Павел Иванович Попов
|
* «Научно-популярная библиотека солдата и матроса» (серия)
* Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний. Колхозная серия
* Попов Павел Иванович (астроном)
* Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний. Колхозная серия
* Попов Павел Иванович (астроном)
* Popov_P.I...__Astronomiya.(1940).[djv-fax].zip
* Popov_P.I...__Astronomiya.(1940).[pdf-fax].zip
* Popov_P.I...__Praktikum_po_astronomii.(1947).[djv-fax].zip
* Popov_P.I...__Praktikum_po_astronomii.(1947).[pdf-fax].zip
* Popov_P.I.__Obschedostupnaya_prakticheskaya_astronomiya.(1946).[djv-fax].zip
* Popov_P.I.__Obschedostupnaya_prakticheskaya_astronomiya.(1946).[pdf-fax].zip
* Popov_P.I.__Obschedostupnaya_prakticheskaya_astronomiya.(1950).[djv-fax].zip
* Popov_P.I.__Obschedostupnaya_prakticheskaya_astronomiya.(1950).[pdf-fax].zip
* Popov_P.I.__Obschedostupnaya_prakticheskaya_astronomiya.(1958).[djv-fax].zip
* Popov_P.I...__Astronomiya.(1940).[pdf-fax].zip
* Popov_P.I...__Praktikum_po_astronomii.(1947).[djv-fax].zip
* Popov_P.I...__Praktikum_po_astronomii.(1947).[pdf-fax].zip
* Popov_P.I.__Obschedostupnaya_prakticheskaya_astronomiya.(1946).[djv-fax].zip
* Popov_P.I.__Obschedostupnaya_prakticheskaya_astronomiya.(1946).[pdf-fax].zip
* Popov_P.I.__Obschedostupnaya_prakticheskaya_astronomiya.(1950).[djv-fax].zip
* Popov_P.I.__Obschedostupnaya_prakticheskaya_astronomiya.(1950).[pdf-fax].zip
* Popov_P.I.__Obschedostupnaya_prakticheskaya_astronomiya.(1958).[djv-fax].zip
* Попов П.И. Общедоступная практическая астрономия. (1946)
* Попов П.И. Общедоступная практическая астрономия. (1950)
* Попов П.И. Общедоступная практическая астрономия. (1958)
* Попов П.И... Астрономия. (1940) Учебник
* Попов П.И... Практикум по астрономии. (1947) Учебное пособие
* Попов П.И. Общедоступная практическая астрономия. (1950)
* Попов П.И. Общедоступная практическая астрономия. (1958)
* Попов П.И... Астрономия. (1940) Учебник
* Попов П.И... Практикум по астрономии. (1947) Учебное пособие
ИЗ ИЗДАНИЯ: В практической деятельности человека немаловажное значение издавна имели вопросы ориентировки, связанные с перемещением по Земле, определением времени и пр. Попадая в незнакомую местность, человек видел ночью на небе все те же светила, и они служили ему путеводителем или указателем времени. Если в прежние времена небо было единственным путеводителем, то теперь оно также является единственным источником различных способов определения пунктов на Земле, проверки часов, составления точных карт и др. Опыт Великой Отечественной войны показал, насколько важно широкое знакомство с простейшими способами ориентировки и определения времени по небесным светилам. Знакомство со звездным небом помогает разведчикам находить правильный путь. Знать точно направление нужно и артиллеристу. В особенности большую помощь оказывает небо с его постоянно блистающими ориентирами - звездами нашим славным летчикам в их дальних ночных перелетах, зачастую протекающих над облаками. Способы точного определения положений звезд, определения времени, широты и долготы места на Земле и пр. - все это составляет задачу практической астрономии. Помимо самой астрономии - науки, изучающей небесные светила, - практическая астрономия находит применение в геодезии, изучающей нашу Землю, в составлении точных карт земной поверхности, в мореходном деле, а в последнее время и в авиации. Практическая астрономия в настоящее время представляет собой глубоко разработанную отрасль астрономии с весьма точными; математически обоснованными, специальными методами. Они изучаются и применяются специалистами, которые производят точные измерения и вычисления. Настоящая книга имеет в виду не специалистов, а широкий круг лиц, практически нуждающихся в астрономических способах ориентировки, - -от бойцов-разведчиков до офицеров всех частей Красной Армии. Поэтому здесь даются только элементы практической астрономии, излагаются доступные всем приближенные способы ориентировки, основанные на хорошем знакомстве со звездным небом, наблюдаемым простым глазом. Затем даются сведения о более точном определении положения небесных светил, времени и места на Земле. В книге также отводится место наиболее распространенному в мореплавании и авиации так наливаемому методу Сомнера для сравнительно простого и быстрого определения места корабля или самолета. Всякие, даже самые простые способы могут быть хорошо усвоены и правильно применяемы только в случае, если понятны те явления, которые при этом наблюдаются. Поэтому в книге уделено достаточное внимание объяснению самих астрономических явлений, связанных с практикой наблюдений и измерений, и необходимым сведениям из так называемой сферической астрономии. Книге дано название «Практическая астрономия», так как в ней совсем не рассматриваются законы движения небесных тел в пространстве, строение Вселенной, природа небесных тел и их развитие. Эти сведения читатели найдут в других книгах по астрономии, посвященных этим вопросам. |
ИЗ ИЗДАНИЯ: При подготовке книги для первого ее издания ставились задачи дать знакомство с простейшими способами астрономической ориентировки, а для их понимания - и с небесными явлениями, которые связаны с этими способами. Имелось в виду, что книга должна быть доступной во всех своих частях для неподготовленного читателя. Поэтому изложение в ней и велось почти без применения математических формул, за исключением последней главы, описывавшей ориентировку на самолете. Опыт показал, что книга получила более широкое применение, чем предполагалось тогда. Небывалые темпы и размах социалистического строительства в нашей великой стране, не только восстановившей довоенный уровень производства во всех его областях, но и далеко продвинувшей вперед многие из этих областей, - этот размах вызвал и новые потребности во всех видах знания, применений науки, в частности астрономии. Широкое распространение всевозможных экспедиций для изучения природы и истории нашей необъятной родины, для использования ее естественных богатств, организация экскурсий и пр. - все это требует знакомства со способами ориентировки, с картой, способами определения времени, и не только самыми примитивными, но и более точными, которые могли бы придать результатам, полученным в экспедициях, определенное научное значение. В иных случаях, если даже и не приходится непосредственно проводить работу по определению времени, координат места, измерению силы тяжести и пр., то надо иметь ясное представление о том, как она проводится, чтобы понимать связанные с этим мероприятия. Р этих целях отдельные разделы в книге пришлось расширить и несколько углубить, не останавливаясь перед тем, чтобы использовать и математические формулы и некоторые технические приемы. Возможность использования математики, однако в пределах, не превышающих знаний, даваемых средней школой, диктуется и заметным повышением образовательного уровня в нашей стране. При переработке для настоящего издания автор учел и то, что книга использовалась преподавателями средней школы, а также служила пособием в различных кружках. Одним из недостатков первого издания была недостаточная наглядность рисунков, их мелкие размеры. Поэтому ряд рисунков заменен новыми, а отдельные рисунки увеличены... |
ИЗ ИЗДАНИЯ: ... |
ИЗ ИЗДАНИЯ: Астрономия - одна из наук о природе, изучающая те области ее, которые находятся за пределами нашей Земли, и самую Землю как небесное тело. Слово «астрономия» происходит от греческих слов: «астрон» - светило и «номос» - закон. Астрономию коротко определяют как науку о небесных светилах. Главнейшей задачей астрономии в прежнее время и было изучение движения небесных тел и законов, управляющих этим движением; в настоящее же время астрономия помимо этого исследует природу, строение, физическое состояние и химический состав небесных светил, а также их эволюцию. В современном ее состоянии астрономия тесно связана с физическими науками как по своим методам, поскольку астрономы используют фотографию, спектральный анализ, фотометрию и пр., так и по постановке задач, поскольку на Солнце, звездах и туманностях исследуется вещество при таких температурах и давлениях, которые оставляют далеко за собой все то, чем располагают физики в своих лабораториях. Этим уже определяется ее роль среди физических наук... |
ИЗ ИЗДАНИЯ: Настоящее руководство появилось в результате опыта проведения практических занятий по астрономии в течение ряда лет кафедрой астрономии Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина под руководством заведующего кафедрой проф. П.И. Попова. Практические занятия по астрономии, ведущиеся в педагогическом институте параллельно с лекционным курсом, не только служат лучшему пониманию и усвоению этого курса путем решения задач, работы с моделями и пр., но имеют свои самостоятельные задачи: вооружить студентов знакомством с небом и умением производить доступные наблюдения; познакомить их с астрономическими справочниками, картами, таблицами, астрономической трубой, некоторыми измерительными инструментами так, чтобы они умели самостоятельно ими пользоваться, и дать понятие об основных методах астрономических исследований. Содержание практических занятий не может и не должно охватывать все части курса в одинаковой мере. Целесообразно выделить те вопросы, которые или представляют наибольшие трудности для понимания (и в то же время требуют того, чтобы студенты их хорошо усвоили), или необходимы для приобретения студентами определенных приемов и навыков наблюдений, умения обращаться с инструментами, приборами. Знакомство с небом и астрономическая ориентировка имеют большое практическое значение. И будущий преподаватель астрономии должен сам овладевать ими, чтобы дать необходимые знания нашей молодежи, у которой в огромном большинстве все астрономическое образование ограничивается средней школой. Весь практикум, рассчитанный на 35 часов, проводится как в астрономическом кабинете (там же проводятся и лабораторные занятия), так и на астрономической обсерватории или на вышке, где студенты, помимо работы с преподавателем, должны провести самостоятельные наблюдения по установленной программе. Решение отдельных задач и примеров сведено к минимуму и поставлено в связь с лабораторными работами. Для решения числовых задач может быть также использован изданный ранее сборник задач по астрономии Б.А. Воронцова-Вельяминова, как при упражнениях, так и в самостоятельной работе студентов. Каждый студент, прошедший курс астрономии в педагогическом институте, должен быть методически подготовлен к преподаванию астрономии в школе. Поэтому, помимо практических занятий по курсу астрономии, мы помещаем в конце книги описание ряда работ, имеющих в виду вооружить учителя умением изготовить своими руками или с привлечением к этому учащихся пособия и модели для преподавания астрономии в школе. Пользуясь этими пособиями, учитель может значительно оживить преподавание, поднять интерес к астрономии среди учащихся и облегчить свою работу в школе. |