«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Панов Михаил Викторович

Михаил Викторович Панов 251k

-

(21.09.1920 - 03.11.2001)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Википедия: Михаил Викторович Панов (21 сентября 1920, Москва - 3 ноября 2001) - российский лингвист, литературовед, доктор филологических наук, один из наиболее значительных представителей Московской фонологической школы. Труды по русской фонетике, орфографии и орфоэпии, а также по русской морфологии и синтаксису, истории русского языка, социолингвистике, стилистике, языку русской поэзии и др. проблемам русистики. Активный популяризатор науки, инициатор и автор лингвистических изданий для детей и школьных учебников по русскому языку, ориентированных на современную лингвистическую теорию. Автор методических пособий и статей, посвященных преподаванию русского языка в русской и национальной школах. Поэт, автор двух поэтических сборников (второй опубликован посмертно).
Окончил Московский городской пединститут (1941), ушел добровольцем на фронт, прослужив всю войну в противотанковой артиллерии. После войны работал учителем в школе; с 1958 года - в Институте русского языка АН СССР (по приглашению В.В. Виноградова), зав. группой фонетики, c 1963 года - зав. сектором современного русского языка. В 1968 году получил степень доктора наук за исследование «Русская фонетика». По его инициативе предпринимаются масштабные новаторские исследования русской разговорной речи (в дальнейшем продолженные под руководством Е.А. Земской), а также динамики изменений фонологической и грамматической системы современного русского языка (отраженные в проспекте монографии «Русский язык и советское общество», 1962). Многообразная научно-исследовательская деятельность Панова была насильственно прервана в результате конфликта с Ф.П. Филиным и партийным руководством Института русского языка: в 1971 году М.В. Панов, заступавшийся за инакомыслящих сотрудников, был исключен из партии (в которую вступил на войне) и вынужден был уйти из Института; на 20 лет задержался выход его книги по истории русского литературного произношения. Работал в НИИ национальных школ, занимаясь подготовкой учебной и методической литературы по русскому языку для национальных школ СССР. В этот период он эпизодически читал лекции по русской фонетике и истории русского поэтического языка на русском отделении филологического факультета МГУ, пользовавшиеся огромной популярностью; с середины 1990-х годов преподавал также в Московском государственном гуманитарном университете им. М.А. Шолохова.
М.В. Панов - один из самых оригинальных и интересных отечественных исследователей русского языка. Основной областью его интересов была русская фонология, где наиболее значительным достижением Панова следует считать детальный анализ тенденций эволюции русской фонологической системы с XVIII по XX в.
Существен вклад Панова и в русскую морфологию: ему принадлежат важные работы о проблеме членимости слова и принципах трактовки словообразовательной дефектности (продолжающие традиции Смирницкого и Винокура); в работах последних лет он наметил контуры оригинальной морфологической теории, оставшейся незавершенной. Так же, как и в исследованиях по фонологии, его интересовали тенденции эволюции русской морфологической системы. В сжатом виде грамматическая концепция Панова отражена в очерке «Русский язык», написанном им для справочного издания «Языки народов СССР» (1966).
Большое значение для русистики имели новаторские исследования Панова социолингвистического характера: одним из первых он обратил внимание на фундаментальные отличия русской «разговорной речи» от «кодифицированного литературного языка», был инициатором записей устной речи и изучения фонетических и грамматических особенностей этого типа текстов; его интересовало также русское просторечие, речевые ошибки и другие проявления вариативности языковой системы - в них Панов видел ростки новых тенденций, которые могли бы стать завтрашней нормой. Под его руководством была начата практика массового анкетирования говорящих. Социолингвистическая программа Панова получила развитие в четырехтомной коллективной монографии под его редакцией «Русский язык и советское общество» (1968; проспект этой работы был опубликован Пановым в 1962 г.).
Большое влияние на современные филологические исследования оказали идеи Панова о структуре и эволюции языка русской поэзии (многое было высказано лишь в устном виде, в лекциях на филологическом факультете МГУ).
Панов уделял много внимания прикладным проблемам русистики: русской орфографии и орфоэпии, а также методике обучения русскому языку. Он считается одним из лучших популяризаторов языкознания, охотно писавшим для детей; его талант в этой области проявился в созданном по его инициативе «Энциклопедическом словаре юного филолога» (1984), энциклопедии для детей «Языкознание. Русский язык» (1998), а также в целом ряде экспериментальных учебников русского языка, в которых Панов старался отразить близкие ему лингвистические взгляды (в том числе концепцию Московской фонологической школы, как он ее понимал).
Панов был ярко одаренным человеком, своеобразие и неповторимую индивидуальность его живого и ироничного научного стиля отмечали многие. Но немногим было известно, что он всю жизнь (включая военные годы) писал стихи, которые были впервые опубликованы только в 1998 г. Критики отмечали тяготение Панова к неклассическому свободному стиху, словесные эксперименты, публицистичность и жесткость интонации (отчасти напоминающей поэзию Л. Мартынова).
:
...




  • Панов М.В. Занимательная орфография. [Djv-Fax- 2.4M] [Pdf-Fax-12.7M] Книга для внеклассного чтения учащихся 7-8 классов. Автор: Михаил Викторович Панов.
    (Москва: Издательство «Просвещение», 1984)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv-Fax, Pdf-Fax: Dmitry7, 2014
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      Предисловие (3).
      Картинка и буква (6).
      Буква - слуга звука? (21).
      Буква - слуга морфемы? (28).
      Повелительница букв (43).
      Слабая, но коварная (78).
      Где надо сомневаться? (94).
      Строптивое меньшинство (121).
      Работа по совместительству (135).
      Прощание с читателем (154).
ИЗ ИЗДАНИЯ: В занимательной форме рассказано, как связано русское правописание с фонетикой, о сущности основных принципов отечественной орфографии, ее законах.