«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Северюхин Дмитрий Яковлевич

Дмитрий Яковлевич Северюхин 140k

-

(13.02.1954)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Википедия: Дмитрий Яковлевич Северюхин (род. 13 февраля 1954) - советский и российский историк русской культуры, петербургский краевед, художественный критик и поэт. Член Санкт-Петербургского Союза художников и Санкт-Петербургского союза писателей. Доктор искусствоведения (2010). Живет в Санкт-Петербурге.
В 1977 г. окончил электромеханический факультет Ленинградского Политехнического института. До 1992 г. работал инженером, став автором более 30 запатентованных изобретений и ряда научных публикаций в области электронных технологий и электроэнергетики. С конца 1970-х гг. занимался искусствознанием и литературоведением, сначала как любитель, затем профессионально. Окончил аспирантуру Российского государственного Педагогического университета имени А.И. Герцена (2005) и докторантуру Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова (2010). Основные сферы научных интересов: художественная жизнь дореволюционной России и СССР; искусство и литература Русского Зарубежья; ленинградское неофициальное культурное движение 1960-1980-х гг.; современное искусство Санкт-Петербурга; история российской благотворительности.
С 1982 г. печатался в Самиздате (в частности, в журнале «Часы» и «Митином журнале») и за границей, с 1986 г. - в отечественных периодических изданиях («Декоративное искусство СССР», «Наше наследие», «Невский архив», «Антикварное обозрение», «Невский библиофил», «Петербургский книжный вестник», «Художественный вестник», «Арт-город», «Реальность и субъект» и др.).
В 1986 г. в соавторстве с О.Л. Лейкиндом подготовил биографический словарь «Художники русской эмиграции»; в переработанном и расширенном виде издан в 1999 и 2000 гг. под названием «Художники Русского Зарубежья» (в соавторстве с О.Л. Лейкиндом и К.В. Махровым). В 1992 г. вместе с О.Л. Лейкиндом выпустил книгу «Золотой век художественных объединений России и СССР 1820-1932».
Куратор серии конференций «Новый художественный Петербург» (2003), редактор-составитель одноименного справочно-аналитического сборника (2004). Издатель и редактор книжной серии «Петербургские исторические записки» (2004-2005; 9 выпусков). В 2003 г. - научный редактор и автор-составитель литературной энциклопедии «Самиздат Ленинграда. 1950-1980-е». В 2003-2004 - член редколлегии и автор энциклопедии «Санкт-Петербург». В 2005-2008 - член редколлегии и автор многотомной энциклопедии «Три века Санкт-Петербурга». В 2008 г. выпустил книгу «Старый художественный Петербург: Рынок и самоорганизация художников от начала XVIII века до 1932 г.» (Анциферовская премия и медаль за лучший научный труд по истории Санкт-Петербурга 2009 года).
В 1992-2004 гг. - владелец художественного салона и литературного клуба «Чайный домик» в Летнем саду.
Автор трех книг прозы («Вечер в Летнем саду», «Митино счастье», «Митины сны») и двух книг поэзии («Буковки» и «Картинки»); стихи и эссе печатаются в петербургских и московских журналах, сборниках и антологиях («Из падения в полет», «Мера не всех вещей», «Зинзивер», «Дети Ра», «Перекрестное опыление», «Час пик», «Путь домой» и др.).
В настоящее время (2017) - профессор Академии русского балета имени А.Я. Вагановой, Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, Российского государственного Педагогического университета имени А.И. Герцена; эксперт Фонда имени Д.С. Лихачева, руководитель и участник проектов фонда, нацеленных на сохранение культурного наследия. Среди проектов, осуществленных в последние годы - книга «Благотворительность в Санкт-Петербурге. 1703-1918: Историческая энциклопедия» (совм. с А.П. Керзумом и О.Л. Лейкиндом; СПб.: Издательство «Лики России», 2016. 751 с), «Три века художественного рынка Санкт-Петербурга, или Проза художественной жизни». СПб.: Изд. дом «Міръ», 2018. 752 с.), «Художники Русского зарубежья. Первая и вторая волна. Биографический словарь». (совм. с О.Л. Лейкиндом и К.В. Махровым; В 2-х тт. СПб: Изд. дом «Міръ», 2019)..
:
...



* Северюхин Д.Я. Митино счастье. (2003) Трагикс по Картинкам Александра Кобяка

  • Северюхин Д.Я. Митино счастье. [Djv- 1.9M] Трагикс по Картинкам Александра Кобяка. Автор: Дмитрий Яковлевич Северюхин. Иллюстрации: Александр Юрьевич Кобяк.
    (Санкт-Петербург: Издательский дом «Галина скрипсит», 2003)
    Скан, обработка, формат Djv: НМШ, 2019
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Северюхин Д.Я. Митино счастье. Трагикс по Картинкам Александра Кобяка.
Об этой книге: Здесь, в Петербурге, нам часто снятся одинаковые сны, пронизанные романтическим флером литературных реминисценций и горьким ожиданием прозаического пробуждения. Кто из нас хотя бы раз не совершил волшебного полета над замусоренной и разбитой, но все же дорогой его сердцу петербургской мостовой? Для кого Дед Мороз не был достоверной метафизической реальностью, а расставание с его карнавальной маской - грустным признаком неизбежного взросления? Кто никогда не пытался выяснять отношения с собственной тенью, кому не доводилось испытывать восторг при виде бесконечного водного пространства, окружающего город и сливающегося у горизонта с небесами? Одним словом - читателю не составит труда узнать себя в Мите.
Многим покажется нестерпимым трагический финал повести. Не лучше ли было поместить на задней стороне обложки краткое пояснение наподобие заключительных титров к голливудским фильмам, в том духе, что «Митю удалось спасти, его позвоночник совершенно не пострадал... Ухаживавшая за ним в больнице Беатриса...»? - Впрочем, и в нынешнем варианте последняя сцена оставляет для главного героя некоторый оптимистический шанс, как и в случае с его бунинским прототипом: «Митя с наслаждением выстрелил...» - но состоялся ли выстрел?
Дмитрий Северюхин, в прошлом - физик и плодовитый изобретатель-электронщик, затем - живописец и организатор выставок, к настоящему времени приобрел известность как автор монографий и справочных изданий по русскому искусству, а также как составитель фундаментальной истории ленинградского литературного самиздата, участником которого был сам в 1980-е годы. И вот - дебют Северюхина-новеллиста, если не брать в расчет небольшой книжечки его литературных мемуаров, два издания которой вышли недавно крошечным тиражом и мгновенно стали библиографической редкостью.
Стиль книжной графики Александра Кобяка, знакомый нам по столь разным книгам, как «Приключения барона Мюнхгаузена», «Рубаи» Омара Хайяма и «История одного города» Салтыкова-Щедрина, несомненно восходит к традициям петербургского «модерна», точнее - к «Миру искусства» с его утонченным эстетизмом, явно выраженной декоративно-графической тенденцией и подчеркнутым стремлением к театральности. В своей излюбленной технике - рисунках тушью - Кобяк достигает графической выразительности за счет чередования тончайших линий, образующих ажурную вязь, из которой щедро ткутся образы и сюжеты. Педантичное следование литературному тексту не свойственно этому мастеру, а историко-этнографические или архитектурные реалии дают ему лишь материал для вольной импровизации. Самостоятельно трактуя и домысливая литературный сюжет, он становится полноправным соавтором книги, а его герои выступают отнюдь не в обыденно-реальном обличье, но в виде характерных гротескных масок некоего мистического карнавала. Иллюстрации Александра Кобяка подобны игривой и непослушной тени, неотвязно сопровождающей главного персонажа повести, но никогда в точности не повторяющей его движений.
Простившись с читателем грустным поэтическим завещанием, новый герой осторожно вступает в пеструю галерею петербургского литературного мифа. Пожелаем долгой жизни новорожденному чухонскому Вертеру; пусть, в отличие от своего великого предшественника, он послужит не руководством к печальному действию, а напротив - скромным напоминанием об ускользающих и возвращающихся мгновениях счастья, ради которых все-таки стоит жить.