детской литературы, 1938. - Серия «Некрасовская библиотека»)
    Скан, OCR, обработка, формат Pdf: Евгений Попов, 2014
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Размышления у парадного подъезда (5).
      Песня Еремушке (11).
      Орина, мать солдатская (16).
      Железная дорога (23).
.
.
  • Некрасов Н.А. Стихотворения, 05. [Pdf- 9.9M] Сборник. Для старшего возраста. Автор: Николай Алексеевич Некрасов. Рисунки А. Давыдовой.
    (Москва - Ленинград: Издательство детской литературы, 1938. - Серия «Некрасовская библиотека»)
    Скан, OCR, обработка, формат Pdf: Евгений Попов, 2014
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      В больнице (5).
      Рыцарь на час (10).
.
.