«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Плеханов Георгий Валентинович

Георгий Валентинович Плеханов 565k

-

(11.12.1856 - 30.05.1918)

Большая советская энциклопедия: Плеханов Георгий Валентинович (псевдоним Н. Бельтов и др.) [29.11(11.12). 1856, с. Гудаловка, ныне Краснинский район Липецкой области, - 30.5.1918, Териоки, ныне Зеленогорск Ленинградской области; похоронен в Петрограде], русский теоретик и пропагандист марксизма, деятель российского и международного рабочего и социалистического движения.
Родился в мелкопоместной дворянской семье. Окончил военную гимназию в Воронеже, в 1873 переехал в Петербург. Осенью 1874 поступил в петербургский Горный институт, из которого в 1876 как участник революционного движения был вынужден уйти. С 1875 вступил на путь активной революционной борьбы, первоначально действовал в революционно-народническом движении (см. Народничество), «ходил в народ», в Петербурге получил некоторый опыт пропагандистской деятельности среди рабочих. Участвовал в Казанской демонстрации 1876 в Петербурге, где выступил с обличительной речью против царского самодержавия. После раскола народнической организации «Земля и воля» (1879) - один из руководителей революционно-народнической группы «Черный передел». С января 1880 до Февральской революции 1917 года жил в эмиграции (Швейцария, Италия, Франция и др. страны Западной Европы).
Сравнительно быстрое развитие капитализма в России и усиление рабочего движения, кризис народнической теории и практики, личный опыт деятельности среди рабочих, знакомство с историей западноевропейского рабочего движения и особенно глубокое изучение трудов К. Маркса и Ф. Энгельса вызвали переворот во взглядах П. В 1882-83 у П. складывается марксистское мировоззрение; он становится убежденным и решительным критиком идеологии народничества, первым пропагандистом, теоретиком и блестящим популяризатором марксизма в России. В 1883 в Женеве П. создал первую российскую марксистскую организацию - группу «Освобождение труда» (ее членами были П.Б. Аксельрод, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч, В.Н. Игнатов) и был автором ее программных документов. Члены группы перевели на русский язык и издали ряд произведений Маркса и Энгельса. П. принадлежат переводы работ: «Манифест Коммунистической партии» (1882), «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», «Тезисы о Фейербахе», части книг «Святое семейство» и др. Своими работами - «Социализм и политическая борьба» (1883),»Наши разногласия» (1885), «Русский рабочий в революционном движении», «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» (1895; по словам В.И. Ленина, на этой работе «...воспитывалось целое поколение русских марксистов...» - Полное собрание соч., 5 издание, т.19, с.313, прим.) и др. П. нанес сильный удар по идеологии народничества. Он научно опроверг утверждения народников о том, что капитализм в России - якобы «случайное явление», что крестьянская община способна не только противостоять капитализму, но и явиться главным преимуществом при переходе страны к социализму. П. показал, что Россия неудержимо идет по пути капиталистического развития и что задача революционеров состоит в том, чтобы использовать порождаемые капитализмом процессы в интересах революции. П. учил видеть в нарождавшемся пролетариате главную революционную силу в борьбе с самодержавием и капитализмом, призывал развивать политическое сознание рабочих, бороться за создание социалистической рабочей партии.
П. установил тесные связи со многими представителями западноевропейского рабочего движения, активно участвовал в работе 2-го Интернационала со времени его основания (1889), встречался и был близок с Ф. Энгельсом, который высоко ценил первые марксистские произведения П., одобрял деятельность созданной П. первой российской марксистской организации. Руководимая П. группа «Освобождение труда» оказала значительное влияние на деятельность марксистских кружков, возникших в 80-х гг. в России. Но, как подчеркивал Ленин, группа «...лишь теоретически основала социал-демократию и сделала первый шаг навстречу рабочему движению» (там же, т.25, с.132). Весной 1895 П. впервые встретился с приехавшим в Швейцарию Лениным. В ходе этой встречи была достигнута договоренность об установлении связей между группой «Освобождение труда» и марксистскими организациями России. Совместно с российскими марксистами П. включился в борьбу против либерального народничества, «легального марксизма», «экономизма», разоблачил отступничество Э. Бернштейна от марксизма. Плехановская критика бернштейнианства сохраняет свое значение в борьбе с современным оппортунизмом.
С 1900 П. принял участие в основании первой общероссийской марксистской газетой «Искра», вдохновителем и организатором которой был Ленин. Газета «Искра» и журнал «Заря», в редакцию которых входили Ленин, П. и др., стали сильнейшим оружием в борьбе за создание пролетарской партии в России. При разработке редакцией «Искры» Программы партии Ленин подверг обоснованной критике ряд положений проекта, представленного П. (отсутствие пункта о диктатуре пролетариата, абстрактность и недооценка революционных возможностей российского рабочего класса, его союза с крестьянством и др.). Ленин внес в проект существенные поправки и дополнения, в результате чего был разработан последовательно марксистский проект Программы, который был опубликован в 1902 от имени редакции «Искры» и «Зари» для обсуждения. На втором съезде РСДРП (1903) П. занимал революционную позицию, вместе с Лениным отстаивал принципы марксизма, боролся против оппортунистов. Однако П. не смог до конца освободиться от груза социал-демократических традиций партий 2-го Интернационала, не понял новых задач в эпоху империализма и вскоре после 2-го съезда перешел на сторону меньшевизма, стал одним из его лидеров. С конца 1903 П. повел борьбу против ленинизма, особенно по вопросам стратегии и тактики пролетариата и его большевистской партии. Во время Революции 1905-07 в России П. занимал оппортунистическую позицию, стоял за союз с либеральной буржуазией, осуждал курс на вооруженное восстание, считал главной парламентскую форму борьбы. Декабрьское вооруженное восстание московских рабочих в 1905 П. резко осуждал, говорил, что «не нужно было браться за оружие».
В 1903-17 в деятельности П., в его мировоззрении проявилось существенное противоречие: с одной стороны, П.-меньшевик встает на путь тактического оппортунизма и выступает против ленинского курса на социалистическую революцию в России; с др. стороны, в философии П. - воинствующий материалист-марксист, борющийся против буржуазной идеалистической философии, «...крупный теоретик, с громадными заслугами в борьбе с оппортунизмом, Бернштейном, философами антимарксизма, - человек, ошибки коего в тактике 1903-1907 годов не помешали ему в лихолетье 1908-1912 гг. воспевать «подполье» и разоблачать его врагов и противников...» (Ленин В.И., там же, т.48, с.296). Однако меньшевизм П. оказывал отрицательное влияние и на его философские работы (см. там же, т.18, с.377, прим.).
В годы реакции П. выступил как противник ликвидаторства, богостроительства, богоискательства, махизма. В годы 1-й мировой войны 1914-18 разделял оппортунистические социал-шовинистические взгляды. После Февральской революции 1917 П. вернулся в Россию. Возглавляя социал-демократическую группу «Единство» (созданную в 1914), он поддерживал буржуазное Временное правительство, его политику «войны до победного конца», выступал против большевиков и ленинского курса на социалистическую революцию в России. Отрицательно встретив Октябрьскую социалистическую революцию, П., однако, отказался поддержать контрреволюцию.
П. обладал исключительной работоспособностью. Он был энциклопедически образованным ученым, исследователем в области истории, экономики, социологии, этнографии, эстетики, религии и атеизма, ярким и глубоким русским философом и публицистом.
Литературное наследие П. по инициативе Ленина стало предметом широкого исследования. По решению Советского правительства были изданы соч. П. в 20-х гг.; его библиотека и архив, находившиеся за границей, собраны и перевезены в Ленинград, в созданный Дом Плеханова (в составе Государственной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина), предпринято издание «Литературного наследия Г.В. Плеханова» (продолжается под названием «Философско-литературное наследие»).
Роль П. в истории марксизма, его философии определена Лениным: «...нельзя стать сознательным, настоящим коммунистом без того, чтобы изучать - именно изучать - все, написанное Плехановым по философии, ибо это лучшее во всей международной литературе марксизма» (там же, т.42, с.290); статьи П. по философии должны войти в «...серию обязательных учебников коммунизма» (там же, примечание). «...Единственным марксистом в международной социал-демократии, давшим критику тех невероятных пошлостей, которые наговорили здесь ревизионисты, с точки зрения последовательного диалектического материализма, был Плеханов» (там же, т.17, с.20).
Ленин особенно высоко ценил марксистские философские произведения, написанные П. в 1883-1903. В трудах «Очерки по истории материализма», «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», «О материалистическом понимании истории», «К вопросу о роли личности в истории», «К шестидесятой годовщине смерти Гегеля», «Н.Г. Чернышевский» и др. П. выступил как воинствующий материалист-диалектик, подвергнув критике как предшествующие марксизму идеалистические и метафизические учения, так и буржуазные и мелкобуржуазные философские и социологические концепции, направленные против марксизма (неокантианство, позитивизм, субъективную социологию народников и анархистов и т.д.). Борясь против ревизионистских попыток «обновления» марксизма, П. доказывал, что «появление материалистической философии Маркса - это подлинная революция, самая великая революция, какую только знает история человеческой мысли» (Избранные философские произведения, т.2, 1956, с.450), что «...все стороны миросозерцания Маркса самым тесным образом связаны между собой..., вследствие этого нельзя по произволу удалить одну из них и заменить ее совокупностью взглядов, не менее произвольно вырванных из совершенно другого миросозерцания» (там же, т.3, 1957, с.198), что только диалектический и исторический материализм представляет собой философско-теоретический фундамент научного социализма.
«Диалектический материализм есть философия действия», - говорил П. (Соч., т.7, 1925, с.245), марксизм - величайшее оружие в руках пролетариата в его борьбе с эксплуататорами. П., называя марксизм, материалистическую диалектику алгеброй революции, подчеркивал огромную роль революционной теории, прогрессивных идей в преобразовании общества. «Ведь без революционной теории нет революционного движения, в истинном смысле этого слова..., - писал П. - Революционная, по своему внутреннему содержанию, идея есть своего рода динамит, которого не заменят никакие взрывчатые вещества в мире» (там же, т.2, 1925, с.71). П. раскрывал преемственную связь марксизма с лучшими традициями философской и общественной мысли прошлого, высоко оценивал роль диалектики Гегеля. Материализм для П. - продукт длительного развития, связанного с социальными битвами и прогрессом науки.
Критикуя идеализм и агностицизм И. Канта и неокантианцев, П. подчеркивал познаваемость мира, хотя у него и были отдельные неточные формулировки по этому вопросу (например, некритическое отношение к «иероглифов теории» и др.). В работах, направленных против махистского поветрия и религиозных исканий в России, П. писал, что «...махизм есть лишь берклеизм, чуть-чуть переделанный и заново перекрашенный под цвет «естествознания XX века» (Избранные философские произведения, т.3, 1957, с.261). Однако П. не раскрыл связи махизма, неокантианства и др. идеалистических течений с кризисом в новейшей физике. Ленин отмечал, что «Плеханов критикует кантианство (и агностицизм вообще), более с вульгарно-материалистической, чем с диалектически-материалистической точки зрения, поскольку он лишь a limine (с порога. - Ред.) отвергает их рассуждения, а не исправляет (как Гегель исправлял Канта) эти рассуждения, углубляя, обобщая, расширяя их, показывая связь и переходы всех и всяких понятий» (Полное собрание соч., 5 издание, т.29, с.161).
П. применял диалектический метод главным образом к познанию общественной жизни. Из диалектики, понимаемой как «алгебра революции», П. делал вывод о закономерности и неотвратимости социальной революции. Анализируя историю учений об обществе, П. на большом историческом материале доказывал, что только диалектический материализм раскрывает закономерный характер общественно-исторического процесса (см. «Литературное наследие Г.В. Плеханова», сб. 5, 1938, с.4-5). П. стремился раскрыть структуру общественной жизни и взаимодействие ее сторон. С точки зрения П., марксистский социологический анализ создает основу научного предвидения главных направлений общественного развития (см. Избранные философские произведения, т.3, с.50). П. творчески развил марксистское учение о роли народных масс и личности в истории, развенчал субъективно-идеалистические и волюнтаристские концепции героев - делателей истории, доказывая, что «...народ, вся нация должна быть героем истории» (Соч., т.8, 1923, с.11). П. сыграл видную роль в развитии экономической мысли в России, подверг критике экономические концепции народничества, историческую школу буржуазно политической экономии, «теорию насилия» К.И. Родбертуса-Ягецова и др. Он дал анализ формирования и развития политической идеологии, права, религии, морали, искусства, философии и др. форм идеологической надстройки, критиковал вульгарно-материалистические, метафизические теории (А. Богданова и др.), игнорирующие значение общественного сознания и политического строя в общественном развитии. «Экономика почти никогда не торжествует сама собою ..., а всегда только через посредство надстройки, всегда только через посредство известных политических учреждений» (Избранные философские произведения, т.2, 1956, с.216).
Применяя принципы исторического материализма к анализу русского исторического прошлого и современной ему русской действительности, П. подверг аргументированной критике идеалистическую теорию «самобытности» русского исторического процесса, господствовавшую в тот период в русской общественной мысли. Анализируя экономику пореформенной России, П. доказал, что Россия в своем историческом развитии шла и идет по тому же пути, по которому шли и др. европейские страны, т.е. от феодализма к капитализму, что «...теория русской самобытности становится синонимом застоя и реакции...» (Соч., т.2, 1925, с.27). Т. о., он отверг ошибочное противопоставление истории России истории Запада. П. доказал несостоятельность ходившей в то время теории о бесклассовости русского общества. При характеристике своеобразия русского исторического процесса П. на первый план выдвигал развитие классов и борьбу между ними.
П. был первым марксистским историком русского освободительного и революционного движения. Он правильно указал на дворянский и разночинский периоды в русском освободительном движении; новый, третий период характеризовался, согласно П., взаимными классовыми отношениями пролетариата с буржуазией. П. был первым марксистом, который взялся за научную разработку истории русской общественной мысли, собрав и систематизировав по этому вопросу огромный материал. Его трехтомная работа «История русской общественной мысли» явилась первым сводным обобщающим трудом, который охватывает историю общественной мысли с древнейших времен до конца 18 в. и написан в целом с марксистских позиций (1-й т. вышел в 1914). П. дал глубокий анализ социально-экономических, философских и эстетических взглядов Белинского, Герцена, Чернышевского и Добролюбова. П. показал, что вся история русской революционной мысли - это попытки найти такую программу действия, которая обеспечила бы революционерам сочувствие и поддержку со стороны народных масс. П. устанавливал связь между русским марксизмом, российской социал-демократией и ее предшественниками - революционерами 60-70-х гг. Он положил начало изучению истории русского рабочего движения.
Большое внимание П. уделял вопросам эстетики. Являясь преемником и продолжателем традиций материалистической эстетики В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова и др., П. писал, что «...отныне критика (точнее, научная теория эстетики) в состоянии будет подвигаться вперед, лишь опираясь на материалистическое понимание истории» (Избранные философские произведения, т.5, 1958, с.312). Исходя из этого, П. рассмотрел многие проблемы эстетического отражения действительности, истории искусства и эстетической мысли. Он впервые в марксистской литературе подверг критике биологические концепции происхождения искусства, доказывал, что искусство, эстетические чувства и понятия рождаются в результате трудовой деятельности общественного человека. искусство представляет собой специфическую, образную форму отражения общественного бытия людей в сознании представителей тех или иных классов общества. В оценке произведения искусства критерий идейности, жизненной правды должен сочетаться с критерием художественности. П. остро критиковал буржуазное искусство. Несмотря на отдельные ошибочные положения работ П. по эстетике (оценка произведения М. Горького «Мать», схематическое разграничение Л. Толстого как мыслителя и как художника и т.д.) эти работы в целом сохраняют свое значение в современной борьбе за реализм и идейность искусства.
П. внес крупный вклад в марксистскую историю философии и общественной мысли, исходя из принципа обусловленности общественным сознания развитием общественного бытия. П. подверг критике идеалистическую концепцию «филиации идей» (т.е. их самопроизвольного развития) в истории философии и общественной мысли, доказывая, что эта история в конечном счете обусловлена поступательным движением общественной жизни, борьбой классов, связана с прогрессом науки и искусства. П. показал, что нет автоматического соответствия между философскими и социально-политическими воззрениями одного и того же мыслителя. П. дал критику вульгарно-материалистического и нигилистического извращений философских наследия, попыток вывести все неверные взгляды и заблуждения из классово-корыстных интересов мыслителей (см. там же, т.1, 1956, с.651, т.3, с.322). Критикуя объективистскую концепцию немецкого историка философии Ф. Ибервега, П. сформулировал некоторые методологические требования историко-философских исследования: выяснение зависимости философских идей от социального развития; выяснение зависимости развития естествознания, психологии, истории литературы и искусства, общественных наук, оказывающих влияние на философские идеи, от социального развития на различных этапах истории; выяснение неравномерности социально-исторического развития на различных ступенях истории, его особенностей в различных странах, что в одних случаях вызывало борьбу науки и религии, в других - временное их «примирение».
П. отстаивал материалистические, атеистические традиции в философии, революционные и просветительские традиции русской и западноевропейской общественной мысли. Правда, порой П. больше подчеркивал то, что сближает марксистскую философию и социологию с домарксистскими учениями, не показывая в должной мере то, что их различает, несколько преувеличивал влияние западноевропейской философии и общественной мысли на русскую; но все это не умаляет научной ценности работ П. по истории философии и общественной мысли.
Произведения П. систематически публикуются и широко изучаются в СССР. Именем П. названы Ленинградский горный институт, Московский институт народного хозяйства и др. вузы страны. В 1956 в СССР было отмечено 100-летие со дня рождения П., учреждена премия им. П., присуждаемая авторам лучших научных работ по философии.
.
георгий валентинович плеханов на страницах библиотеки упоминается 3 раза:
* «Библиотека марксиста» (серия)
* «Библиотечка по научному социализму»
* Плеханов Георгий Валентинович
Сочинения:
* Плеханов Г.В. Избранные философские произведения в 5 томах. Том 1. (1956)
* Плеханов Г.В. Избранные философские произведения в 5 томах. Том 2. (1956)
* Плеханов Г.В. Избранные философские произведения в 5 томах. Том 3. (1957)
* Плеханов Г.В. Избранные философские произведения в 5 томах. Том 4. (1958)
* Плеханов Г.В. Избранные философские произведения в 5 томах. Том 5. (1958)
* Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю. (1933)
* Плеханов Г.В. О религии и церкви: Избранные произведения. (1957)
* Плеханов Г.В. Об атеизме и религии в истории общества и культуры (Избранные произведения и извлечения). (1922)
* Плеханов Г.В. Основные вопросы марксизма. (1922)
* Плеханов Г.В. Социализм и политическая борьба. (1959)
* Плеханов Г.В. Утопический социализм XIX века. (1958)
* Философско-литературное наследие Г.В. Плеханова в 3 томах. Том 1. (1973)
* Философско-литературное наследие Г.В. Плеханова в 3 томах. Том 3. (1974)
  • Плеханов Г.В. Избранные философские произведения в 5 томах. Том 1. [Djv-28.2M] Автор: Георгий Валентинович Плеханов.
    (Москва: Госполитиздат, 1956. - Академия наук СССР. Институт философии)
    Скан, обработка, формат Djv: ???, предоставил: Михаил, 2012
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      От издательства (5).
      В. Фомина. Г.В. Плеханов и его роль в защите и обосновании философии марксизма (Вступительная статья) (7).
      Социализм и политическая борьба (51).
      Наши разногласия (115).
      Программа социал-демократической группы «Освобождение труда» (371).
      Второй проект программы русских социал-демократов (377).
      Новый защитник самодержавия, или Горе г. Л. Тихомирова (Ответ на брошюру «Почему я перестал быть революционером».) (382).
      Речь на Международном рабочем социалистическом конгрессе в Париже (14-21 июля 1889 г.) (418).
      К шестидесятой годовщине смерти Гегеля (422).
      [Предисловие к первому изданию («От переводчика») и примечания Плеханова к книге Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»] - (451).
      Буржуа прежних времен (504).
      К вопросу о развитии монистического взгляда на историю (507).
      Приложение I. Еще раз г. Михайловский, еще раз «Триада» (731).
      Приложение II. Несколько слов нашим противникам (738).
      Примечания (775).
      Указатель имен (826).
      СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ
      Портрет Г.В. Плеханова (4-5).
      Первая страница варианта рукописи «Социализм и политическая борьба» (55).
      Титульная страница первого издания книги «Наши разногласия» (113).
      Страница из статьи «К шестидесятой годовщине смерти Гегеля» (из журнала «Neue Zeit») (427).
      Титульная страница первого издания книги «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» (511).
      Титульная страница предполагавшегося зарубежного издания «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», начатого набором в 1894 г. под заглавием: «Наши разногласия», ч.2, выпуск 1, «Наша «легальная» литература...» (517).
      Письмо К. Маркса в редакцию «Отечественных записок» (из журн. «Вестник народной воли») (711).
От издательства: Настоящее пятитомное издание произведений Г.В. Плеханова включает его наиболее важные и ценные философские работы.
В первые три тома входят труды, посвященные защите и обоснованию марксизма в процессе борьбы с народничеством, ревизионизмом и махизмом, в IV том входят лучшие работы Плеханова о русской философской и общественно-политической мысли, V том включает сочинения по вопросам литературы и искусства...
.
  • Плеханов Г.В. Избранные философские произведения в 5 томах. Том 2. [Djv-29.3M] Автор: Георгий Валентинович Плеханов.
    (Москва: Госполитиздат, 1956. - Академия наук СССР. Институт философии)
    Скан, обработка, формат Djv: ???, предоставил: Михаил, 2012
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      В. Чагин. Защита и обоснование Г.В. Плехановым диалектического и исторического материализма в борьбе против ревизионизма (Вступительная статья.) (5).
      Очерки по истории материализма (33).
      Несколько слов в защиту экономического материализма (Открытое письмо к В.А. Гольцеву) (195).
      Нечто об истории (Социологические основы истории П. Лакомба. Пер. с французского под редакцией. Р.И. Сементковского. Издание Ф. Павленкова) (225).
      О материалистическом понимании истории (236).
      [Об «экономическом факторе». Окончательная редакция] (267).
      К вопросу о роли личности в истории (300).
      О мнимом кризисе марксизма (335).
      Бернштейн и материализм (346).
      За что нам его благодарить? Открытое письмо Карлу Каутскому (362).
      Cant против Канта или Духовное завещание г. Бернштейна (Э. Бернштейн. Исторический материализм. Перевод Л. Канцель. Второе издание. С.-Петербург 1901 г.) - (374).
      Конрад Шмидт против Карла Маркса и Фридриха Энгельса (403).
      Материализм или кантианизм (423).
      Еще раз материализм (442).
      Ответ на международную анкету газеты «La Petite Republique Socialiste». Женева, сентябрь 1899 г. (443).
      Философские и социальные воззрения К. Маркса (Речь) (450).
      Первые фазы учения о классовой борьбе (Предисловие ко второму русскому изданию «Манифеста Коммунистической партии) (454).
      Критика наших критиков (504).
      Материалистическое понимание истории (634).
      О книге Масарика (669).
      Гром не из тучи (Письмо в редакцию «[Квали]») (682).
      О книге Кроче. Бенедетто Кроче. Экономический материализм и марксистская экономия. Критические очерки. Перевод П. Шутякова. Издание В.Н. Звонарева. С.-Петербург 1902 (702).
      Карл Маркс (717).
      Примечания (727).
      Указатель имен (801).
      СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ
      Портрет Г.В. Плеханова (4-5).
      Титульная страница первого издания «Очерков по истории материализма» (31-32).
      Страница предисловия к «Очеркам...» для предполагавшегося русского издания (37-38).
      Страница рукописи статьи «К вопросу о роли личности в истории» (305-306).
      Первая страница статьи «Бернштейн и материализм» в журнале «Neue Zeit» (347-348).
      Страница французского оригинала статьи «Конрад Шмидт против Карла Маркса и Фридриха Энгельса» (419-420).
      Титульный лист журнала «Заря» №1, в котором напечатана первая статья против П. Струве (505-506).
Из вступительной статьи: ...Статьи, вошедшие во II том «Избранных философских произведений» Г.В. Плеханова, могут быть по своему содержанию разделены на три группы. К первой группе относятся работы, в которых раскрывается внутренняя связь современного, марксистского материализма с предшествующим материализмом, дается анализ идей французских материалистов, подчеркивается, что марксизм совершил революцию в области философии. Вторую группу образуют статьи, в которых обосновывается материалистическое понимание истории в борьбе против буржуазных идеологов. В третью группу входят статьи, содержащие критику «критиков» марксизма - Э. Бернштейна, К. Шмидта, П. Струве и других ревизионистов...
.
  • Плеханов Г.В. Избранные философские произведения в 5 томах. Том 3. [Djv-29.0M] Автор: Георгий Валентинович Плеханов.
    (Москва: Госполитиздат, 1957. - Академия наук СССР. Институт философии)
    Скан, обработка, формат Djv: ???, предоставил: Михаил, 2012
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      А. Маслин. Критика Г.В. Плехановым идеализма и защита им идей марксистской философии в трудах 1904-1913 гг. (5).
      [Предисловие к третьему изданию произведения Ф. Энгельса «Развитие научного социализма»] (31).
      Конспект лекции «Научный социализм и религия» (58).
      [Предисловие переводчика ко 2-му изданию брошюры Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»] (67).
      Патриотизм и социализм (89).
      О брошюре А. Паннекука. Антон Паннекук, Социализм и религия. Перевод с немецкого А. Ратнер под редакцией П. Румянцева. Дешевая библиотека т-ва «Знание», №121. Цена 5 коп. 1906 г. (99).
      Ответ на анкету о будущности религии, проведенную журналом «Mercure de France» (104).
      Иосиф Дицген. Эрнст Унтерман, Антонио Лабриола и Иосиф Дицген. Опыт сравнения исторического и монистического материализма. Перевод с немецкого И. Наумова, под редакцией П. Дауге. С.-Петербург, 1907 г., издание П.Г. Дауге. Иосиф Дицген, Завоевания (Аквизит) философии и письма о логике; специально демократическая пролетарская логика. Перевод с немецкого П. Дауге и А. Орлова; с предисловием к русскому переводу Евгения Дицгена; с портретом автора. С. Петербург 1906 г. (106).
      Основные вопросы марксизма (124).
      Двадцать пятая годовщина смерти Карла Маркса (197).
      Materialismus militans (ответ г. Богданову) (202).
      О книге Фр. Лютгенау. Фр. Лютгенау, Естественная и социальная религия (теория религии с материалистической точки зрения). С.-Петербург 1908 г. (302).
      Анри Бергсон. Анри Бергсон, Творческая эволюция. Перевод с 3-го французского издания М. Булгакова. Москва 1909 (313).
      О книге г. В. Шулятикова. В. Шулятиков, Оправдание капитализма в западноевропейской философии. (От Декарта до Маха). «Московское книгоиздательство». Москва 1908 (319).
      О так называемых религиозных исканиях в России (326).
      О книге М. Гюйо. М. Гюйо, Безверие будущего. Социологическое исследование. С биографической заметкой о Гюйо Ал. Фулье и с предисловием профессора Д.Н. Овсянико-Куликовского. Перевод с французского (11 издание) под редакцией Я.Л. Сакера. СПБ (438).
      О книге В. Виндельбанда. Вильгельм Вильденбанд. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия. Авторизованный перевод с немецкого М.М. Рубинштейна. Издание «Звено». Москва 1910 г. (443).
      Трусливый идеализм. Иосиф Петцольд, Проблема мира с точки зрения позитивизма. Перевод с немецкого Р.Л. под редакцией и с предисловием П. Юшкевича. Изд. «Шиповник». СПБ. 1909 (448).
      Об изучении философии (481).
      Скептицизм в философии. Рауль Рихтер, Скептицизм в философии. Том первый. Перевод с немецкого В. Базарова и Б. Столпнера. Библиотека современной философии. Выпуск пятый. Изд. «Шиповник». СПБ. 1910 г. (485).
      О книге Г. Риккерта. Г. Риккерт, Науки о природе и науки о культуре. Перевод со второго немецкого издания под редакцией С. Гессена. Книгоиздательство «Образование». СПБ. 1911 (508).
      О книге Э. Бутру. Э. Бутру, Наука и религия в современной философии. Пер. В. Базарова, с предисловием переводчика. Библиотека современной философии. Выпуск третий. Изд. «Шиповник», СПБ. 1910 (516).
      Французский утопический социализм XIX века (521).
      Утопический социализм XIX века (567).
      Предисловие к книге А. Деборина «Введение в философию диалектического материализма» (614).
      От идеализма к материализму (Гегель и левые гегельянцы. - Давид Фридрих Штраус. - Братья Бруно и Эдгар Бауэры. - Фейербах) (639).
      Примечания (687).
      Указатель имен (762).
      СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ
      Портрет Г.В. Плеханова (4).
      Заметки Г.В. Плеханова на форзаце книги Ludwig Feuerbachs Samtliche Werke, neu herausgegeben Bd. X (69).
      Первая страница варианта рукописи Г.В. Плеханова «Основные вопросы марксизма» (129).
      Письмо Г.В. Плеханова к редакторам «Голоса социал-демократа» от 5/Х 1908 г. с протестом против сокращения его статьи против Богданова (на 2-х страничках) (205-206).
      Заметки Г.В. Плеханова, сделанные во время обсуждения реферата Богданова в Женеве (229).
      Заметки Г.В. Плеханова на полях книги В. Шулятикова «Оправдание капитализма в западноевропейской философии» (М. 1908) (323).
      Титульный лист сборника «От обороны к нападению» (1910) (327).
Из вступительной статьи: В III томе «Избранных философских произведений» Г.В. Плеханова помещены работы, написанные им главным образом в 1904-1913 гг. Большинство произведений, публикуемых в данном томе, направлены своим острием против идеализма, особенно против махизма и богостроительства - этой, по выражению Г.В. Плеханова, «теоретической буржуазной реакции». С большим полемическим талантом он критикует и вскрывает несостоятельность и реакционную сущность идеалистических теорий. В III томе публикуются: «Основные вопросы марксизма» (1908 г.), где Плеханов дает изложение философских основ марксизма - диалектического и исторического материализма; произведение «Materialismus militans» (1908-1910 гг.), посвященное критике махистской философии и защите марксистского материализма; статьи «О так называемых религиозных исканиях в России» (1909 г.), направленные против религиозного мировоззрения богостроителей и богоискателей; работы «Трусливый идеализм», «Анри Бергсон», «О книге Г. Риккерта», посвященные критике модных буржуазно-идеалистических направлений в области философии и социологии, а также ряд работ по вопросам истории западноевропейской философии, социалистических учений, по истории марксистской философии и некоторые другие произведения...
.
  • Плеханов Г.В. Избранные философские произведения в 5 томах. Том 4. [Djv-25.5M] Автор: Георгий Валентинович Плеханов.
    (Москва: Госполитиздат, 1958. - Академия наук СССР. Институт философии)
    Скан, обработка, формат Djv: ???, предоставил: Михаил, 2012
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      М. Иовчук. Г.В. Плеханов и его труды по истории философской мысли в России (вступительная статья) (5).
      I. [РАБОТЫ О Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОМ]
      Н.Г. Чернышевский. Введение [к немецкой книге 1894 г.] (47).
      Н.Г. Чернышевский [1890 г.] (70).
      [Дополнения для немецкого издания книги «Н.Г. Чернышевский» 1894 г.] (138).
      Н.Г. Чернышевский [1909 г.] (181).
      Чернышевский в Сибири [1913] (398).
      II. [РАБОТЫ О В.Г. БЕЛИНСКОМ]
      Белинский и разумная действительность [1897 г.] (417).
      В.Г. Белинский. (Речь, произнесенная весной 1898 года по случаю пятидесятилетия со дня смерти Белинского, на русских собраниях в Женеве, Цюрихе и Берне) (468).
      Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848) [1909] (498).
      О Белинском [1910] (543).
      III. [РАБОТЫ ОБ А.И. ГЕРЦЕНЕ]
      А.И. Герцен и крепостное право [1911] (597).
      Философские взгляды А.И. Герцена (к столетию со дня его рождения) [1912] (679).
      Речь на могиле А.И. Герцена в Ницце 7 апреля 1912 г. (738).
      IV. [РЕЦЕНЗИИ]
      П.Я. Чаадаев. М. Гершензон, П.Я. Чаадаев. Жизнь и мышление. С.-Петербург, 1908 (747).
      О книге М. Гершензона «История Молодой России» «История Молодой России». Москва, 1908 (767).
      О книге М. Гершензона «Исторические записки» «Исторические записки (о русском обществе)». Москва 1910. (773).
      О книге В.Я. Богучарского «А.И. Герцен» «Александр Иванович Герцен». Издание кружка имени Александра Ивановича Герцена. С.-Петербург 1912 г. (780).
      Примечания (787).
      Указатель имен (876).
      СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ
      Портрет Г.В. Плеханова (4).
      Титульный лист немецкого издания книги «Н.Г. Чернышевский» (51).
      Первая страница русского оригинала введения к немецкой книге «Н.Г. Чернышевский» (65).
      Пометки Г.В. Плеханова на форзаце и титульном листе второго тома Сочинений А.И. Герцена (Женева 1876 г.) (601).
      Первая страница автографа «Философские взгляды А.И. Герцена» (683).
      Первая страница автографа «Речь на могиле Герцена в Ницце» (741).
.
.
  • Плеханов Г.В. Избранные философские произведения в 5 томах. Том 5. [Djv-31.6M] Автор: Георгий Валентинович Плеханов.
    (Москва: Госполитиздат, 1958. - Академия наук СССР. Институт философии)
    Скан, обработка, формат Djv: ???, предоставил: Михаил, 2012
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      В. Щербина. Эстетические взгляды Г.В. Плеханова. (Вступительная статья) (5).
      Гл.И. Успенский [1888 г.] (41).
      С. Каронин [1890 г.] (96).
      Н.И. Наумов [1897 г.] (138).
      А.Л. Волынский «Русские критики. Литературные очерки» [1897 г.] (160).
      Литературные взгляды В.Г. Белинского [1897 г.] (191).
      Эстетическая теория Н.Г. Чернышевского [1897 г.] (238).
      Письма без адреса [1899-1900 гг.] (282).
      Конспект лекции об искусстве [1904 г.] (393).
      Французская драматическая литература и французская живопись XVIII века с точки зрения социологии [1905 г.] (408).
      Пролетарское движение и буржуазное искусство [1905 г.] (435).
      Генрик Ибсен [1906 г.] (457).
      К психологии рабочего движения (Максим Горький «Враги») [1907 г.] (509).
      Идеология мещанина нашего времени [1908 г.] (528).
      Толстой и природа [1908 г.] (609).
      «Отсюда и досюда» (Заметки публициста) [1910 г.] (613).
      Карл Маркс и Лев Толстой [1911 г.] (622).
      Сын доктора Стокмана [1910 г.] (641).
      Добролюбов и Островский [1911 г.] (662).
      Искусство и общественная жизнь [1912-1913 гг.] (686).
      Примечания (751).
      Указатель имен (840).
      Предметный указатель к I-V томам настоящего издания (861).
      Алфавитный указатель произведений Г.В. Плеханова, вошедших в настоящее пятитомное издание «Избранных философских произведений» (890).
      СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ
      Портрет Г.В. Плеханова (4).
      Страницы тетради Г.В. Плеханова с конспектом статьи Чернышевского «О поэзии» (243).
      Первая страница автографа статьи «Письма без адреса. Письмо первое» (283).
      Первая страница статьи «Французская драматическая литература...» в журнале «Die Neue Zeit», 1911, №16, стр.542 (409).
      Страница из записной книжки Г.В. Плеханова с заметками о художественной выставке в Венеции. На левом листе слова Шелли «He is made one with nature» («Он слился с природой»). Эти слова начертаны на памятнике на могиле Плеханова в Ленинграде (441).
      Страница чернового автографа статьи «Генрик Ибсен» (475).
      Афиша о реферате Г.В. Плеханова (689).
Из вступительной статьи: ...В настоящем томе «Избранных философских произведений» Г.В. Плеханова собраны его труды по вопросам эстетики. Круг интересов Г.В. Плеханова в этой области чрезвычайно широк. Он занимался освещением с марксистских позиций вопросов происхождения искусства, выяснением его своеобразия среди других видов духовной жизни человечества, его назначения, содержания и формы, общественной роли, закономерностей его исторического развития. Свои исследования Г.В. Плеханов проводил на огромном материале искусства и литературы многих эпох и стран. Его перу принадлежит ряд выдающихся работ о многих писателях и художниках, об эстетических воззрениях классиков зарубежной и русской философской мысли. Особенно много и плодотворно он занимался изучением трудов деятелей русской революционно-демократической эстетики В.Г. Белинского - Н.Г. Чернышевского. Пристальное внимание Г.В. Плеханова привлекали проблемы развития современного художественного творчества: он настойчиво выступал против декадентства и натурализма, защищал принципы реалистической правды, идейные основы нового революционного искусства и литературы...
.
  • Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю. [Djv- 101M] Автор: Георгий Валентинович Плеханов (Н. Бельтов).
    (Москва: Партийное издательство, 1933. - Пролетарии всех стран, соединяйтесь!)
    Скан, обработка, формат Djv: Игорь Беспалов, 2018
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Предисловие (III).
      Глава I. Французский материализм XVIII века (2).
      Глава II. Французские историки времен реставрации (9).
      Глава III. Социалисты утописты (19).
      Глава IV. Идеалистическая немецкая философия (40).
      Глава V. Современный материализм (67).
      Заключение (137).
      Приложение I. Еще раз г. Михайловский, еще раз «триада» (158).
      Приложение II. Несколько слов нашим противникам (101).
.
  • Плеханов Г.В. О религии и церкви: Избранные произведения. [Djv- 9.3M] Автор: Георгий Валентинович Плеханов. Вступительная статья И.А. Крывелева. Ответственный редактор М.П. Баскин.
    (Москва: Издательство Академии наук СССР, 1957. - Академия наук СССР. Институт истории. Серия «Научно-атеистическая библиотека»)
    Скан, OCR: Skaramusch, обработка, формат Djv: ivanstor, 2014
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      Замечательный теоретик и пропагандист пролетарского атеизма (статья И.А. Крывелева)
      О РЕЛИГИИ И ЦЕРКВИ
      ИЗБРАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ И ОТРЫВКИ
      Гл.И. Успенский (55).
      О книге Л.И. Мечникова (57).
      [Примечания к книге Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»] (60).
      Анархизм и социализм (75).
      К вопросу о развитии монистического взгляда на историю (85).
      Несколько слов в защиту экономического материализма (Открытое письмо к В.А. Гольцеву) (86).
      Очерки по истории материализма (92).
      О материалистическом понимании истории (115).
      К вопросу о роли личности в истории (122).
      Материализм или кантианизм (124).
      Письма без адреса (126).
      Материалистическое понимание истории (129).
      Cant против Канта, или Духовное завещание г. Бернштейна (141).
      Конспекты лекций по искусству (144).
      [Рецензия на брошюру А. Паннекука «Социализм и религия»] (146).
      Ответ на анкету о будущности религии, произведенную журналом «Mercure de France» (152).
      Основные вопросы марксизма (154).
      [Рецензия на книгу Ф. Лютгенау «Естественная и социальная религия»] (157).
      П.Я. Чаадаев (169).
      [Рецензия на книгу М. Гюйо «Безверие будущего»] (173).
      О книге Д.В. Философова (179).
      О книге В. Шулятикова (182).
      Materialismus militans (Ответ г. Богданову). Письмо третье (183).
      [Рецензия на книгу О. Пфлейлерера «О религии и религиях»] (186).
      «Отсюда и досюда» (192).
      Смешение представлений (Учение Л.Н. Толстого) (201).
      [Рецензия на книгу Э. Бутру «Наука и религия в современной философии»] (205).
      О книге В.Я. Богучарского «А.И. Герцен» (211).
      О книге Н.А. Бердяева «А.С. Хомяков» (213).
      Утопический социализм XIX века (219).
      Французский утопический социализм XIX века (221).
      От идеализма к материализму (225).
      Предисловие к книге А. Деборина «Введение в философию диалектического материализма» (235).
      О ТАК НАЗЫВАЕМЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ИСКАНИЯХ В РОССИИ
      Статья первая. О религии (251).
      Статья вторая. Еще о религии (291).
      1. Необходимая оговорка (291).
      2. Наши современные попытки основания религий, свободных от «сверхъестественного» элемента (294).
      а) Л.Н. Толстой (294).
      б) А. Луначарский (297).
      в) «Исповедь» М. Горького как проповедь «новой религии» (321).
      Статья третья. Евангелие от декаданса (337).
      ИСТОРИЯ РУССКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ
      Часть I. Введение (381).
      Часть II. Движение общественной мысли в допетровской Руси (386).
      Глава I. Движение общественной мысли под влиянием борьбы духовной власти со светской (386).
      Глава III. Движение общественной мысли под влиянием борьбы боярства с духовенством (404).
      Глава VII. Поворот к Западу (417).
      Глава XI. Националистическая реакция западному влиянию (419).
      Глава XII. Раскол как одно из выражений общественной мысли (429).
      Часть III. Движение русской общественной мысли после Петровской реформы (465).
      Глава II. «Ученая дружина» и самодержавие (465).
      1. Ф. Прокопович (465).
      2. В.Н. Татищев (471).
      3. А.Д. Кантемир (482).
      Глава III. Непосредственное влияние Петровской реформы на ход развития общественной мысли (489).
      1. И.Т. Посошков (489).
      2. М.В. Ломоносов (450).
      Глава VI. Взаимная борьба общественных сил в эпоху Екатерины II (494).
      Глава VII. Западная общественная мысль в XVIII в. и ее влияние на Россию (501).
      Глава IX. Вопрос об отношении России к Западу во второй половине XVIII в (512).
      Глава XI. Реакция против освободительной философии XVIII в. на Западе и в России (514).
      Глава XII. Деятельность Н.И. Новикова (546).
      ПРИЛОЖЕНИЯ
      Примечания (559).
      Указатель имен (597).
      Предметный указатель (603).
.
.
  • Плеханов Г.В. Об атеизме и религии в истории общества и культуры (Избранные произведения и извлечения). [Djv- 6.3M] Автор: Георгий Валентинович Плеханов. Общая редакция М.Т. Иовчука. Составители, авторы примечаний и указателя: Г.С. Лялина, Ю.Б. Пищик.
    (Москва: Издательство «Мысль». Редакции научной и учебной литературы ВПШ и АОН при ЦК КПСС, 1977. - Академия общественных наук при ЦК КПСС. Институт научного атеизма. Серия «Научно-атеистическая библиотека»)
    Скан, OCR: Skaramusch, обработка, формат Djv: ivanstor, 2014
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      От редакции (5).
      I. Социально-философские аспекты общественного развития. Место религии и атеизма в истории общества и культуры (11).
      О книге Л.И. Мечникова (12).
      Примечания Г.В. Плеханова к книге Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (13).
      Очерки по истории материализма. Гольбах (24).
      О материалистическом понимании истории (40).
      Об «экономическом факторе» (42).
      Cant против Канта (44).
      Лекции об искусстве (50).
      Ответ на анкету о будущности религии, проведенную журналом «Mercure de France» (52).
      II. Религиозные идеи, антиклерикализм, свободомыслие и атеизм в истории западноевропейской общественной мысли и культуры (55).
      Рецензия на книгу Г. Могра «Последние дни одного общества» (56).
      Из речи «А.Л. Волынский. Русские критики» (58).
      В.Г. Белинский (64).
      Французская драматическая литература и французская живопись XVIII в. с точки зрения социологии (67).
      Искусство и общественная жизнь (71).
      От идеализма к материализму (78).
      III. Религиозные идеи, мистицизм, свободомыслие и атеизм в истории русской общественной мысли (85).
      Из «Истории русской общественной мысли» (86).
      «Ученая дружина» и самодержавие (86).
      1. Ф. Прокопович (86).
      2. В.Н. Татищев (96).
      3. А.Д. Кантемир (113).
      Реакция против освободительной философии XVIII века на Западе и в России (Мистицизм и масонство на Западе и в России) (126).
      Деятельность Н.И. Новикова (148).
      А.Н. Радищев (159).
      Литературные взгляды В.Г. Белинского (160).
      П.Я. Чаадаев (167).
      IV. Религиозно-философские концепции, «богоискательство» и «богостроительство» в России начала XX века (181).
      О так называемых религиозных исканиях в России (182).
      Статья первая. О религии (182).
      Статья вторая. Еще о религии (224).
      Статья третья. Евангелие от декаданса (270).
      Смешение представлений (Учение Л.Н. Толстого) (311).
      Примечания (334).
      Именной указатель (343).
Аннотация издательства: Труды Г.В. Плеханова по проблемам религии, атеизма, мифологии и средневекового искусства, литературы, живописи и музыки XVIII и XIX веков - одна из самых ярких страниц марксистской истории общественной мысли и искусствоведения.
В книгу вошли работы Г.В. Плеханова, посвященные анализу роли религии и. атеизма в истории мировой культуры и искусства.
.
  • Плеханов Г.В. Основные вопросы марксизма. [Djv- 1.6M] Второе издание. Автор: Георгий Валентинович Плеханов.
    (Москва: Кооперативное издательство «Московский рабочий», 1922. - Московский комитет Р.К. П.)
    Скан, обработка, формат Djv: ???, предоставил: Михаил, 2012
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      I. Предисловие редактора (3-8).
      II. Основные вопросы марксизма (11-94).
      III. О «скачках» в природе и истории (97-107).
      IV. К вопросу о роли личности в истории (111-154).
      V. Диалектика и логика (157-168).
      VI. Примечания и дополнения (171-181).
Предисловие редактора: «Основные вопросы марксизма» - последняя работа Плеханова, дающая систематическое изложение диалектического материализма - вышла еще в 1908 году, через четверть века после того, как Плеханов выпустил в свет свой знаменитый памфлет «Социализм и политическая борьба», которым открывается история российской революционной социал-демократии.
Вышедшая в 1883 году, брошюра знаменовала собою полный разрыв со старыми народническими предрассудками, она указала разбитому революционному движению новый путь, на котором его ожидала не скорая, но верная победа; в самой российской действительности указала она тот процесс социально-экономического развития, который медленно, но упорно подкапывал старый режим; она предсказала, что развивающийся с такой же неизбежностью, как и капитализм, русский рабочий класс нанесет смертельный удар русскому абсолютизму и войдет равноправным членом в ряды международной армии пролетариата...
.
  • Плеханов Г.В. Социализм и политическая борьба. [Djv- 4.3M] Второе издание. Автор: Георгий Валентинович Плеханов.
    (Москва: Госполитиздат, 1959. - Серия «Библиотечка по научному социализму». Выпуск 24)
    Скан: Skaramusch, OCR: white_colonizer, обработка, формат Djv: ivanstor, 2014
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      Предисловие (5).
      Социализм и политическая борьба (14).
      Еще раз социализм и политическая борьба (84).
      Примечания (119).
.
.
  • Плеханов Г.В. Утопический социализм XIX века. [Djv- 1.3M] Второе издание. Автор: Георгий Валентинович Плеханов.
    (Москва: Госполитиздат, 1958. - Серия «Библиотечка по научному социализму». Выпуск 26)
    Скан: Skaramusch, OCR, обработка, формат Djv: caute, доработка: white_colonizer, 2013
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      Предисловие (5).
      УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ XIX ВЕКА (13).
      А. Английский утопический социализм (15).
      B. Французский утопический социализм (37).
      C. Немецкий утопический социализм (56).
      Примечания (70).
Из предисловия: ...Работа Г.В. Плеханова «Утопический социализм XIX века» содержит научный анализ социалистических домарксистских идей XIX столетия. В ней убедительно и ярко показана роль и значение утопических социалистов как предшественников научного социализма.
.
  • Философско-литературное наследие Г.В. Плеханова в 3 томах. Том 1. Г.В. Плеханов и его роль в распространении марксистского мировоззрения в революционном движении России. [Djv- 9.1M] Редактор тома М.Т. Иовчук.
    (Москва: Издательство «Наука», 1973. - Институт философии АН СССР. Государственная Ордена Трудового Красного Знамени публичная библиотека имени М.Е. Салтыкова-Щедрина (Дом Плеханова))
    Скан, обработка, формат Djv: ???, предоставил: Михаил, 2012
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      К I изданию «Философско-литературного наследия Г.В. Плеханова». (5).
      М.Т. Иовчук. Г.В. Плеханов - трибун воинствующего материализма (8).
      СТАТЬИ, ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ, ВЫСТУПЛЕНИЯ
      Пропаганда теоретических основ марксизма. Критика народничества и «экономизма» (25).
      Идеологические проблемы создания Российской социал-демократической рабочей партии. Критика эсеров (48).
      Критика антимарксистских концепций, философского ревизионизма и ликвидаторства (91).
      ПИСЬМА Г.В. ПЛЕХАНОВА К В.И. ЛЕНИНУ, ОКТЯБРЬ 1900 г. - 2 АПРЕЛЯ 1910 г. (105).
      ПЕРЕПИСКА Г.В. ПЛЕХАНОВА С РУССКИМИ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТАМИ И ДРУГИМИ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ДЕЯТЕЛЯМИ (155).
      Примечания (263).
      Указатель литературных работ и источников, цитируемых и упоминаемых г.в. плехановым и его корреспондентами (366).
      Указатель имен (399).
Предисловие редактора: «Основные вопросы марксизма» - последняя работа Плеханова, дающая систематическое изложение диалектического материализма - вышла еще в 1908 году, через четверть века после того, как Плеханов выпустил в свет свой знаменитый памфлет «Социализм и политическая борьба», которым открывается история российской революционной социал-демократии.
Вышедшая в 1883 году, брошюра знаменовала собою полный разрыв со старыми народническими предрассудками, она указала разбитому революционному движению новый путь, на котором его ожидала не скорая, но верная победа; в самой российской действительности указала она тот процесс социально-экономического развития, который медленно, но упорно подкапывал старый режим; она предсказала, что развивающийся с такой же неизбежностью, как и капитализм, русский рабочий класс нанесет смертельный удар русскому абсолютизму и войдет равноправным членом в ряды международной армии пролетариата...
.
  • Философско-литературное наследие Г.В. Плеханова в 3 томах. Том 3. Проблемы истории философии, эстетики и общественной мысли. [Djv- 8.6M] Редактор тома Б.А. Чагин.
    (Москва: Издательство «Наука», 1974. - Институт философии АН СССР. Государственная Ордена Трудового Красного Знамени публичная библиотека имени М.Е. Салтыкова-Щедрина (Дом Плеханова))
    Скан, обработка, формат Djv: ???, предоставил: Михаил, 2012
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      Б.А. Чагин. Г.В. Плеханов как историк философии и общественной мысли (5).
      К изданию III тома «Философско-литературного наследия Г.В. Плеханова (19).
      ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МАРКСИЗМА (25).
      БУРЖУАЗНАЯ И РЕВИЗИОНИСТСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX в. (89).
      ИСТОРИЯ РУССКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ (127).
      ПЕРЕПИСКА (213).
      ПРИМЕЧАНИЯ. УКАЗАТЕЛИ
      Примечания (295).
      Указатель литературных работ и источников, цитируемых и упоминаемых Г.В. Плехановым и его корреспондентами (363).
      Указатель имен (389).
Из вступительной статьи: ...В III томе «Философско-литературного наследия Г.В. Плеханова» редакция предлагает вниманию читателей наиболее значительное из неопубликованного и малоизвестного философского наследия по вопросам истории философии и общественной мысли, а также письма, которые либо не были до сих пор опубликованы, либо были опубликованы очень давно, иногда не полностью и неточно...
.