«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Радхакришнан Сарвепалли

Сарвепалли Радхакришнан 362k

(S. Radhakrishnan)

(05.09.1888 - 17.04.1975)

Википедия: Сарвепалли Радхакришнан (5 сентября 1888, Тируттани, Мадрасское президентство, Британская Индия - 17 апреля 1975, Мадрас, Республика Индия) - индийский философ, общественный и государственный деятель, президент Индии (1962-1967). Почетный член Британской академии (1962).
Родился в богатой брахманской семье в селении Тируттани северо-западнее Мадраса. Родной язык - телугу. Окончил Христианский колледж в Мадрасе, бывший сравнительно либеральным и дававшим качественное образование. В 1907 году защитил магистерскую диссертацию «Этика веданты и ее философские предпосылки». Преподавал в ряде индийских колледжей и университетов. В 1918-1921 гг. - профессор университета Майсура, в 1921-1931 гг. - профессор университета Калькутты. Публиковал оригинальные работы и переводы религиозно-философских текстов с санскрита и пали. В 1923-27 гг. в Лондоне вышел его капитальный двухтомный труд «Индийская философия» (русский перевод - 1956-57 гг.). Читал лекции в Оксфордском, Гарвардском и других западных университетах. В 1931-36 гг. вице-канцлер университета Андхры. В 1936-39 гг. - профессор религии и этики Востока в Оксфордском университете. В 1939-46 гг. - вице-канцлер Индуистского университета в Варанаси (Бенарес).
После провозглашения независимости Индии Радхакришнан занимался не столько философией, сколько общественной и государственной деятельностью. В 1946 г. назначен послом в ЮНЕСКО, в 1949 г. - послом в СССР. Руководил реформами высшего образования в Индии. С 1952 г. - первый вице-президент, в 1962-67 гг. - второй президент Республики Индия.
Лауреат Темплтоновской премии за прогресс в религии (1975).
C самого детства верил в реальность потустороннего мира, лежащего за поверхностью явлений. Получив европейское образование в колониальных учебных заведениях, он высоко ценил западную философию, но с самого начала научной деятельности выступил пропагандистом традиционной философии Индии, доказывая, что она находится по меньшей мере на таком же уровне, как и западная. В магистерской диссертации он выступил против распространенного тогда в Европе мнения, что индийская философия вообще и веданта в частности совершенно не интересуется этическими проблемами. В последующих своих публикациях и особенно в труде «Индийская философия» он старался непредвзято давать изложение точек зрения разных школ, но тем не менее не мог удержаться от оценки их с позиций той философии, которую сам разделял, - адвайта-веданты. Критически относясь к ритуалистическим и догматическим тенденциям в индуизме, он подчеркивал те аспекты, которые приемлемы для западного стиля мышления: антиритуалистическую, чисто духовную направленность Упанишад, попытки многих школ смягчить суровость кастового строя и дать членам низших каст возможность заниматься практикой самоосвобождения. Отмечая близость буддизма к западным учениям агностического и позитивистского толка, он писал, что человеческий ум все же не может уйти от «сугубо академических» онтологических проблем и замкнуться только на практически полезном: мы неизбежно будем пытаться дать ответы даже на, казалось бы, совершенно неразрешимые вопросы бытия. Отрицательно относясь к материализму, он старался и к нему быть справедливым: не исключал, что взгляды древнеиндийских материалистов были искажены позднейшими комментаторами-идеалистами и что на самом деле индийский материализм не был так грубо гедонистичен.
Занимая руководящие университетские посты в колониальной Индии и участвуя в строительстве Индии независимой, Радхакришнан вводил преподавание естественнонаучных и технических дисциплин (колониальная британская администрация придала индийскому образованию сугубо гуманитарный характер, не подпуская «туземцев» к современной технике). Протестуя против европоцентристского пренебрежения к индийской культуре, он выступал и против консервативных, антизападных сил в Индии. Он писал: «Лично я не сомневаюсь в том, что все попытки с индусской или мусульманской стороны противостоять современной научной и промышленной цивилизации обречены на провал, и я буду смотреть на этот провал без сожаления».
Был убежден, что все вероучения по сути своей едины. Он считал, что развитие мировой религиозной и философской мысли должно привести к появлению универсальной религии, универсальной философии и универсальной морали, и фундаментом их должна будет служить адвайта-веданта...
сарвепалли радхакришнан на страницах библиотеки упоминается 2 раза:
* «Писатели и ученые Востока»
* Радхакришнан Сарвепалли
  • Радхакришнан С. Индийская философия. Том 1. (Indian Philosophy. Volume 1, 1951) [Djv- 8.6M] [Pdf-17.1M] Автор: Сарвепалли Радхакришнан (S. Radhakrishnan). Перевод с английского. Редакторы тома 1: О.К. Аржанова, А.Г. Вельский, Ф.Н. Грецкий, А.М. Пятигорский, А.А. Якушев. Литературный редактор Н.М. Макарова, С. Радхакришнан. Художник Г.А. Кравцов.
    (Москва: Издательство Иностранной литературы: Редакция литературы по философии и психологии, 1956)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv, Pdf: bolega, 2018
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      Предисловие к русскому изданию (5).
      Предисловие (6).
      Предисловие ко второму изданию (10).
      Глава первая. Введение (11).
      Часть I. ВЕДИЙСКИЙ ПЕРИОД
      Глава вторая. Гимны Ригведы (49).
      Глава третья. Переход к упанишадам (95).
      Глава четвертая. Философия упанишад (112).
      Часть II. ЭПИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
      Глава пятая. Материализм (227).
      Глава шестая. Плюралистический реализм джайнизма (240).
      Глава седьмая. Этический идеализм раннего буддизма (290).
      Глава восьмая. Эпическая философия (406).
      Глава девятая. Теизм Бхагавадгиты (442).
      Глава десятая. Буддизм как религия (498).
      Глава одиннадцатая. Школы буддизма (523).
      Приложение. Дальнейшее рассмотрение некоторых проблем (574).
      Примечания автора (603).
      Список сокращений (619).
Аннотация издательства: «Индийская философия» (тт. I и TI) - одно из произведений видного политического деятеля и крупнейшего философа современной Индии вице-президента Республики Индии доктора Сарвепалли Радхакришнана. Эта монография, впервые опубликованная в 1923 году и с того времени неоднократно переиздававшаяся (последнее издание - 1951 года), вошла в историю индийской философской мысли как одна из своеобразных попыток глубоко проанализировать философское наследство древней Индии.
  • Радхакришнан С. Индийская философия. Том 2. (Indian Philosophy. Volume 2, 1951) [Djv-11.0M] [Pdf-23.1M] Автор: Сарвепалли Радхакришнан (S. Radhakrishnan). Перевод с английского. Редактор тома 2: А.А. Якушев. Переводчики: Н.В. Воробьев, Г.А. Заиченко, С.А. Кугина, А.С. Никитин, Л.Р. Романенко, С.Д. Комаров, Н.П. Французова. Художник Г.А. Кравцов.
    (Москва: Издательство Иностранной литературы: Редакция по вопросам философии и психологии, 1956)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv, Pdf: bolega, 2018
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      Предисловие ко второму изданию (5).
      Предисловие к первому изданию (6).
      Часть III. ШЕСТЬ СИСТЕМ БРАХМАНИЗМА
      Глава первая. Введение (11).
      Глава вторая. Логический реализм системы ньяя (22).
      Глава третья. Атомистический плюрализм вайшешики (153).
      Глава четвертая. Система санкхья (218).
      Глава пятая. Система йога Патанджали (296).
      Глава шестая. Пурва-миманса (331).
      Глава седьмая. Веданта сутра (382).
      Глава восьмая. Адвайта-веданта Шанкары (395).
      Глава девятая. Теизм Рамануджи (597).
      Глава десятая. Шиваитский, шактистский и поздний вишиупстский теизм (651).
      Глава одиннадцатая. Заключение (690).
      Примечания автора (704).
      Алфавитный указатель (711).
Аннотация издательства: «Индийская философия» (т.I и II) - одно из произведений видного политического деятеля и крупнейшего философа современной Индии вице-президента Республики Индии доктора Сарвапалли Радхакришнана, Эта монография, впервые опубликованная в 1923 году и с того времени неоднократно переиздававшаяся (последнее издание - 1951 года), вошла в историю индийской философской мысли как одна из своеобразных попыток глубоко проанализировать философское наследство древней Индии.