«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Сузо Генрих

Генрих Сузо 116k

(Heinrich Seuse)

(21.03.1295 - 25.01.1366)

Википедия: Генрих Сузо (нем. Heinrich Seuse, Heinrich (von) Suso, Heinrich von Berg, 21 марта 1295 или 1297, Констанц - 25 января 1366, Ульм) - немецкий писатель и поэт, богослов-мистик. Ученик Мейстера Экхарта. Беатифицирован в 1831. День памяти - 2 марта.
Происходил из рыцарского рода фон Бергов. Принял фамилию матери. В 13 лет ушел в доминиканский монастырь Св. Николая в Констанце. С 1323 году учился в Кельне у Мейстера Экхарта, в 1327 году вернулся в Констанцский монастырь, где провел 20 лет. В 1330 и 1336 годах был обвинен в ереси и привлечен к суду, но признан невиновным. С 1346 года жил в Ульме, где и умер (могила не сохранилась).
Почти все сочинения Сузо написаны на старых диалектах немецкого языка. Парадоксальным образом единственный труд, написанный на латыни - «Часослов мудрости» («Horologium sapientiae», 1339) - был наиболее популярным из наследия писателя в позднесредневековой Европе. В течение, по крайней мере, двух столетий «Часослов» копировали, иллюстрируя копии замечательными художественными миниатюрами.
.
Издания:
* Сузо Г. Exemplar. (2014)
  • Сузо Г. Exemplar. [Djv- 8.6M] Автор Генрих Сузо. Издание подготовил М.Ю. Реутин. Ответственный редактор А.В. Топорова. Научное издание.
    (Москва: Научно-издательский центр «Ладомир», Издательство «Наука», 2014. - Российская Академия наук. Серия «Литературные памятники»)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv: mor, 2015
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      Генрих Сузо. EXEMPLAR. Перевод М.Ю. Реутина
      Сие есть prologus, сиречь предисловие к этой книге (9).
      Жизнь Сузо (13).
      Книжица вечной премудрости (151).
      Книжица истины (247).
      Книжица писем (271).
      ДОПОЛНЕНИЯ. Перевод М.Ю. Реутипа
      Генрих Сузо. Большая книга писем (309).
      ПРОПОВЕДИ
      Генрих Сузо. Проповедь I. Lectulus noster floridus (Наше ложе украшено зеленью) (367).
      Автор круга Г. Сузо. Проповедь II. Miserunt Judaei ab Jerosolymis sacerdotes et levitas ad Johannem, ut interrogarent eum: Tu quis es? (Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов к Иоанну спросить его: кто ты?) (375).
      Автор круга Г. Сузо. Проповедь III. Exivi a patre et veni in mundum, iterum relinquo mundum (Я исшел от Отца и пришел в мир, и опять оставляю мир) ...380
      Генрих Сузо. Проповедь IV. Iterum relinquo mundum et vado ad patrem (Опять оставляю мир и иду ко Отцу) (387).
      Псевдо-Сузо. Книжица любви (392).
      ПРИЛОЖЕНИЯ
      М.Ю. Реутин. «Imitator Christi»: жизнь и творчество немецкого мистика Генриха Сузо (407).
      М.Ю. Реутин. «Часослов Премудрости» и его место в творчестве Генриха Сузо (443).
      Примечания. Сост. М.Ю. Реутин (471).
      Основные даты жизни и творчества Генриха Сузо. Сост. М.Ю. Реутин (574).
      Список иллюстраций. Сост. М.Ю. Реутин (577).
      Список сокращений (584).
Аннотация издательства: Генрих Сузо (1295/1297-1366) - воспитанник, последователь, апологет, но отчасти и критик своего учителя Майстера Экхарта (произведения которого уже вышли в серии «Литературные памятники»), суровый аскет, пламенный экстатик, проповедник и духовник женских монастырей, приобретший широкую известность у отечественного читателя как один из главных персонажей знаменитой книги И. Хейзинги «Осень Средневековья», входит, наряду со своим кельнским наставником Экхартом и другом Иоанном Таулером (сочинения которого еще ждут своего академического представления российской аудитории), в тройку великих мистиков позднесредневековой Германии и родоначальников ее философии. Неоплатоновская теология Экхарта в редакции Г. Сузо вплотную приблизилась к богословию византийских паламитов XIV в. и составила его западноевропейский аналог. Вот почему творчество констанцского харизматика несомненно окажется востребованным отечественной религиозной мыслью, воспитанной на трудах В. Лосского и прот. И. Мейендорфа, а его искания в контексте поиска современных форм духовной жизни, не причастных церковному официозу и альтернативных ему, будут восприняты как свежие и актуальные.
Творения Г. Сузо не могут оставить равнодушными и в другом отношении. Прежде всего это автобиография нашего героя - «Vita», первая в немецкой литературе, представляющая собой подлинную энциклопедию жизни средневековой Германии: кровавая, откровенно изуверская аскеза, радикальные способы «подражания Христу» (умерщвление плоти, самобичевание) и экстатические созерцания; простонародные обычаи, празднества, чумные эпидемии, поклонение мощам и вера в чудеса, принимающие форму массового ажиотажа; предметная культура того времени и сцены повседневного быта социальных сословий - вся эта исполненная страстей и интеллектуальных борений картина открывается российскому читателю во всей ее многоплановости и противоречивости. Здесь и история монастырской жизни, и захватывающие катехизаторские путешествия Служителя - литературного образа Г. Сузо, - попадающего в руки разбойников либо в гущу разъяренной, скорой на расправу толпы, тонущего в бурных водах Рейна, оклеветанного ближайшими духовными чадами и преследуемого феодалами, поклявшимися предать его смертельной расправе.
Издание включает в себя все немецкоязычные сочинения Г. Сузо - как вошедшие, так и не вошедшие в подготовленный им авторский сборник - «Exemplar». К первой группе относятся автобиография «Vita», «Книжица Вечной Премудрости», написанная в традициях духовного диалога, «Книжица Истины» - сумма и апология экхартовского богословия, и «Книжица писем» - своего рода эпистолярный компендиум. Вторую группу составляют «Большая книга писем», адресованных разным лицам и впоследствии собранных духовной дочерью Г. Сузо доминиканкой Э. Штагель, четыре проповеди, авторство двух из которых считается окончательно не установленным, а также медитативный трактат Псевдо-Сузо «Книжица Любви». Единственное латинское произведение констанцского мистика, «Часослов Премудрости», представлено рядом параллельных мест (всего более 120) к «Книжице Вечной Премудрости» - краткой редакции этого часослова, включенной в «Exemplar». Перевод сопровожден развернутыми примечаниями и двумя статьями, посвященными как творчеству Г. Сузо в целом, так и его «Часослову Премудрости» в частности.
.