«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Сен-Симон Анри

Анри Сен-Симон 383k

(Saint-Simon)

(17.10.1760 - 19.05.1825)

Большая советская энциклопедия: Сен-Симон (Saint-Simon) Клод Анри де Рувруа (de Rouvroy) (17.10.1760, Париж, - 19.5.1825, там же), граф, французский мыслитель, социолог, социалист-утопист. Под руководством Д'Аламбера получил домашнее образование. Офицером французской армии участвовал в войне за независимость северо-американских колоний против Англии, в 1783 вернулся во Францию. В годы Великой французской революции, которую С.-С. приветствовал с буржуазно-либеральных позиций, нажил большое состояние. В период Конвента проявлял лояльное отношение к якобинским властям, затем был сторонником правительства Директории и Консульства Наполеона Бонапарта. В 1797 С.-С. разорился.
Неудовлетворенный буржуазной революцией, С.-С. замыслил «исправить» ее результаты с помощью научной социологической системы, призванной служить орудием создания рационального общества. Начав с идей «социального физицизма», построенного на механистическом распространении ньютоновского закона всемирного тяготения на общественные явления, С.-С. разрабатывал затем концепцию «социальной физиологии», в которой рационалистические воззрения 18 в. сочетались с историзмом в истолковании общественных явлений. Объясняя развитие общества, в конечном счете, сменой господствующих в нем философско-религиозных и научных идей, С.-С. полагал, что определяющее значение в истории имеют «индустрия» (под которой подразумевал все виды экономической деятельности людей) и соответствующие ей формы собственности и классы. Каждая общественная система, согласно С.-С., развивает постепенно и до конца свои идеи и господствующие формы собственности, после чего эпоха созидательная, «органическая», сменяется «критической», разрушительной эпохой, ведущей к построению более высокого обществ, строя. Т. о., в социологической системе С.-С. делал первый шаг по пути рассмотрения общественных явлений как различных сторон закономерно развивающегося целостного организма. Картина всемирной истории у С.-С. пронизана мыслью о прогрессе как поступательном движении человечества от низших обществ. форм к высшим, по стадиям религиозного, метафизического и положительного, или позитивного, научного мышления. Основными ступенями прогресса С.-С. считал переход от первобытного идолопоклонства к политеизму и основанному на нем рабству, а затем смену политеизма монотеизмом христианской религии, что привело к утверждению феодально-сословного строя. С 15 в., согласно С.-С., наступила новая критическая эпоха: феодальная богословско-сословная система пришла к своему глубокому кризису, возникло научное мировоззрение с его носителями - светскими учеными и индустриалами-промышленниками. Французская революция была закономерным этапом утверждения этой прогрессивной исторической смены, однако революция уклонилась от правильного пути построения научной общественной системы и оставила страну в неорганизованном состоянии. Это философско-историческое построение лежит в основе разработанного С.-С. утопического плана создания рационального общественного строя как «промышленной системы». С.-С. доказывал, что путь построения нового общества, наиболее выгодного для наибольшей массы людей, лежит через расцвет промышленного и с.-х. производства, через всемерное развитие производительных сил общества и искоренение в нем всякого паразитизма. Основными чертами «промышленной системы» С.-С. считал превращение общества во всеобщую ассоциацию людей, введение обязательного для всех производительного труда, открытие равных для всех возможностей применить свои способности и введение распределения «по способностям», государственное планирование промышленного и с.-х. производства, превращение государственной власти в орудие организации производства, постепенное утверждение всемирной ассоциации народов и всеобщий мир при стирании национальных границ. С.-С. не понимал противоположности интересов пролетариата и буржуазии, объединяя их в единый класс «индустриалов». В «промышленной системе» С.-С. буржуазия, сохраняющая собственность на средства производства, призвана обеспечить трудящимся рост общественного богатства. Однако С.-С. стремился найти реальные пути уничтожения классовой эксплуатации пролетариата. В своем последнем сочинении «Новое христианство» С.-С. «...прямо выступил как выразитель интересов рабочего класса и объявил его эмансипацию конечной целью своих стремлений» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 издание, т.25, ч.2, с.154). Идеалистические основы мировоззрения С.-С. делали невозможным для него решение этой задачи иначе, как путем мистического преодоления классовых противоречий. Разработанная С.-С. религиозная концепция «нового христианства» призвана была дополнить материальные стимулы «промышленной системы» моральными требованиями новой религии с ее лозунгом «все люди - братья».
С.-С. оказал большое влияние на передовую общественную мысль и развитие социалистических идей во Франции, Германии, Италии, России и ряде других стран. В России в 1-й половине 19 в. непосредственное воздействие идей С.-С. испытали декабрист М.С. Лунин, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Е. Салтыков-Щедрин и др. Ученики С.-С.-Б. П. Анфантен, С.-А. Базар, О. Родриг и другие - образовали школу сен-симонизма, которая систематизировала, а в ряде вопросов продолжила разработку учения С.-С., развивая его социалистические тенденции. Однако она вскоре выродилась в религиозную секту и в начале 30-х гг. распалась. Под сильным влиянием идей С.-С. находился О. Конт. Учение С.-С. явилось одним из источников научного социализма.
.
анри сен симон на страницах библиотеки упоминается 1 раз:
* Сен-Симон Анри
  • Сен-Симон А. Избранные сочинения. Том 1. (Oeuvres choisies de C.H. de Saint-Simon) [Djv- 8.4M] [Pdf-23.7M] Перевод с французского под редакцией и с комментариями Л.С. Цетлинa. Вступительная статья В.П. Волгина.
    (Москва - Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1948. - Академия наук СССР. Серия «Предшественники научного социализма»)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv, Pdf: glarus63, 2010
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      В.П. Волгин. Социальное учение Сен-Симона (5).
      ИЗБРАННЫЕ СОЧИНЕНИЯ
      Жизнь Сен-Симона, описанная им самим (89).
      Письма женевского обитателя к современникам (105).
      Очерк науки о человеке (146).
      Труд о всемирном тяготении (209).
      Письма к американцу (291).
      Взгляд на собственность и законодательство (350).
      Притча («Парабола») (428).
      О теории общественной организации (435).
      Примечания (453).
.
.
  • Сен-Симон А. Избранные сочинения. Том 2. (Oeuvres choisies de C.H. de Saint-Simon) [Djv- 8.4M] [Pdf-25.5M] Перевод с французского под редакцией и с комментариями Л.С. Цетлинa. Вступительная статья В.П. Волгина.
    (Москва - Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1948. - Академия наук СССР. Серия «Предшественники научного социализма»)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv, Pdf: glarus63, 2010
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      О промышленной системе (5).
      1. Предисловие (5).
      2. Введение (22).
      3. Послание королю (29).
      4. Обращение к друзьям человечества (61).
      Продолжение брошюры «О Бурбонах и Стюартах» (О старой и новой политической системе) (102).
      Катехизис промышленников (121).
      Рассуждения литературные, философские и промышленные (273).
      1. Некоторые философские рассуждения для применения в XIX веке (273).
      2. Об общественной организации (318).
      Новое христианство (364).
      КОММЕНТАРИИ
      Анри де Сен-Симон (Биографический очерк) (439).
      Издания основных произведений Сен-Симона (464).
      Примечания (467).
      Литература о Сен-Симоне (476).
      Именной указатель (480).
.
.