|
-
(16.02.1874 - 11.04.1967)
Соколов Иван Иванович (16.2.1874, Москва - 11.4.1967, Москва) - педагог, основатель советской школы методики преподавания физики; доктор педагогических наук (1951), профессор (1935). Окончил физико-математический факультет Императорского Московского университета (со степенью кандидат наук). Преподавал на рабфаках, во 2-м МГУ - МГПИ?МГПИ им. В.И. Ленина (с 1925). Работал в МОНО зав. отделом средних школ (в 1918). Участвовал в преобразовании гимназий и реальных училищ в единые советские школы. Директор Первого московского института народного образования, готовившего учителей средних школ (1919). Научно-методическая деятельность С. связана со становлением и развитием рабфаков. Автор программы по физике для рабфаков, представлявшую собой первое серьезное пособие по методике преподавания физики с тщательным подбором задач и лабораторных работ по каждой теме курса, и первого учебника «Рабочая книга по физике» (1926), ставшего основой последующих советских учебно-методических пособий по физике и включавшего упражнения в виде задач и вопросов. Подготовил первое советское методическое пособие по преподаванию физики «Методика преподавания физики в средней школе» (1934), с появлением которого методика преподавания физики получила признание как отдельный учебный предмет в педагогических институтах и самостоятельная отрасль педагогики. В данном пособии С. писал о применении эвристического приема при объяснении нового материала, проведении лабораторных работ. Во 2-м издании «Методики преподавания физики в средней школе» особое внимание уделил методике решения задач (впервые были сформулированы этапы их решения, разработан и описан аналитико-синтетический путь разбора задачи и пр.) и формированию и развитию физических понятий. Личный опыт преподавания физики обобщил в 3-м издании «Методики преподавания физики в средней школе», в котором рассмотрел проблемы теоретических вопросов методики - соотношение индукции и дедукции в процессе изучения физики, место и значение аналогий в науке и преподавании, место и значение физических теорий и пр. Характерные черты методики С. - учет возрастных особенностей учащихся, опора на жизненный опыт, необходимость подчеркивания учителем того факта, что определить физическую величину - это значит указать способ ее измерения. Автор стабильного учебника по физике для 8-10 классов, выдержавшего 14 изданий, в т.ч. в Польше, Румынии, Болгарии и Югославии, и монографии «История постановки методики физики в советских пединститутах» (1958), в которой проанализированы особенности методики подготовки учителей физики.
: ... |
|