«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Скобликова Елена Сергеевна

Елена Сергеевна Скобликова 151k

-

(01.06.1924)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
...доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка Самарского государственного университета, известный в стране и за рубежом специалист в области синтаксиса современного русского языка, русской диалектологии, орфографии, стилистики, лингвистической историографии, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Почетный профессор Самарского государственного университета, - пришла в возрожденный университет в сентябре 1971 года молодым доктором филологических наук (после защиты в 1970 году докторской диссертации «Согласование и управление как способы синтаксической организации слов»).
Она родилась 1 июня 1924 года в Пензенской области. После окончания школы работала учителем и заочно училась в Куйбышевском пединституте. В 1944 году перевелась на дневное отделение Пензенского пединститута, по окончании которого в 1946-49 гг. училась в аспирантуре Куйбышевского пединститута под руководством проф. В.А. Малаховского. В 1951 году защитила кандидатскую диссертацию «Диалектные особенности в падежных формах личных местоимений».
В 1949-1971 гг. Е.С. Скобликова преподает в Куйбышевском пединституте - крупном лингвистическом центре, возглавляемом членом-корр. АПН РСФСР А.Н. Гвоздевым и руководителем диалектологической работой в поволжском регионе Заслуженным деятелем науки РСФСР, зав. кафедрой русского языка В.А. Малаховским. Формирование ее лингвистического мировоззрения, исследовательских и методологических приоритетов происходило в тесном общении с широко известными учеными - профессорами А.Н. Гвоздевым, В.А. Малаховским, А.А. Дементьевым, С.В. Фроловой, в атмосфере научных и методологических дискуссий, в практике разработки принципов преподавания нового для того времени вузовского курса - современного русского языка (в настоящее время ставшего центральным в подготовке филологов-русистов). Существенное влияние на становление ученого оказала многолетняя работа по подготовке к изданию и переизданию трудов А.Н. Гвоздева, многих - по архивам лингвиста (курса современного русского языка, фундаментальных работ по изучению детской речи и других)...
:
...




  • Скобликова Е.С. Очерки по теории словосочетания и предложения. [Djv- 1.7M]
    (Издательство Саратовского университета. Куйбышевский филиал, 1990)
    Скан, обработка, формат Djv: Павел Потехин, 2014
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Предисловие (3).
      Об условиях формирования непредикативных словосочетаний (валентные свойства компонентов и коммуникативные факторы) (6).
      Роль лексики в словосочетаниях с управляемым компонентом (25).
      О трактовке согласования в «Грамматике современного русского литературного языка» (45).
      О грамматическом значении подлежащего двусоставного предложения (61).
      О парадигматической системности в выражении второстепенных членов предложения (70).
      Синтаксическая парадигматика и синонимия предложно-падежных и падежных конструкций (80).
      Грамматическая противопоставленность и условия синонимического сближения двух управляемых форм при глаголах речи (99).
      Об антонимии предложно-падежных форм с точки зрения их компонентного анализа (108).
      Грамматические значения и семантическая структура предложения (112).
      Классификация предложений по цели высказывания и проблемы описательной грамматики (122).
      О категориальном подходе к классификации сложноподчиненных предложений (130).
ИЗ ИЗДАНИЯ: В книге рассматривается комплекс теоретических проблем современного синтаксиса, имеющих существенное значение для построения описательных грамматик, для вузовского и школьного изучения русского языка. Большую часть предлагаемых очерков объединяет интерпретация различных синтаксических конструкций с точки зрения их категориально-грамматических свойств.
В этом плане рассматриваются: общая проблема грамматических значений в их связи с семантической структурой предложения; вопросы классификации второстепенных членов, сложноподчиненных предложений, типов предложений по цели высказывания; вопросы синтаксической парадигматики и синтагматики.
Содержание значительной части очерков имеет полемическую направленность.
Предназначена для научных работников-лингвистов, студентов филологических факультетов, преподавателей средней школы.
  • Скобликова Е.С. Согласование и управление в русском языке. Пособие для учителей. [Djv- 6.4M]
    (Москва: Издательство «Просвещение», 1971)
    Скан, обработка, формат Djv: Павел Потехин, 2014
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      Введение (3).
      Основные вопросы трактовки управления в современной синтаксической науке (7).
      Функции согласования и управления (30).
      Роль различных факторов в выборе падежной или предложно-падежной формы при управлении (45).
      Падежные и предложно-падежные формы в системе выражения некоторых разновидностей обстоятельственных и объектных отношений (104).
      Роль грамматических и смысловых факторов в оформлении согласуемого слова (174).
      Параллелизм форм рода, числа и падежа двух существительных в сочетаниях с приложениями и в предикативных сочетаниях (206).
      Заключение (226).
ИЗ ИЗДАНИЯ: В книге обобщен материал, связанный с изучением важнейших категорий синтаксиса - согласования и управления.
Книга поможет учителям-словесникам разобраться в одном из сложных разделов курса современного русского языка.