«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Шестов Лев

Лев Шестов 230k

-

(12.02.1866 - 20.11.1938)

Большая советская энциклопедия: Шестов Лев (псевд.; наст. имя и фам. - Лев Исаакович Шварцман) [31.1(12.2).1866, Киев, - 20.11.1938, Париж], русский философ-экзистенциалист и литератор. Окончил юридический факультет Киевского университета (1889). В 1895-1914 жил преимущественно в Швейцарии, с 1914? в Москве, с 1918 - в Киеве, с 1920 - в Париже.
Сочетая и по-своему акцентируя мотивы Ф. Ницше и Ф.М. Достоевского, Ш. предвосхитил основные идеи позднейшего экзистенциализма. Уже на рубеже веков, как бы в предчувствии будущих мировых катастроф, Ш. говорит о трагической абсурдности человеческого существования и выдвигает образ обреченного, но взыскующего своих суверенных прав «героя», бросающего вызов всей Вселенной. Ш. предпринимает пересмотр традиционной философии, требуя переместить точку зрения с мироздания на субъект. Провозглашая «философию трагедии», Ш. полемически противопоставляет ее академическому стилю мышления как «философии обыденности» («Достоевский и Ницше. Философия трагедии», 1903). Он восстает против диктата разума над сферой жизненных переживаний и против гнета безлично-всеобщего над личностно-единичным. Однако утверждение независимости индивида от любых детерминаций, включая общезначимые истины и общеобязательные нравственные нормы, приводит Ш. к гносеологическому релятивизму и имморализму. Хотя в начале 1910-х гг. безрелигиозный «апофеоз беспочвенности» (1905) сменяется пафосом веры в лютеровской формулировке «sola fide» («только верою»), миросозерцание Ш. не избавляется ни от абсурда, ни от произвола. Вера Ш. не имеет содержательных определений, и бог, не связанный с идеей логоса, выступает как идеал всемогущего своеволия «по ту сторону добра и зла». Правда, атмосфера безнадежности вытесняется теперь духом доверия к основам жизни, имеющим, согласно ветхозаветному религиозному самочувствию, божественный источник; философскому умозрению Ш. противопоставляет откровение («Афины и Иерусалим», 1951; «Умозрение и откровение», 1964). Борьба Ш. с разумом приобретает гиперболический характер: познавательная устремленность отождествляется с грехопадением человеческого рода, подпавшего под власть «бездушных и необходимых истин». Публицистический темперамент Ш. - мастера философского парадокса и афоризма, его едкая критика академического мышления создали ему известность на Западе (отклики у Г. Марселя, А. Камю, Д.Г. Лоренса и др.).
.
Издания:
*
.