«И» «ИЛИ»
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Панов Михаил Викторович (филолог)

Михаил Викторович Панов 441k

-

(21.09.1920 - 03.11.2001)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Википедия: Михаил Викторович Панов (21 сентября 1920, Москва - 3 ноября 2001) - российский лингвист, литературовед, доктор филологических наук, один из наиболее значительных представителей Московской фонологической школы. Труды по русской фонетике, орфографии и орфоэпии, а также по русской морфологии и синтаксису, истории русского языка, социолингвистике, стилистике, языку русской поэзии и др. проблемам русистики. Активный популяризатор науки, инициатор и автор лингвистических изданий для детей и школьных учебников по русскому языку, ориентированных на современную лингвистическую теорию. Автор методических пособий и статей, посвященных преподаванию русского языка в русской и национальной школах. Поэт, автор двух поэтических сборников (второй опубликован посмертно).
Окончил Московский городской пединститут (1941), ушел добровольцем на фронт, прослужив всю войну в противотанковой артиллерии. После войны работал учителем в школе; с 1958 года - в Институте русского языка АН СССР (по приглашению В.В. Виноградова), зав. группой фонетики, c 1963 года - зав. сектором современного русского языка. В 1968 году получил степень доктора наук за исследование «Русская фонетика». По его инициативе предпринимаются масштабные новаторские исследования русской разговорной речи (в дальнейшем продолженные под руководством Е.А. Земской), а также динамики изменений фонологической и грамматической системы современного русского языка (отраженные в проспекте монографии «Русский язык и советское общество», 1962). Многообразная научно-исследовательская деятельность Панова была насильственно прервана в результате конфликта с Ф.П. Филиным и партийным руководством Института русского языка: в 1971 году М.В. Панов, заступавшийся за инакомыслящих сотрудников, был исключен из партии (в которую вступил на войне) и вынужден был уйти из Института; на 20 лет задержался выход его книги по истории русского литературного произношения. Работал в НИИ национальных школ, занимаясь подготовкой учебной и методической литературы по русскому языку для национальных школ СССР. В этот период он эпизодически читал лекции по русской фонетике и истории русского поэтического языка на русском отделении филологического факультета МГУ, пользовавшиеся огромной популярностью; с середины 1990-х годов преподавал также в Московском государственном гуманитарном университете им. М.А. Шолохова.
М.В. Панов - один из самых оригинальных и интересных отечественных исследователей русского языка. Основной областью его интересов была русская фонология, где наиболее значительным достижением Панова следует считать детальный анализ тенденций эволюции русской фонологической системы с XVIII по XX в.
Существен вклад Панова и в русскую морфологию: ему принадлежат важные работы о проблеме членимости слова и принципах трактовки словообразовательной дефектности (продолжающие традиции Смирницкого и Винокура); в работах последних лет он наметил контуры оригинальной морфологической теории, оставшейся незавершенной. Так же, как и в исследованиях по фонологии, его интересовали тенденции эволюции русской морфологической системы. В сжатом виде грамматическая концепция Панова отражена в очерке «Русский язык», написанном им для справочного издания «Языки народов СССР» (1966).
Большое значение для русистики имели новаторские исследования Панова социолингвистического характера: одним из первых он обратил внимание на фундаментальные отличия русской «разговорной речи» от «кодифицированного литературного языка», был инициатором записей устной речи и изучения фонетических и грамматических особенностей этого типа текстов; его интересовало также русское просторечие, речевые ошибки и другие проявления вариативности языковой системы - в них Панов видел ростки новых тенденций, которые могли бы стать завтрашней нормой. Под его руководством была начата практика массового анкетирования говорящих. Социолингвистическая программа Панова получила развитие в четырехтомной коллективной монографии под его редакцией «Русский язык и советское общество» (1968; проспект этой работы был опубликован Пановым в 1962 г.).
Большое влияние на современные филологические исследования оказали идеи Панова о структуре и эволюции языка русской поэзии (многое было высказано лишь в устном виде, в лекциях на филологическом факультете МГУ).
Панов уделял много внимания прикладным проблемам русистики: русской орфографии и орфоэпии, а также методике обучения русскому языку. Он считается одним из лучших популяризаторов языкознания, охотно писавшим для детей; его талант в этой области проявился в созданном по его инициативе «Энциклопедическом словаре юного филолога» (1984), энциклопедии для детей «Языкознание. Русский язык» (1998), а также в целом ряде экспериментальных учебников русского языка, в которых Панов старался отразить близкие ему лингвистические взгляды (в том числе концепцию Московской фонологической школы, как он ее понимал).
Панов был ярко одаренным человеком, своеобразие и неповторимую индивидуальность его живого и ироничного научного стиля отмечали многие. Но немногим было известно, что он всю жизнь (включая военные годы) писал стихи, которые были впервые опубликованы только в 1998 г. Критики отмечали тяготение Панова к неклассическому свободному стиху, словесные эксперименты, публицистичность и жесткость интонации (отчасти напоминающей поэзию Л. Мартынова).
:
Вадим Ершов...
AAW, bolega, Dmitry7...
СПИСОК НЕКОТОРЫХ ИЗДАНИЙ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ:
...



  • Панов М.В. Занимательная орфография. [Djv- 2.4M] [Pdf-12.7M] Книга для внеклассного чтения учащихся 7-8 классов. Автор: Михаил Викторович Панов.
    (Москва: Издательство «Просвещение», 1984)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv, Pdf: Dmitry7, 2014
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      Предисловие (3).
      Картинка и буква (6).
      Буква - слуга звука? (21).
      Буква - слуга морфемы? (28).
      Повелительница букв (43).
      Слабая, но коварная (78).
      Где надо сомневаться? (94).
      Строптивое меньшинство (121).
      Работа по совместительству (135).
      Прощание с читателем (154).
ИЗ ИЗДАНИЯ: В занимательной форме рассказано, как связано русское правописание с фонетикой, о сущности основных принципов отечественной орфографии, ее законах.
  • Панов М.В. (сост.) Энциклопедический словарь юного лингвиста. [Djv-24.0M] [Pdf-39.6M] 2-е издание, переработанное и дополненное. Ответственные редакторы: Е.А. Земская, Л.П. Крысин. Составитель: Михаил Викторович Панов.
    (Москва: Издательство «Флинта»; Издательство «Наука», 2006. - Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv, Pdf: bolega, 2025
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Энциклопедический словарь юного лингвиста.
ИЗ ИЗДАНИЯ: Словарь представляет собой значительно дополненное и переработанное издание «Энциклопедического словаря юного филолога (языкознание)» (Составитель и главный редактор М.В. Панов. М.: Педагогика, 1984). В отличие от книги 1984 года, в предлагаемом словаре дается более полная картина современного состояния и истории не только русского, но и других языков. Введены новые статьи, касающиеся современных лингвистических теорий, стилистики, культуры речи, языка ряда русских писателей, языка современных средств массовой информации, активных процессов, происходящих в русском и других славянских языках на рубеже XX-XXI вв., и т.п. Дополнен список персоналий - биографических описаний жизни и деятельности выдающихся отечественных и зарубежных лингвистов. Среди авторов Словаря - ученые-языковеды, известные не только своими трудами в области лингвистики, но и научно-популярными книгами и статьями, адресованными широкому читателю. Поскольку словарь в первую очередь предназначен школьникам старших классов, он в занимательной и доходчивой, иногда даже шутливой форме рассказывает о явлениях языка и этим отличается от большинства «взрослых» энциклопедических пособий по языкознанию. Тексты статей сопровождаются рисунками, диаграммами, фотографиями, которые делают изложение более наглядным.
Для школьников старших классов, преподавателей.
  • Панов М.В. (сост.) Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание). [Djv-44.8M] [Pdf-60.8M] Для среднего и старшего школьного возраста. Авторы статей: Апресян Ю.Д., Ашнин Ф.Д., Белошапкова В.А., Борисенко В.В., Брызгунова Е.А., Букчина Б.З., Булатова Л.Н., Бурова Е.Г., Виноградов В.В., Воронцова В.Л., Гак В.Г., Гальперин И.Р., Гиршман М.М., Гладкий А.В., Гловинская М.Я., Горшкова К.В., Григорьев В.П., Дешериев Ю.Д., Дьяконов И.М., Живов В.М., Звегинцев В.А., Земская Е.А., Иванов В.Вс., Иванова В.Ф., Иванова Н.Н., Иванова-Лукьянова Г.Н., Касаткин Л.Л., Климов Г.А., Княздвская О.А., Ковтунова И.И., Кондратов А.М., Кармакова О.Е., Костомаров В.Г., Крысин Л.П., Леонтьев А.А., Лихтман Р.И., Манн Ю.В., Минц З.Г., Михайлов В.В., Мурат В.П., Новиков В.И., Откупщиков Ю.В., Панов М.В., Паперный З.С., Пауфошима Р.Ф., Пеньковский А.Б., Реформатский А.А., Розенталь Д.Э., Самойлов Д.С., Софронов М.В., Степанов Г.В., Толстой Н.И., Топоров В.Н., Турков А.М., Успенский Б.А., Федоров А.В., Хабургаев Г.А., Ханпира Э.И., Холодов Е.Г., Храковский В.С., Чудаков А.П., Чичерин А.В., Шайкевич А.Я., Широков О.С., Ширяев Е.Н., Шмелева Т.В., Янко-Триницкая Н.А., Яхонтов С.Е.. Составитель: Михаил Викторович Панов. Иллюстрации: Аратовский Ю.М., Бухарев В.П., Сорока Т.П. Фотоиллюстрации: Клюев А.В., Басыров М.Б.
    (Москва: Издательство «Педагогика», 1984)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv, Pdf: bolega, 2025
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)
ИЗ ИЗДАНИЯ: Словарь в доступной и занимательной форме знакомит с основами языкознания - науки о языке. В нем рассказывается о законах развития языка, различных языках народов мира. Главное внимание уделяется русскому языку.
Читатели узнают также о проблемах, которые решает современная наука о языке, и о выдающихся ученых-лингвистах.
Словарь призван воспитывать у учащихся чувство гордости за свой родной язык, уважение к языкам народов мира как огромной исторической и культурной ценности, поможет в выборе профессии.
Для школьников среднего и старшего возраста.