Публичная Библиотека
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг, авторов произведений и переводов

Артур Владимирович Петровский 161k

-

(14.05.1924 - 02.12.2006)

...советский и российский психолог, специалист в области истории психологии, социальной психологии и психологии личности. Доктор психологических наук (1965), профессор (1967), член-корреспондент (1968), действительный член (1971) и вице-президент АПН СССР (1976-1979), президент РАО (1992-1997).
Родился в Севастополе. В 1947 году закончил филологический факультет Московского городского педагогического института им. В.П. Потемкина, в 1950 году там же защитил кандидатскую диссертацию, посвященную психологическим взглядам А.Н. Радищева, после этого два года преподавал в Вологодском пединституте. Вернувшись на работу в МГПИ, продолжил исследования в области истории психологии и в 1965 году защитил докторскую диссертацию по истории советской психологии. С 1965 по 1971 год заведовал кафедрой психологии МГПИ. С 1972 по 1991 год являлся заведующим лабораторией психологии личности Психологического института РАО.
В 1968 году избран членом-корреспондентом АПН СССР, с 1971 года - действительный член АПН СССР. С 1968 по 1976 год - академик-секретарь Отделения психологии и возрастной психологии, в 1976-1979 годах - вице-президент АПН СССР. В 1991 году был назначен президентом-организатором Российской академии образования, с 1992 по 1997 год являлся ее президентом.
А.В. Петровский сформулировал оригинальную концепцию, описывающую динамику развития социальных групп - теорию деятельностного опосредствования межличностных отношений. Согласно этой теории, отношения, складывающиеся в группе, имеют многослойный характер. Можно выделить поверхностный слой непосредственных отношений, который образуют прежде всего отношения взаимной симпатии и антипатии между членами группы, и более глубинный слой отношений, опосредствованный целями и задачами совместной деятельности. Степень того, насколько опосредованными являются отношения в конкретной группе определяют один вектор группового развития. Второй вектор - степень асоциальности или просоциальности групповой деятельности. Сочетание этих двух параметров определяет тип группы. В рамках данной типологии выделено семь основных типов групп: группа высокого уровня развития типа коллектива и корпоративная группировка, группы среднего уровня развития просоциальная и анти­социальная кооперации, группы низкого уровня развития просоциальная и асоциаль­ная ассоциации, диффузная группа. В рамках данной теории был переосмыслен ряд явлений групповой динамики. Например, конформизм и нонконформизм как формы реакций индивида на давление группы характерны для групп низкого уровня развития (ассоциаций и коопераций), а группам более высокого уровня развития свойствен такой тип поведения как самоопределение личности в группе.
Другим направлением исследований А.В. Петровского является исследование процессов развития личности. По его мнению, развитие личности можно описать как процесс вхождения в социум, как постоянную смену различных общностей, в которые он входит и каждое из таких вхождений является этапом на пути его развития. Вне зависимости от типа и уровня развития таких общностей человек проходит универсальные стадии вхождения в общность, решая при этом встающие перед ним задачи. Выделено три таких универсальных стадии (адаптация/дезадаптация, индивидуализация/деиндивидуализация, интеграция/дезинтеграция), в возрастной периодизации этим стадиям соответствуют детство, отрочество и юность. С позиции этого подхода А.В. Петровский подверг критике принцип ведущей деятельности как основание для построения возрастной периодизации.
А.В. Петровский является автором, соавтором и редактором большого числа учебников по психологии для вузов. Первый учебник был написан им в 1956 году в соавторстве с Г.А. Фортунатовым и выдержал три издания. Широко известны также выходившие под его редакцией учебники общей психологии (первое издание - 1970) и возрастной и педагогической психологии (первое издание - 1973) для педагогических вузов.
А.В. Петровский - автор многочисленных научно-популярных книг и статей по психологии. Являлся консультантом ряда научно-популярных фильмов из которых наиболее известны «Я и другие», «Семь шагов за горизонт», а также художественного фильма «Чучело».
.
. «артур владимирович петровский» на страницах библиотеки упоминается 4 раза: .
. .
. .
  • Петровский А.В. Что мы знаем и чего не знаем о себе? [Djv-12.4M] Научно-популярное издание.
    (Москва: Издательство «Педагогика», 1988. - Серия «Познай себя: Психология - школьнику»)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv: Dmitry7, 2015
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Беседе первая, вводная. (3) Сто вопросов самому себе.
      Беседа вторая. (12) Независимый ли ты человек?
      Беседа третья. (36) Душа жаждет чуда?
      Беседа четвертая. (47) Можно ли сегодня получить автограф у Ильи Ефимовича Репина?
      Беседа пятая. (72) Не чудо ли память человеческая?
      Беседа шестая. (110) Легко ли обходиться без фантазии?
      Беседа седьмая. (123) Умнее ли ученик 9 «А» Женя Скворцов доисторического мальчика?
      Беседа восьмая. (138) О чем я Говорю, когда я говорю «Я»?
      Несколько слов «под занавес» (159).
Аннотация издательства: Книгой академика АПН СССР А.В. Петровского открывается новая серия для старшеклассников - «Познай себя: Психология - школьнику».
Не больше ли мы знаем об окружающем нас мире, чем о себе самих? Наша память, способности, воображение, внушаемость и многое другое для нас зачастую остаются тайной «за семью печатями». Отсюда и возможные ошибки в самооценке, поведении, выборе жизненного пути. Психология может ответить на многие волнующие старшеклассника вопросы в его стремлении понять себя.
Для школьников старших классов.
.