«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Радищев Александр Николаевич

Александр Николаевич Радищев 111k

-

(31.08.1749 - 24.09.1802)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Большая советская энциклопедия: Радищев Александр Николаевич [20(31).8.1749, Москва, - 12(24).9.1802, Петербург], русский писатель, философ, революционер. Сын богатого помещика, Р. получил общее образование в Пажеском корпусе (1762-66); для изучения юридических наук был отправлен в Лейпцигский университет (1767-71), где занимался также естественными науками. Особую роль в формировании его мировоззрения сыграли сочинения французских просветителей, особенно К.А. Гельвеция. По возвращении в Россию Р. был назначен протоколистом в Сенат; с 1773 служил обер-аудитором (юридическим советником) штаба Финляндской дивизии в Петербурге. К этому времени относится начало его литературной деятельности. В 1771-1773 Р. выполнил ряд переводов; наиболее интересен изданный Н.И. Новиковым в 1773 перевод сочинений Г. Мабли «Размышления о греческой истории» с примечаниями Р.; в одном из них он утверждал, что «самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние», и доказывал, что народ имеет право судить монарха-деспота (Полное собрание соч., т.2, 1941, с.282, прим.). В 1775 Р. вышел в отставку; в 1777 поступил на службу в Коммерц-коллегию (с 1780 помощью управляющего, с 1790 управляющий Петербургской таможней).
Материалистически решая основной вопрос философии («...Бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе», там же, с.59), Р. отстаивал идею беспредельной познаваемости мира. Познание осуществляется чувственным восприятием, опытом и разумом, причем Р. подчеркивал, что при существовании разных видов «силы познания» сама она «едина и неразделима». Главные свойства материи - бытие, движение, пространство и время. Материальный орган мысли - мозг; отличительная особенность человека - речь. Говоря о непрерывной эволюции как результате борьбы противоположностей, доказывая, что «...будущее состояние вещи уже начинает существовать в настоящем, и состояния противоположные суть следствия одно другого неминуемые» (там же, с.98), Р. подходил к диалектике.
Исторический процесс Р. рассматривал как развитие по спирали, в котором эпохи регресса («заблуждения», «рабства») сменяются эпохами прогресса («истины», «вольности»). Из этого он делал вывод о неизбежности революций. Человек - существо не только общественное, но и активное. Поэтому движущей силой исторического процесса в конечном счете являются люди; их эгоистические «страсти» приводили в прошлом к краху «вольности» и торжеству порабощения. Однако если люди познают гибельность эгоистических «страстей» и сумеют их обуздать, то в будущем революция, «вольность» может восторжествовать окончательно. Исходя из этого, Р. огромное внимание уделял проблемам воспитания; он явился основоположником русской революционной педагогики, этики и эстетики. Особую роль в истории он придавал слову (литературе, поэзии, ораторскому искусству). Активной, преобразующей, творящей силе слова посвящена незаконченная аллегорическая оратория Р. «Творение мира» (около 1779-82), «Слово о Ломоносове» (1780) и др. О роли примера, значении выдающейся личности в истории Р. писал в «Слове о Ломоносове», «Письме к другу, жительствующему в Тобольске» (1782). Обобщением исторических и политических концепций Р. стала ода «Вольность» (около 1783) - первое произведение русской революционной поэзии. Революция в России, на взгляд Р., неизбежна, произойдет она нескоро и ход ее будет особым: в процессе революции и гражданской войны громадное государство распадется на части, которые объединятся в добровольный союз республик и «...волка хищного (т.е. самодержавие. - Ред.) задавят...» (см. там же, т.1, 1938, с.16).
Учение об активном человеке, о праве угнетаемых на восстание и о роли в нем выдающейся личности, вождя составило философско-политическую основу «Жития Ф.В. Ушакова» (1788, опубликовано 1789), сюжетом которого является биография друга юности Р. и рассказ о бунте русских студентов в Лейпциге. Мысль о зависимости человека от среды (прежде всего от политических и социальных условий), изображение формирования характера под воздействием обстоятельств сделали Р. основоположником реалистического метода в русской прозе.
С середины 80-х гг. Р. работал над главным своим произведением - «Путешествием из Петербурга в Москву», в которое ввел ряд сочинений, написанных ранее. Приобретя печатный стан, Р. напечатал в начале 1790 «Письмо к другу», а в конце мая того же года - «Путешествие...». Свободная форма повествования, которую давал жанр путешествия, позволила Р. реалистически изобразить разные стороны русской жизни, различные сословия, рассмотреть политические, социальные, юридические, экономические, исторические, этические, эстетические, бытовые и др. проблемы действительности. Показав сначала полнейшее беззаконие и бесправие, царящие во всех областях русской жизни, Р. прямо указал на главный источники зла - самодержавие и крепостничество. Далее Р. вскрыл иллюзорность взглядов тех, кто видел способы улучшения жизни в распространении образования и развитии торговли, кто уповал на религию, личную добродетель и строгое соблюдение законов; он показал беспочвенность надежд на «просвещенного монарха» и бесперспективность стихийных крестьянских восстаний; в конечном счете, он подвел читателя к выводу, что единственное средство изменения жизни - полная ломка политических и социальных отношений, разрушение самодержавно-крепостнического строя путем народной революции. При этом Р., понимая, что условий для революции в современной России нет, подчеркивал: «Не мечта сие... я зрю сквозь целое столетие» (там же, с.368-69).
Произведение Р., будучи в узком смысле явлением жанра «просветительского путешествия», чрезвычайно сложно в жанровом отношении и соответственно - художественной стилистике. Метод воспроизведения действительности в «Путешествии...» в целом реалистичен; но в воссоздании внутреннего мира самого путешественника есть элементы революционного сентиментализма; включенная же в главу «Тверь» ода - произведения революционного классицизма. Сатирическое обличение и эмоциональный самоанализ постоянно перемежаются с бытописью и жанровыми сценками; политическая проповедь и философская публицистика переплетена с драматической исповедью и шуточными признаниями; сарказм и обличительный пафос оттеняются повседневным говорком, издевкой, юмором. В повествование о путешествии и размышления героя введены «чужие» рассказы, рассуждения, письма, теоретические «проекты», исторические и литературные трактаты, стихи, комедийный диалог и т.д. В связи с этим необычайно широк диапазон языковых и стилистических средств Р. - от крестьянского просторечия (но без обычной в литературе эпохи фонетической транскрипции) и литературного языка, построенного на разговорной речи, до публицистических «слов» и политической проповеди, насыщенных архаизмами и славянизмами. Отрицая теорию «трех штилей» и стилистическую регламентацию сентиментализма, Р. создавал принципиальные основы художественной стилистики реализма.
Уже через 3 недели после появления книги началось следствие, которым руководила Екатерина II. 30 июня 1790 Р. был заключен в Петропавловскую крепость. Суд приговорил его к смертной казни, которую императрица заменила лишением чинов и дворянства и ссылкой на 10 лет в Илимский острог в Сибири. При Павле I в 1797 Р. был переведен под надзор полиции в одно из имений отца - с. Немцово Калужской губернии. В ссылке Р. создал философский трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии» (1792-95), ряд экономических и исторических трудов, поэтические произведения. Статья Р. «Памятник дактилохореическому витязю» (1801-02) заложила основы научного стиховедения в России.
После воцарения Александра I Р. был «прощен» и определен на службу в Комиссию составления законов. В юридических трудах и законодательных проектах 1801-02 он проводил прежние идеи, требуя уничтожения крепостного права и сословных привилегий. В ответ на угрозу новой ссылки, реализуя мысль о праве человека на самоубийство как форму протеста (о чем сам писал в «Путешествии...» и др. соч.), Р. отравился.
Основные сочинения Р. находились под запретом до 1905, однако они распространялись в списках (известно около 80 списков «Путешествия» и 9 - «Вольности»). Идеи Р. оказали значительное воздействие на А.С. Пушкина, декабристов, А.И. Герцена, на все последующие поколения русских революционеров, на русскую поэзию и развитие реализма в русской литературе. Музеи Р. находятся в Саратове и в селе Верхнее Аблязово (ныне Радищеве Кузнецкого района Пензенской области), где Р. провел детские годы.
:
...




  • Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. [Doc- 247k] Автор: Александр Николаевич Радищев.
    (Ленинград: Издательство «Художественная литература», 1981)
    Скан, OCR, обработка, формат Doc: Александр Ноздрачев, 2007
    • СОДЕРЖАНИЕ:
ИЗ ИЗДАНИЯ: ...