Публичная Библиотека
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг, авторов произведений и переводов

Григорий Саввич Сковорода 119k

-

(03.12.1722 - 09.11.1794)

Большая советская энциклопедия: Сковорода Григорий Саввич [22.11(3.12).1722, с. Чернухи Полтавской губернии, - 29.10(9.11).1794, с. Ивановка, ныне Сковородиновка Харьковской области], украинский философ, поэт, педагог. Учился в Киево-Могилянской академии. В 1750-53 (по др. данным, 1747-1750) был за границей (Токай, Будапешт, Братислава и др.); по возвращении преподавал поэтику в Переяславской семинарии, был домашним учителем в с. Каврай. С 1759 около десяти лет, с перерывами, преподавал гуманитарные дисциплины в Харьковском коллегиуме. С 70-х гг. вел образ жизни странствующего нищего философа; сочинения его при жизни распространялись в рукописях.
С. был тесно связан с традициями демократической украинской культуры, из которой черпал образцы народной антиклерикальной сатиры. Как крестьянскому просветителю ему свойственно критическое отношение не только к феодальной, но и к раннебуржуазной идеологии с ее культом материального довольства и преуспевания.
Философское учение С., изложенное в его диалогах и трактатах, исходит из идеи трех «миров»: макрокосма, или вселенной, микрокосма, или человека, и третьей, «символической» реальности, связующей большой и малый миры, идеально их в себе отражающей; ее наиболее совершенный образец есть, по С., Библия. Каждый из этих миров состоит из «двух натур»: видимой («тварь», сотворенный мир) и невидимой («бог»). В обнаружении невидимой натуры через видимую состоит, по учению С., основная проблема человеческого существования, которая решается в подвиге самопознания, в обнаружении «внутреннего», «сердечного», «единого» человека. Бог понимается не только как заинтересованная в человеке личность, но и как безусловное условие реальности, безличная и умозрительная «форма», законоустрояющая «материю», что дает возможность говорить о тенденции С. к пантеизму. При постоянном интересе к библейской проблематике для С. характерно и напряженное внимание к античному философскому наследию (прежде всего, традиции платонизма). Этический пафос, воспринятый из ветхо- и новозаветных книг, сочетается с пропагандой принципов стоической морали. Эта двойственность симпатий отражена и в стиле философских сочинений С., где пророческие интонации причудливо уживаются с приемами сократического диалога. В истолковании Библии С. придерживается символического метода александрийской школы (Ориген, Климент Александрийский). Видимо, через Оригена С. воспринял и античное представление о безначальности и бесконечности тварного мира.
Социальные и педагогические взгляды С. основаны на учении о «сродности», «сродном труде». «Сродность» каждого человека к определенному виду деятельности, физической или духовной, выявляется через самопознание; человек, распознавший свою «сродность», становится воистину счастлив. Согласно С., только через духовное устроение отдельной личности можно придти к идеалу совершенного человеческого общества. Т. к. не всякий человек способен к творческому усилию самопознания, возникает проблема социальной педагогики. Идеальный педагог у С. напоминает сократовскую «родовспомогательницу»: задача наставника - не внушение, не интеллектуальный диктат, а неназойливая, деликатная помощь ученику, занятому поиском истинного призвания, «сродности».
С. принадлежит сборник стихотворений «Сад божественных песней», в котором преобладают традиции староукраинской песенной лирики, сборник басен в прозе. Литературной манере С. свойственны экспрессивность образов, контрастные переходы от патетики к юмору или гротеску, обилие метафор, антитез, сквозных мотивов, символов. Демократизм стиля, диалогическая, «многоголосая» форма выражения идей еще при жизни С. способствовали широкой популярности сочинений и личности странствующего философа. Критические мотивы стихотворений и басен С., их своеобразная стилистика были восприняты и развиты в дальнейшем украинской литературой.
.
. «григорий саввич сковорода» на страницах библиотеки упоминается 2 раза: .
. .
.
Сочинения:
*
.
.