«И» «ИЛИ»
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Расин Жан Батист

Жан Батист Расин 273k

(Jean-Baptiste Racine)

(21.12.1639 - 21.04.1699)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Большая советская энциклопедия: Расин (Racine) Жан (21.12.1639, Ферте-Милон, графство Валуа, ныне департамент Эн, - 21.4.1699, Париж), французский драматург, член Французской академии (1673). Сын чиновника. Отойдя от янсенистов (см. Янсенизм), в школах которых получил образование, сочинил оды, был приближен ко двору. Ранняя трагедия «Фиваида, или Братья-враги» (пост. и изд. в 1664). Единственная комедия Р. «Сутяги» (пост. 1668, изд. 1669) высмеивает французский суд. Новую страницу в историю французской драматургии и театра вписала трагедия «Андромаха» (пост. 1667, изд. 1668). Выступив после П. Корнеля, Р. создал классицистскую трагедию любовных страстей, выдвинувшую на первый план нравственную проблематику и отличавшуюся проникновенным изображением страдающего человека.
Тонкий и точный психологизм раскрывает драму внутренне раздвоенной личности, мятущейся между долгом и страстью, любовью и ненавистью. Наиболее глубоко и поэтично рисует Р. душевный мир женщин - ведущих персонажей его произведений.
Трагедии поэта строятся естественно и просто, подчиняясь внутренней логике чувств героев. Поэтому характеры и слово приобретают у Р. особенно большое значение, тогда как внешнее действие сводится почти на нет и легко укладывается в рамки трех единств. В то же время эта строго организованная форма предельно насыщена бушующими в ее рамках страстями, ослепляющими человека, превращающими его, вопреки собственной воле и разуму, в преступника и тирана, в жертву своей необузданности. Идеальные героини Р., напротив, стойко противостоят слепым страстям и произволу, готовы пожертвовать собой, чтобы сохранить верность нравственному долгу и спасти свою душевную чистоту.
Государство обычно предстает у Р. как начало деспотическое, близкое к восточной тирании, под игом которого гибнет все светлое и добродетельное. Яркая политическая трагедия поэта «Британник» (пост. 1669, изд. 1670) изображает рождение тирана. Дворянская природа абсолютной монархии обнаруживается здесь особенно ясно.
Расиновский идеал самоотречения, выражавший веру поэта в нравственную и общественную необходимость ограничения человеком своих личных стремлений, наиболее явно воплощен в трагедии «Береника» (пост. 1670, изд. 1671), воспевающей отречение всех ее героев от страсти. Но и здесь в центре оказываются страдания, которые влечет за собой исполнение требований государства, а последующие трагедии Р. снова строятся на конфликте между монархическим деспотизмом и его жертвами («Баязет», пост. и изд. 1672; «Митридат», пост. и изд. 1673; «Ифигения в Авлиде», пост. 1674, изд. 1675). В «Федре» (пост. и изд. 1677) Р. с большой силой раскрыл трагедию высоконравственной женщины, ведущей тяжкую борьбу с одолевающей ее преступной страстью. Величайшая трагедия поэта свидетельствовала о кризисе расиновского идеала самоотречения и таила в себе предощущение кризиса всего старого миропорядка.
Жизненная правда и сила изображенных Р. страстей и раньше шокировала придворные круги. Особенно возмутила их «Федра». Р. обвинили в безнравственности и провалили первые постановки пьесы. Он прекратил писать для театра. Это было связано и с новым обращением поэта к янсенизму. К драматургии Р. вернулся после 12-летнего перерыва, сочинив трагедию «Эсфирь» (пост. и изд. 1689) для воспитанниц Сен-Сирского монастыря. Поэт взывал к религиозной терпимости. Новый жанр религиозно-политической драмы четко определился в трагедии на библейский сюжет «Гофолия» (пост. 1690, изд. 1691), завершающейся вооруженным восстанием народа против властителя-деспота. Здесь любовная тема полностью вытеснена актуальным общественным содержанием. Предвосхитив просветительскую трагедию 18 в., Р. и в библейских драмах остался верен основным принципам своей поэтики: правдоподобие, экономия художественных средств и др. Благородной простотой отличается и язык Р. Завершают литературную деятельность Р. «Духовные песни» (1694) и «Краткая история Пор-Рояля» (изд. 1742). Крупнейший поэт классицизма, Р. оказал огромное влияние на всех представителей этого направления у себя на родине и за ее пределами. Его творчество сохраняло все свое значение и в годы Великой французской революции.
В конце 18 - начале 19 вв. на русский язык было переведено большинство трагедий Р. Роль Федры стала одной из коронных ролей Е.С. Семеновой. Высоко оценили трагедии Расина А.С. Пушкин и А.И. Герцен. В 1921 в новом переводе В.Я. Брюсова «Федра» была поставлена московским Камерным театром с А.Г. Коонен в главной роли.
:
...




  • Расин Ж. Сочинения в 2 томах. Том 1. [Djv- 6.3M] Автор: Жан-Батист Расин (Jean-Baptiste Racine). Очерк А. Франса. Переплет, титульные страницы, заставки и концовки по рисункам А.М. Сурикова. Переводы под редакцией А.М. Эфроса.
    (Москва - Ленинград: Издательство «Academia», 1937)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv: mor, 2018
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Андромаха. (Andromaque, 1667) Трагедия. Перевод А. Оногикович-Яцыной (1).
      Сутяги. (Les plaideurs, 1668) Комедия. Перевод М. Тумповской (85).
      Британник. (Britannicus, 1669) Трагедия. Перевод А. Кочеткова (165).
      Баязет. (Bajazet, 1672) Трагедия. Перевод Л. Горнупга (255).
      Анатоль Франс, «Жан Расин». Перевод К. Локса (337).
      Перечень иллюстраций (360).
ИЗ ИЗДАНИЯ: ...
  • Расин Ж. Сочинения в 2 томах. Том 2. [Djv- 5.1M] Автор: Жан-Батист Расин (Jean-Baptiste Racine). Очерк А. Франса. Переплет, титульные страницы, заставки и концовки по рисункам А.М. Сурикова. Переводы под редакцией А.М. Эфроса.
    (Москва - Ленинград: Издательство «Academia», 1937)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv: mor, 2018
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Ифигения в Авлиде. (Iphigenie en Aulide, 1674) Перевод М. Тумповской (7).
      Федра. (Phedre, 1677) Перевод С. Шервинского (95).
      Эсфирь. (Esther, 1689) Перевод Б. Лившица (175).
      Аталия. (Athalie, 1691) Перевод под редакцией Е. Якобсон (245).
      Перечень иллюстраций (341).
ИЗ ИЗДАНИЯ: ...