«И» «ИЛИ»
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Павлов Тодор Димитров (философ)

Тодор Димитров Павлов 689k

-

(14.02.1890 - 08.05.1977)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Википедия: Тодор Димитров Павлов (14 февраля 1890, Штип, Османская империя - 8 мая 1977, София, Болгария) - болгарский философ, академик, стоявший на позициях марксизма.
Родился в семье потомственного учителя. Отец Димитр Павлов Грозданов видный общественный деятель и церковный певчий, делегат Первого болгарского церковно-народного собора. Сохранились тексты духовных песен записанные с его голоса. С 1900 года семья Павловых жила в Софии. Окончил философский и педагогический факультет Софийского университета, был учителем. За коммунистическую деятельность подвергался репрессиям.
В 1932-36 гг. - декан факультета Института красной профессуры в Москве. В 1936 вернулся в Болгарию. Во время войны был заключен в концлагерь, освобожден в 1943 г.
После коммунистического переворота в 1944-1946 гг. - член Регентского совета, управлявшего страной при малолетнем царе Симеоне II.
Автор трудов по историческому материализму и эстетике. Президент (1947-1962), затем - почетный президент Болгарской АН, Герой НРБ, дважды Герой Социалистического Труда НРБ. С 12 июня 1947 года - иностранный член-корреспондент АН СССР в отделении литературы и языка (специальность - история, литература, философия).
Способствовал принятию «теории отражения» в качестве основы проблемы познания в СССР и Болгарии. Взгляды Павлова изложены в одноименном труде (1936, русс. 1949) и представляют собой развитие концепции В.И. Ленина и Дени Дидро: В противоположность интуитивистам (Бергсон, Лосский и др.) в «Теории отражения» подчеркивается опосредованный характер познания, а в противоположность агностикам и субъективистам - его непосредственность. Момент непосредственности, «определенной интуитивности» не превращает, по Павлову, познание в мистическую интуицию, а его дискурсивность не означает субъективизма и агностицизма. Гносеология, образ - это единство объективных и субъективных элементов, непосредственности и опосредованности.
Реабилитировал в марксизме понятие «идеального». Исследовал проблему соотношения философии к другим наукам, эстетике. Павлову принадлежат исследования об эстетических взглядах Платона и Аристотеля, Канта и Гегеля, Шиллера, Спенсера, Бергсона, Чернышевского. В литературно-критических статьях рассматривал творчество болгарских (Ботев, Вазов, Яворов, Людмил Стоянов, Любомир Левчев), русских (Лев Толстой, Горький, Шолохов, Маяковский), западных (Шекспир, Ибсен) писателей. Защищал соцреализм от нападок ревизионистов. Перевел на болгарский язык «Капитал» Карла Маркса. Полемизировал с фрейдизмом, позитивизмом, ремкеанством - болгарскими последователями немецкого философа Иоганеса Ремке.
Отрицал общие понятия в философии. Например, считал, что не существует «человека» как такового, а есть мужчины и женщины. Выступал против генетики и кибернетики, утверждал, что самая сложная машина-автомат не ассимилирует, не ощущает, не помнит, на мыслит, не фантазирует, не мечтает, не ищет и т.д. Позднее пересмотрел свои взгляды. Поддерживал социологию и футурологию, эсперантистское движение. Оказал значительное влияние на советскую философию, в том числе на Эвальда Ильенкова, который нередко ссылается в своих работах на Павлова. В частности, Ильенков унаследовал от Тодора Павлова «гносеологистскую» трактовку диалектики, а также понятие идеального, которое было впоследствии более подробно разработано самим Ильенковым в полемике с Дубровским, который стоял в этом вопросе на противоположной Тодору Павлову вульгарно-материалистической точке зрения.
Сам Тодор Павлов также был положительно настроен к Ильенкову, в частности, когда в 1955 году произошел печально известный разгром «группы гносеологов» в МГУ, Тодор Павлов (вместе с Пальмиро Тольятти) выступил в поддержку группы Ильенкова-Коровикова. Теория отражения оказала влияние на эстетические концепции Дердя Лукача 60 годов.
По воспоминаниям философа Желю Желева, будущего президента Болгарии, Павлов был последовательным сталинистом.
:
Вадим Ершов...
Герман Арустамов...
СПИСОК НЕКОТОРЫХ ИЗДАНИЙ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ:
...


* Павлов Т... (ред.)_ Ленинская теория отражения в свете развития науки и практики. Том 1.(1981).djvu
* Павлов Т... (ред.)_ Ленинская теория отражения в свете развития науки и практики. Том 1.(1981).pdf
* Павлов Т... (ред.)_ Ленинская теория отражения и современная наука. Том 1. Отражение, познание, логика.(1973).djvu
* Павлов Т... (ред.)_ Ленинская теория отражения и современная наука. Том 1. Отражение, познание, логика.(1973).pdf
* Павлов Т... (ред.)_ Ленинская теория отражения и современная наука. Том 2. Теория отражения и естествознание.(1973).djvu
* Павлов Т... (ред.)_ Ленинская теория отражения и современная наука. Том 2. Теория отражения и естествознание.(1973).pdf
* Павлов Т... (ред.)_ Ленинская теория отражения и современная наука. Том 3. Теория отражения и обществознание.(1973).djvu
* Павлов Т... (ред.)_ Ленинская теория отражения и современная наука. Том 3. Теория отражения и обществознание.(1973).pdf
* Павлов Т... (ред.)_ Ленинская теория отражения и современность.(1969).djvu
* Павлов Т... (ред.)_ Ленинская теория отражения и современность.(1969).pdf
* Павлов Т._ Теория отражения. Основные вопросы теории познания диалектического материализма.(1949).djvu
* Павлов Т._ Теория отражения. Основные вопросы теории познания диалектического материализма.(1949).pdf
* Leninskaya_teoriya_otrajeniya_v_svete_razvitiya_nauki_i_praktiki._Tom_2.(1981).[djv].zip
* Leninskaya_teoriya_otrajeniya_v_svete_razvitiya_nauki_i_praktiki._Tom_2.(1981).[pdf].zip

  • Ленинская теория отражения в свете развития науки и практики. Том 2. Теория отражения и современное естествознание и социальное познание. [Djv-24.7M] [Pdf-29.5M] Монография. Главный редактор Тодор Павлов; заместители главного редактора: А.П. Шептулин, Панайот Гиндев, Б.С. Украинцев. Художник: Буян Филчев.
    (София: Издательство «Наука и искусство», 1981. - Академия наук СССР: Институт философии. Болгарская академия наук: Институт философии имени академика Тодора Павлова)
    Скан, обработка, формат Djv: Герман Арустамов, 2025
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Введение. О ТВОРЧЕСКОЙ ВЗАИМОСВЯЗИ ФИЛОСОФИИ МАРКСИЗМА И СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.
      Раздел первый. МАТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ТЕОРИЯ ОТРАЖЕНИЯ.
      Глава 1. АБСТРАКТНЫЕ ОБЪЕКТЫ В МАТЕМАТИКЕ (29).
      1. Рост абстрактности математики и возникновение нового взгляда на объекты ее исследования (30).
      2. Роль абстрактных структур и категорий в научном познании (35).
      3. Математические структуры и объективная реальность (40).
      Глава 2. ПОНЯТИЕ ОТОБРАЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ МАТЕМАТИКЕ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ (48).
      1. Теория топосов и основания современной математики (49).
      2. Топосы и современная физика (56).
      Глава 3. О ЛОГИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЯХ ВЕРОЯТНОСТНОГО ОПИСАНИЯ МИРА (59).
      1. Возникновение вероятностной парадигмы (60).
      2. Язык вероятностных представлений (61).
      3. Аксиоматика теории вероятностей как грамматика (64).
      4. Физическая интерпретация понятия «вероятность» (66).
      5. Требование статистической устойчивости (69).
      6. Построение понятий вероятностного языка (69).
      7. Когда язык вероятностных представлений оказывается неприемлемым (72).
      Раздел второй. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОТРАЖЕНИЯ ПРИРОДЫ В ФИЗИКЕ И ХИМИИ.
      Глава 4. ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНЫЕ ТЕОРИИ В ФИЗИКЕ (77).
      1. Дилемма: являются ли физические теории гипотетико-дедуктивными или нет (77).
      2. Классификация физических теорий и гипотетико-дедуктивные теории (87).
      Глава 5. ИЗМЕНЕНИЕ СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ В ФИЗИКЕ (92).
      Глава 6. ПРОБЛЕМА «НЕСОИЗМЕРИМОСТИ ТЕОРИЙ» (105).
      1. Гносеологические истоки концепции несоизмеримости теорий (106).
      2. Тезис о неизмеримости теорий. Аргументы «за» и «против» (110).
      Глава 7. СИСТЕМНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ФИЗИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ (120).
      1. Постановка проблемы (120).
      2. Теория систем и интеграция знания (123).
      3. Системный анализ и интеграция физического знания (126).
      Глава 8. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ХИМИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ (132).
      1. Предмет химии (132).
      2. Логика развития химии (136).
      Раздел третий. ТЕОРИЯ ОТРАЖЕНИЯ И БИОЛОГИЯ.
      Глава 9. ЭВОЛЮЦИЯ СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ В ПОЗНАНИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (147).
      1. Стили теоретического мышления в додарвиновской биологии (148).
      2. Принцип историзма в учении Дарвина, в классической и популяционной генетике (152).
      3. Интегративная тенденция в биологии (153).
      4. Системно-генетический подход в современной биологии (155).
      Глава 10. «ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОТРАЖЕНИЕ» В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ ВРЕМЕНИ (160).
      1. Постановка вопроса (160).
      2. Идея опережающего отражения и контекст времени (161).
      3. Опережение (166).
      4. Связь отражения и опережения (171).
      5. Заключение (175).
      Глава 11. РАЗВИТИЕ ГЕНЕТИКИ КАК НАУКИ О СПЕЦИФИЧЕСКОЙ ФОРМЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ (178).
      1. Этап развития молекулярной генетики (178).
      2. Эволюция понятия гена (181).
      3. Методы современной генетики и их значение (184).
      Глава 12. ПРОБЛЕМА ПРИСПОСОБЛЕНИЯ И ТЕОРИЯ ОТРАЖЕНИЯ (190).
      1. Приспособление как интегративная характеристика биологического отражения (191).
      2. Понятие приспособления в свете некоторых достижений современной науки (195).
      3. Приспособление как система биологического и социального отражения (200).
      4. Норма и патология - основные формы отражения в системе приспособления (202).
      Раздел четвертый. ТЕОРИЯ ОТРАЖЕНИЯ, КИБЕРНЕТИКА И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС.
      Глава 13. ТЕОРИЯ ОТРАЖЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА В УСЛОВИЯХ НТР (211).
      1. Единство отражения и управления и автоматизация производства (211).
      2. Дискретные производства и программное управление (214).
      3. Промышленные роботы и распознающие системы (219).
      4. Развитие информационной техники и автоматизация производства (224).
      Глава 14. ПРОБЛЕМЫ ОТРАЖЕНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОЙ КИБЕРНЕТИКЕ (227).
      1. Принципы кибернетики и категория отражения (227).
      2. Роль аналогий в познании и проектировании динамических систем (231).
      3. Проблемы соотношения и взаимодействия человека и кибернетических машин (233).
      Глава 15. МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ В ТЕХНИКЕ (238).
      1. Техническое знание как отражение и творчество (239).
      2. Инженерное проектирование - этап и средство материализации технических знаний (245).
      Глава 16. АКТИВНОСТЬ ОТРАЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМА «ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА» (255).
      1. Категория отражения - ключ к исследованию проблемы «искусственного интеллекта» (255).
      2. Являются ли процессы в ЭВМ сигналами и моделями внешнего мира? (260).
      3. Человек и компьютер: проблема понимания (263).
      4. Человек и компьютер: проблема творчества (270).
      Раздел пятый. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
      Глава 17. МОДЕЛИРОВАНИЕ ГЛОБАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (283).
      1. Введение (283).
      2. Отражение в глобальных моделях (283).
      3. Методологические принципы системного анализа (285).
      4. Системность и развитие (286).
      5. Эволюция моделей глобального развития (290).
      6. Диалектико-материалистическое мировоззрение и глобальное моделирование (293).
      Глава 18. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (297).
      1. Взаимодействие между природой и обществом в свете теории отражения (297).
      2. Глобальные проблемы современного общества (304).
      Глава 19. О РОЛИ ОТРАЖЕНИЯ В РАЗВИТИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (310).
      1. Природная среда как объект отражения (310).
      2. Теория отражения как основа критики экологического волюнтаризма (315).
      Глава 20. ИНТЕГРАТИВНЫЙ ХАРАКТЕР ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ (324).
      1. Современная экологическая ситуация (324).
      2. Аналитический и синтетический подходы к взаимоотношению человека и природы (327).
      3. Теоретико-методологические обоснования единства экологических знаний (329).
      ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ТЕОРИЯ ОТРАЖЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ.
      Введение. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ (337).
      1. Диалектика - теория развития (338).
      2. Диалектика и системный подход (349).
      3. Социализм - динамично развивающаяся система (355).
      Раздел первый. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОГО ОТРАЖЕНИЯ.
      Глава 1. ОТРАЖЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО БЫТИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМ СОЗНАНИЕМ (367).
      1. Общественное бытие - определяющая материальная основа общественной жизни (367).
      2. Две стороны объективного отношения между общественным бытием и общественным сознанием (372).
      3. Общественное сознание и духовная жизнь общества (378).
      4. Социологическая и гносеологическая характеристика общественного сознания (382).
      Глава 2. СОЦИАЛЬНОЕ ОТРАЖЕНИЕ, ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ (390).
      1. Непосредственное и опосредствованное социальное отражение (390).
      2. Детерминирующие функции социальных потребностей и интересов (398).
      Глава 3. СОЦИАЛЬНОЕ ОТРАЖЕНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ (408).
      1. Особенности нормативного отражения социальной действительности (409).
      2. Социальные нормы как образования общественного и индивидуального сознания (415).
      Глава 4. ПРАКТИКА, СОЦИАЛЬНОЕ ОТРАЖЕНИЕ И ИСТИНА (419).
      1. Становление категории «практика», ее природа (419).
      2. Место практики в теории социального отражения (424).
      Раздел второй. СОЦИАЛЬНОЕ ОТРАЖЕНИЕ КАК ПОЗНАНИЕ. ДИАЛЕКТИКА СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ.
      Глава 5. ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ (433).
      1. Субъект и объект как категории социального познания (433).
      2. Диалектика субъекта и объекта в процессе социального познания (439).
      Глава 6. ПРОБЛЕМЫ СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ (447).
      1. Специфические черты социального познания (447).
      2. Критерии структуры социального познания (451).
      3. Структурирующие функции общественной практики в социальном познании (460).
      Глава 7. МИРОВОЗЗРЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ (465).
      1. Понятие мировоззрения, его сущность (465).
      2. Значение научного мировоззрения в социальном познании (469).
      Глава 8. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ (475).
      1. Понятие общественной психологии. Общественная психология как отражение (475).
      2. Отражательная природа социальных чувств и настроений (478).
      Глава 9. СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ И ИДЕОЛОГИЯ (485).
      1. Структура идеологии (485).
      2. Общие закономерности идеологии (495).
      Глава 10. РЕЛИГИОЗНОЕ ОТРАЖЕНИЕ И ЕГО ПРИРОДА (501).
      1. Объект религиозного отражения и религиозный объект (502).
      2. Религия как специфическая форма субъективности (507).
      Раздел третий. СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ И ОЦЕНКА.
      Глава 11. СООТНОШЕНИЕ ПОЗНАНИЯ И ОЦЕНКИ (513).
      1. Отражение, познание и оценка (513).
      2. Классификация оценок (521).
      Глава 12. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ПРАВОВОЙ ОЦЕНКИ (526).
      1. Соотношение классового и познавательного отношения в политической оценке (526).
      2. Познавательная роль правовой оценки (531).
      Глава 13. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА В СОЦИАЛЬНОМ ПОЗНАНИИ (534).
      1. Познавательная ценность эстетической оценки (534).
      2. Эстетическая оценка в структуре социального познания (537).
      Глава 14. ПОЗНАНИЕ И НРАВСТВЕННАЯ ОЦЕНКА (546).
      1. Нравственная оценка в структуре морального сознания. Ее познавательное содержание (546).
      2. Различие и единство гносеологического и аксиологического подходов (555).
      Раздел четвертый. МЕТОДОЛОГИЯ И ЛОГИКА СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ.
      Глава 15. ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ (563).
      1. Актуальность разработки методологических проблем. Соотношение всеобщего и особенного в методологии социального познания (563).
      2. Исторический материализм - методология познания и преобразования социальной действительности (567).
      Глава 16. СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ И ПРИНЦИПЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЕГО КАТЕГОРИЙ (575).
      1. Особенности логики социального познания (575).
      2. Проблема «начала» в систематизации категорий исторического материализма (579).
      3. Категориально-понятийные звенья социального познания (586).
      Глава 17. ЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ (590).
      1. Понятия в обществознании (590).
      2. Суждения и умозаключения в обществознании (593).
      3. Логическая структура описания и объяснения (595).
      4. Общественная теория (597).
      Глава 18. СОЦИАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ (598).
      1. Эксперимент как особый вид общественной практики (598).
      2. Использование экспериментального метода в общественных науках (603).
      Раздел пятый. СОЦИАЛИЗМ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ.
      Глава 19. СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ И ОВЛАДЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИЕЙ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА (611).
      1. Теоретические и методологические проблемы социального познания научно-технической революции (611).
      2. Научно-техническая революция как современный переворот в производительных силах (613).
      3. Воздействие научно-технической революции на различные стороны общественной жизни (617).
      4. Соотношение научно-технического и социально-исторического уровней развертывания научно-технической революции (621).
      Глава 20. СУБЪЕКТИВНЫЙ ФАКТОР И ЕГО РОЛЬ ПРИ СОЦИАЛИЗМЕ (625).
      1. Объективные законы и субъективный фактор (625).
      2. Структура субъективного фактора. Его решающая роль в развитии материальной основы социалистического общества (629).
      Глава 21. МЕСТО ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ В РЕВОЛЮЦИОННОМ ТВОРЧЕСТВЕ МАСС (638).
      1. Природа политического познания, возрастание его активности (638).
      2. Политическое сознание в условиях социализма (643).
      Глава 22. СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ (647).
      1. Гносеологические основания разграничения типов социального управления (647).
      2. Управление в условиях стихийного общественного развития (651).
      3. Социализм как научно управляемое общество (655).
      Глава 23. ОТРАЖЕНИЕ, ТЕХНОЛОГИЯ И ТВОРЧЕСТВО В СОЦИАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ (660).
      1. Задачи и проблемы технологии управления (660).
      2. Роль творчества в принятии управленческих решений (666).
      Глава 24. СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИМ ОБЩЕСТВОМ (673).
      1. Природа социальной информации (673).
      2. Роль социальной информации в управлении социалистическим обществом (682).
      Глава 25. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА (688).
      1. Специфика и роль социального прогнозирования при социализме (688).
      2. Задачи социального прогнозирования на этапе развитого социализма (695).
      Глава 26. ЧЕЛОВЕК КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ (699).
      1. Современный стиль комплексных исследований человека (700).
      2. Прикладное социальное познание и идеологическая практика (707).
      Глава 27. СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ, ЦЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ И ВОСПИТАНИЕ (714).
      1. Освоение культурных ценностей как форма познания (714).
      2. Социальная обусловленность процесса воспитания (721).
      Заключение.
      ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ. ВКЛАД ТОДОРА ПАВЛОВА В РАЗВИТИЕ МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКОЙ ТЕОРИИ ОТРАЖЕНИЯ (730).
      1. Обоснование положения об отражении как всеобщем свойстве материи (731).
      2. Отражение и сознание (735).
      3. Отражение и познавательные образы (738).
      4. Истина как цель, результат и процесс познавательного отражения (744).
ИЗ ИЗДАНИЯ: Настоящий труд создан коллективом видных советских и болгарских философов, крупных ученых-представителей естественных и общественных наук. Подготовкой этого труда завершаются начатые в 1963 г. совместные исследования советских и болгарских философов в области ленинской теории отражения и методологии научного познания.
Исследования осуществлялись под руководством акад. Тодора Павлова.
Предлагаемое читателям исследование является, монографическим изложением ленинской теории отражения в свете, достижений современной науки и общественной практики.
Труд состоит из двух томов, опубликованных в двух книгах.
Первый том труда «Отражение, познание, творчество».
Том второй включает в себя две части: первая - «Теория отражения и естествознание», вторая - «Теория отражения и социальное познание».
Взятые в своей целостности, два тома коллективного советско-болгарского труда составляют единое систематическое исследование фундаментальных и актуальнейших вопросов ленинской теории отражения, методологии научного познания в свете современной науки и общественной практики.