«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Расин Жан Батист

Жан Батист Расин 81k

(Jean-Baptiste Racine)

(21.12.1639 - 21.04.1699)

Большая советская энциклопедия: Расин (Racine) Жан (21.12.1639, Ферте-Милон, графство Валуа, ныне департамент Эн, - 21.4.1699, Париж), французский драматург, член Французской академии (1673). Сын чиновника. Отойдя от янсенистов (см. Янсенизм), в школах которых получил образование, сочинил оды, был приближен ко двору. Ранняя трагедия «Фиваида, или Братья-враги» (пост. и изд. в 1664). Единственная комедия Р. «Сутяги» (пост. 1668, изд. 1669) высмеивает французский суд. Новую страницу в историю французской драматургии и театра вписала трагедия «Андромаха» (пост. 1667, изд. 1668). Выступив после П. Корнеля, Р. создал классицистскую трагедию любовных страстей, выдвинувшую на первый план нравственную проблематику и отличавшуюся проникновенным изображением страдающего человека.
Тонкий и точный психологизм раскрывает драму внутренне раздвоенной личности, мятущейся между долгом и страстью, любовью и ненавистью. Наиболее глубоко и поэтично рисует Р. душевный мир женщин - ведущих персонажей его произведений.
Трагедии поэта строятся естественно и просто, подчиняясь внутренней логике чувств героев. Поэтому характеры и слово приобретают у Р. особенно большое значение, тогда как внешнее действие сводится почти на нет и легко укладывается в рамки трех единств. В то же время эта строго организованная форма предельно насыщена бушующими в ее рамках страстями, ослепляющими человека, превращающими его, вопреки собственной воле и разуму, в преступника и тирана, в жертву своей необузданности. Идеальные героини Р., напротив, стойко противостоят слепым страстям и произволу, готовы пожертвовать собой, чтобы сохранить верность нравственному долгу и спасти свою душевную чистоту.
Государство обычно предстает у Р. как начало деспотическое, близкое к восточной тирании, под игом которого гибнет все светлое и добродетельное. Яркая политическая трагедия поэта «Британник» (пост. 1669, изд. 1670) изображает рождение тирана. Дворянская природа абсолютной монархии обнаруживается здесь особенно ясно.
Расиновский идеал самоотречения, выражавший веру поэта в нравственную и общественную необходимость ограничения человеком своих личных стремлений, наиболее явно воплощен в трагедии «Береника» (пост. 1670, изд. 1671), воспевающей отречение всех ее героев от страсти. Но и здесь в центре оказываются страдания, которые влечет за собой исполнение требований государства, а последующие трагедии Р. снова строятся на конфликте между монархическим деспотизмом и его жертвами («Баязет», пост. и изд. 1672; «Митридат», пост. и изд. 1673; «Ифигения в Авлиде», пост. 1674, изд. 1675). В «Федре» (пост. и изд. 1677) Р. с большой силой раскрыл трагедию высоконравственной женщины, ведущей тяжкую борьбу с одолевающей ее преступной страстью. Величайшая трагедия поэта свидетельствовала о кризисе расиновского идеала самоотречения и таила в себе предощущение кризиса всего старого миропорядка.
Жизненная правда и сила изображенных Р. страстей и раньше шокировала придворные круги. Особенно возмутила их «Федра». Р. обвинили в безнравственности и провалили первые постановки пьесы. Он прекратил писать для театра. Это было связано и с новым обращением поэта к янсенизму. К драматургии Р. вернулся после 12-летнего перерыва, сочинив трагедию «Эсфирь» (пост. и изд. 1689) для воспитанниц Сен-Сирского монастыря. Поэт взывал к религиозной терпимости. Новый жанр религиозно-политической драмы четко определился в трагедии на библейский сюжет «Гофолия» (пост. 1690, изд. 1691), завершающейся вооруженным восстанием народа против властителя-деспота. Здесь любовная тема полностью вытеснена актуальным общественным содержанием. Предвосхитив просветительскую трагедию 18 в., Р. и в библейских драмах остался верен основным принципам своей поэтики: правдоподобие, экономия художественных средств и др. Благородной простотой отличается и язык Р. Завершают литературную деятельность Р. «Духовные песни» (1694) и «Краткая история Пор-Рояля» (изд. 1742). Крупнейший поэт классицизма, Р. оказал огромное влияние на всех представителей этого направления у себя на родине и за ее пределами. Его творчество сохраняло все свое значение и в годы Великой французской революции.
В конце 18 - начале 19 вв. на русский язык было переведено большинство трагедий Р. Роль Федры стала одной из коронных ролей Е.С. Семеновой. Высоко оценили трагедии Расина А.С. Пушкин и А.И. Герцен. В 1921 в новом переводе В.Я. Брюсова «Федра» была поставлена московским Камерным театром с А.Г. Коонен в главной роли.
.
Издания:
* Расин Ж.Б. Трагедии. (1977)
  • Расин Ж.Б. Трагедии. (Tragedies) [Djv-11.4M] [Pdf-20.8M] Издание подготовили Н.А. Жирмунская, Ю.Б. Корнеев. Ответственный редактор Ю.Б. Корнеев.
    (Ленинград: Издательство «Наука», 1977. - Серия «Литературные памятники»)
    Скан, обработка, формат: ???, предоставил: mor, 2011
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      ТРАГЕДИИ:
      Андромаха (пер. И.Я. Шафаренко и В.Е. Шора) (5).
      Британик (пер. Э.Л. Липецкой) (64).
      Береника (пер. Н.Я. Рыковой) (128).
      Ифигения (пер И.Я. Шафаренко и В.Е. Шора) (182).
      Федра (пер. М.А. Донского) (243).
      Гофолия (пер. Ю.В. Корнеева) (299).
      ДОПОЛHЕНИЯ:
      Рассказ Терамена (пер. Г.Р. Державина) (369).
      Сон Гофолии (пер. П.А. Катенина) (371).
      [Из «Федры» Расина] (пер. Ф.И. Тютчева) (372).
      Начало «Федры» (пер. О.Э. Мандельштама) (374).
      ПРИЛОЖЕНИЯ:
      Трагедии Расина (Н.А. Жирмунская) (377).
      Примечании (сост. Н.А. Жирмунская) (409).
      Перечень полных русских переводов трагедий Расина, предшествующих настоящему изданию (429).
      Список иллюстраций (430).
.
.