«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Сохин Феликс Алексеевич

Феликс Алексеевич Сохин 116k

-

(1928 - 1989)

...российский психолог и лингвист, специалист в области теории усвоения языка в дошкольном детстве, создатель концепции лингвистического развития ребенка. Ученик С.Л. Рубинштейна. Заведующий лабораторией развития детской речи (1972-1989 гг.). Редактор (1956-1957 гг.) и заместитель главного редактора (1962-1970 гг.) журнала «Вопросы психологии»; член редколлегии журнала «Дошкольное воспитание» (1980-1989 гг.). Награжден орденом «Знак Почета» (1981 г.), знаком «Отличник просвещения СССР» (1986 г.). Образование получил в МГУ им. М.В. Ломоносова, окончив отделение психологии философского факультета (1946-1951 гг.) и аспирантуру по кафедре психологии (1951-1954 гг.). В 1955 г. защитил кандидатскую диссертацию по психологии «Начальные этапы овладения ребенком грамматическим строем языка», выполненную под руководством С.Л. Рубинштейна. Профессиональную деятельность начал в качестве преподавателя психологии в МГПИ иностранных языков (1951-1957 гг.). Затем работал научным сотрудником сектора психологии Института философии АН СССР (1957-1961 гг.). С 1961 г. вся его дальнейшая творческая жизнь была связана с Институтом дошкольного воспитания АПН РСФСР (с 1968 г. - АПН СССР), созданного А.В. Запорожцем. Он занимал должности ученого секретаря института (1961-1968 гг.); заведующий лабораторией подготовки детей к школе (1968-1972 гг.), а затем заведующий лабораторией развития детской речи (до 1989 г.). В 1989 г. Сохин подготовил докторскую диссертацию «Психолого-педагогические основы развития речи детей дошкольного возраста», которую, к сожалению, не успел защитить. В качестве одноименной монографии эта работа опубликована в 2002 г. В лаборатории под руководством Сохина проводились исследования, которые теоретически и экспериментально сочетали педагогический, психологический и лингвистический аспекты при решении трех взаимосвязанных проблем: обучение родному языку; обучение русскому языку в национальном детском саду; сравнительное изучение речевого развития нормально слышащих, слабослышащих и глухих дошкольников. В противовес до сих пор еще не преодоленному имитационно-интуитивистскому подходу к овладению языком (согласно которому язык усваивается прежде всего по подражанию, интуитивно) показано, что в развитии речи ведущими факторами являются формирование языковых обобщений (проявляющихся, например, в словотворчестве), а также развитие элементарного осознания семантических и структурных аспектов языковых явлений, что создает условия для самостоятельных наблюдений детей над языком и речью (включая речь художественную), для саморазвития речи. При этом, в частности, повышается уровень самоконтроля при построении монологического высказывания как основы будущей письменной речи. Под руководством Сохина были выполнены и защищены 15 кандидатских диссертаций по вопросам психологии и педагогики развития речи дошкольников, направленные на разработку теории усвоения языка в дошкольном детстве (становление фонетической структуры и семантики слова; формирование синтаксиса речи, словообразования и словотворчества, связной речи, творческого рассказывания, осознания языковых явлений; обучение русскому языку в национальном детском саду и др.). В исследованиях психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников Сохин выделил три основных направления: структурное (формирование разных структурных уровней системы языка - фонетического, лексического, грамматического); функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции - развитие связной речи, речевого общения); когнитивное, познавательное (формирование способностей к элементарному осознанию явлений языка и речи). Все три направления взаимосвязаны, так как вопросы развития осознания языковых явлений включаются в проблематику всех исследований, изучающих разные стороны развития речи дошкольников. Основные теоретические положения, разработанные Сохиным нашли отражение в научных и научно-методических публикациях, под его редакцией вышли книги: «Развитие речи детей дошкольного возраста» (1978, 1980, 1984 гг.); «Умственное воспитание детей дошкольного возраста» (1984 г.); «Методика обучения русскому языку в национальном детском саду» (1985 г.). Сохин вошел в психологию детской речи как создатель концепции, в которой центральной является идея о необходимости не только речевого, но и лингвистического развития ребенка. Эти теоретические положения стали основополагающими для целого ряда последовавших диссертационных работ.
.
феликс алексеевич сохин на страницах библиотеки упоминается 1 раз:
* Сохин Феликс Алексеевич
Издания:
* Развитие речи детей дошкольного возраста. (1984) Пособие для воспитателя детского сада
  • Развитие речи детей дошкольного возраста. [Djv-11.5M] [Pdf-14.1M] Пособие для воспитателя детского сада. 3-е издание, исправленное и дополненное. Редактор: Феликс Алексеевич Сохин. Авторы: В.И. Логинова, Александр Иванович Максаков, М.И. Попова, Феликс Алексеевич Сохин, Елизавета Михайловна Струнина, А.Г. Тамбовцева, Оксана Семеновна Ушакова, Мария Федоровна Фомичева. Художники Т.И. Алексеева, Н.А. Игнатьев.
    (Москва: Издательство «Просвещение», 1984)
    Скан, обработка, формат Djv, Pdf: xyz, 2019
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      От редактора (3).
      Основные задачи развития речи (4).
      Речь детей раннего возраста (16).
      Звуковая культура речи (48).
      Формирование словаря (79).
      Формирование грамматического строя речи (105).
      Связная речь (121).
      Развитие речи при ознакомлении детей с художественной литературой (144).
      Подготовка к обучению грамоте (161).
      Речь воспитателя (177).
      Заключение (193).
      Литература (198).
      Приложение (200).
Аннотация издательства: Методическое пособие адресовано воспитателям и методистам яслей-садов и детских садов. Оно освещает содержание и методику работы по основным разделам развития речи в соответствии с «Программой воспитания в детском саду».