|
-
(09.09.1920)
Николай Леонтьев: ...Родился Иван Михайлович Шевцов 9 сентября 1920 года в белорусской деревеньке на Левобережье Днепра в бедной крестьянской семье. Отец будущего писателя - участник штурма Зимнего - Михаил Климович умер от тифа, когда сыну было 4 месяца. Трудно сказать, как сложилась бы судьба ребенка, не будь Советской власти... В начале 30-х годов в деревню пришла коллективизация, а с ней и обострение классовой борьбы. Начинается обычная биография паренька: летом работа в колхозе, зимой учеба в сельской школе, пионерский галстук, затем комсомол. С раннего детства Ивану Шевцову было не безразлично, что происходит вокруг. Пионерия 20-30-х годов была активной политической силой в строительстве новой жизни. Воспитанные на заветах В.И. Ленина, внимательные и пытливые мальчики и девочки не боялись сказать свое правдивое слово там, где подчас стыдливо молчали взрослые. Пятнадцатилетним юношей Иван Шевцов становится селькором: обо всем, что он видит - хорошем и плохом, - пишет в Шкловскую районную газету. А вскоре редакция райгазеты приглашает его на штатную должность. Иван Шевцов пришел в редакцию босоногим мальчонкой. Случай довольно курьезный: газета публиковала присылаемые Шевцовым материалы, но никто в редакции не знал, что автор - школьник, ученик 7 класса. Редактор газеты Я.Б. Герцович приказом назначил 15-летнего школьника инструктором сельхозотдела. Шевцов предупредил, что он может работать в штате редакции только до сентября (дело было в мае), до начала учебного года. После окончания сельской школы И. Шевцов поступает в Оршанское педагогическое училище, продолжает увлекаться журналистикой, печатает заметки в городской газете «Ленинский призыв». Это было суровое время, овеянное романтикой гражданской войны и новостроек, время патриотического энтузиазма молодежи. На западных и восточных рубежах страны советские пограничники все чаще вступали в жаркие схватки с вражескими лазутчиками. Юноши мечтали о ратном подвиге. А в мире сгущались тучи военной грозы: победа фашизма в Германии, Испания, события на озере Хасан... Иван Шевцов поступает в Саратовское военное училище пограничных войск, словно предвидя, что скоро ратная профессия станет главной в стране. И действительно, в 1940 году в снегах Карелии в войне с белофиннами 19-летний лейтенант Иван Шевцов командует взводом. А после ее окончания становится начальником погранзаставы на Карельском перешейке, затем получает назначение на должность начальника пограничной заставы на реке Дунай. В Европе уже вовсю полыхает пожар второй мировой войны, багряные сполохи которого доносятся и до наших границ. 22 июня 1941 года. Гитлеровцы атаковали наши пограничные заставы. В первые минуты боя убит начальник Первой погранзаставы 79-го погранотряда Александр Плотников. Командование заставой возлагается на помначштаба погранкомендатуры лейтенанта Шевцова. Десять суток отражает яростные атаки врага горстка пограничников. Все попытки гитлеровцев форсировать реку Прут терпят провал. Подвиг пограничников в первые дни войны послужит благодатным материалом для будущего писателя Ивана Шевцова. Многие эпизоды тех боев читатель найдет в его романах, включенных в настоящее издание. В первые дни войны комсомолец Шевцов вступает в ряды Коммунистической партии. Осенью 1941 года И. Шевцов участвует в тяжелых кровопролитных боях под Мценском и Тулой, на подступах к столице. Он командует взводом разведки и ротой в составе 34-го полка НКВД, который входит в мотострелковый корпус генерала Д.Д. Лелюшенко. Здесь судьба вновь выводит Шевцова на стезю журналистики. В дивизионной газете стали появляться статьи, очерки, репортажи за подписью офицера И. Шевцова. В книге воспоминаний «Москва - Сталинград - Берлин - Прага» генерал армии Д.Д. Лелюшенко писал: «Стойко отражают нападение неприятеля бойцы воздушно-десантной бригады С.М. Ковалева, пограничники И.И. Пияшева. Из них особо выделялся взвод И.М. Шевцова». И снова яркие эпизоды сражений под Мценском и Тулой читатель найдет в первых книгах романов «Набат» и «Бородинское поле» - произведениях, волнующих суровой правдой, пропущенной сквозь сердце автора. В 1943 году газета «Литература и искусство» напечатала критический обзор публикаций журнала «Новый мир». Статья называлась «Мысли читателя». Подписал ее капитан И. Шевцов. Главный редактор газеты Александр Фадеев советует молодому офицеру поступать в Литературный институт. Осуществить это Иван Шевцов смог только после войны. А в 1944 году становится сотрудником журнала «Пограничник». С этого времени начинается путь профессионального журналиста. Его творческий диапазон необычайно широк: очерки о воинах границы, рецензии на книги, методические статьи по вопросам тактики и даже очерки по истории пограничной стражи России... Все чаще материалы И. Шевцова появляются на страницах других периодических изданий. А в 1947 году И.М. Шевцов становится специальным корреспондентом газеты «Красная звезда». Шире стала тематика журналиста: он пишет о танкистах и строителях, летчиках и художниках, текстильщиках и писателях... Частые поездки в самые разные концы страны, встречи и беседы с людьми дают бесценный материал для раздумий, наблюдений, анализа. Накапливается большой жизненный багаж. Часть его используется на страницах газеты. В 1952 году И.М. Шевцов назначается собственным корреспондентом газеты «Известия» в Болгарии. В его творчестве появляется еще одна грань: журналист-международник. Очерки и корреспонденции его печатают не только «Известия», но и журналы «Огонек», «Октябрь», «Новое время». В издательстве «Молодая гвардия» выходит в свет его первая книга очерков «Юность Болгарии». 1954 год. Создается газета «Советский Флот». Подполковник Шевцов возвращается на Родину и становится спецкором газеты военных моряков. Военно-Морской флот - новое поле деятельности. Быстро овладевает журналист морской спецификой. И снова публикует самые разнообразные материалы, в том числе фельетоны. В 1957 году Иван Шевцов увольняется в запас и переходит на работу заместителем главного редактора журнала «Москва». Через три года издает монографию о выдающемся советском скульпторе, создателе всемирно известных монументов Е.В. Вучетиче. Это была первая серьезная работа, посвященная известному художнику. Только что вышедший экземпляр книги скульптор подарил писателю с такой надписью: «Дорогому автору этой книги Ивану Михайловичу Шевцову. Спасибо тебе, родной, за дружбу, за любовь, за все хорошее, что связывает нас долгие годы. Твой Е. Вучетич. Март 1961 г. Москва». В том же 1960 году в Тамбовском издательстве выходит еще одна книга - «Подвиг богатыря» - о талантливом русском писателе, академике, лауреате Государственной премии СССР С.Н. Сергееве-Ценском. Могучий образ патриота Отечества, выдающегося художника слова встает со страниц этой книги, интересной еще и тем, что автор лично знал Сергея Николаевича. Казалось, что в творчестве Ивана Шевцова побеждает искусствовед, литературовед, исследователь. И в самом деле: он пишет о своих друзьях-художниках - П. Корине, П. Судакове, П. Кривоногове, о их выставках, художнических исканиях, борьбе с активизировавшимися формалистическими течениями. Знание этой среды умение разобраться в сложнейших теоретических проблемах художественного творчества, острая партийная принципиальность послужили основой романов, посвященных вопросам идеологической борьбы, битве за души людей, книг, в которых писатель с партийных позиций разоблачает происки империалистических спецслужб и их агентуры, направленные на подрыв нашего общественного и государственного строя. Серьезной удачей Ивана Шевцова стал роман «Свет не без добрых людей». В предисловии к нему народный художник СССР А. Герасимов отмечал, что «в многогранном даровании автора побеждает все-таки прозаик. Роман является частью большого полотна, эпопеи о нашем народе и времени, над которым писатель работает давно; Шевцов много видел, много знает, ему есть что сказать людям. В творчестве Ивана Шевцова подкупает ясность идейных позиций автора, его честность, прямота и принципиальность, знание души и характера своего народа, умение найти в жизни меткую и колоритную деталь». Иван Шевцов большой мастер острого сюжета. Он умеет держать читателя в напряжении от первой и до последней страницы. Особое место в его творчестве занимает природа, которую он видит глазами влюбленного художника, знает ее как натуралист и преклоняется перед ее величием и красотой. Природа в его книгах несет на себе и психологическую нагрузку, отражая состояние души героя. Новой вехой в творчестве писателя явились вышедшие в последние годы романы «Набат» и «Бородинское поле» - крупные, с широким охватом событий новейшей мировой истории. Действие их развертывается как в нашей стране, так и за рубежом: Польше, Австрии, ФРГ, США, Израиле, Вьетнаме. В них - тревожно-обостренный пульс планеты с самыми животрепещущими проблемами человечества. Условно их можно было бы назвать политическими романами, хотя публицистика в них органически монолитно вплавлена в художественную ткань ярких образов и характеров. В одном из своих выступлений перед читателями И. Шевцов говорил, что основу творчества каждого писателя, его главную стержневую тему или темы определяет жизненный опыт автора, его биография. Такую мысль Иван Михайлович, разумеется, обосновывал на примере собственной жизни. За плечами полковника Шевцова две войны: финская и Отечественная, которые он провел с первого дня и до конца. И неудивительно, что тема ратного подвига советского народа заняла главное место в его творчестве. Через судьбы своих современников, на долю которых выпало нелегкое бремя борьбы, писатель нарисовал сильный характер положительного героя, ровесника Октября. Это Емельян Глебов из эпопеи «Русская рапсодия», Андрей Ясенев из «Любви и ненависти», Иван Слугарев в «Набате», Глеб Макаров, принадлежащий к более старшему поколению, в романе «Бородинское поле». Именно они - положительные герои, их образы и характеры духовно богаты, полнокровны и монументальны. Они чутки к добру и злу, наделены высокой принципиальностью и гражданским мужеством, Чувство нового, беспокойство души, нетерпимость к мерзостям жизни - главные черты их характера. В советском литературоведении время от времени возникают дискуссии о герое нашего времени - положительном персонаже художественного произведения. Часто высказывались сожаления по поводу того, что у многих авторов отрицательные персонажи выписаны ярче положительных. На этой основе у некоторых критиков создавались чуть ли не теории о якобы закономерности подобного явления. Творческий опыт Ивана Шевцова опровергает подобные домыслы. И это несмотря на то, что перу Шевцова свойственны резкие сатирические тенденции. Им создана целая галерея отщепенцев разной масти, паразитирующих в нашем обществе - Барселонский и Иванов-Петренко, Инофатьев и Гольцер. Их портреты написаны с убийственным сарказмом, их подленькие душонки выставлены наружу во всей неприглядной мерзости. И тем не менее в творчестве писателя они нисколько не заслоняют положительные образы и характеры подлинных героев нашего времени. Емельян Глебов - один из миллионов ровесников Октября, чьи биографии внешне очень схожи: трудовая семья, школа, красный галстук, комсомол... Это - семя грядущего, на плечи которого история взвалила бремя тяжелых испытаний военного лихолетья и затем восстановление разрушенной страны в условиях немыслимых материальных невзгод и международной нестабильности. Его отец - участник штурма Зимнего, бунтарь, погибший от рук врагов советской власти - хотел видеть в своем сыне продолжение свое и преднамеренно дал ему имя Пугачева. Емельян оправдал надежды отца. Из обыкновенного сельского паренька сформировалась незаурядная личность, яркий характер с чертами, присущими только ему. Сила его - в идейной убежденности, это непоколебимая вера в идеалы, за которые отдал жизнь отец - в Советскую власть. В ней он видит цель и смысл своей жизни, и ничто не может поколебать его убеждений, свернуть с однажды избранного пути. Все свои мысли и поступки, свой острый изобретательный ум он связывает с достойным служением идеалу, ради торжества которого иногда делает рискованные шаги. Например, за месяц до начала войны Глебов поднял весь погранотряд по тревоге, за что был наказан в дисциплинарном порядке, но, как выяснилось, эта учебная тревога была очень полезной и необходимой. Таким он оставался и в тылу врага - бесстрашным, находчивым, склонным к оправданному риску разведчиком. Таким же до конца преданным своим идеалам уже в должности партийного руководителя, неподкупно честным и мужественным видят его читатели в тяжелые и сложные послевоенные годы, когда империализм обострил международную обстановку. В жестокой битве за души людей, в схватке с изощренным и коварным противником Емельян Глебов получает тяжелые душевные раны, но ни на шаг не отступает от своих убеждений. Главному герою «Любви и ненависти» Андрею Ясеневу не довелось участвовать в войне, как Глебову: он представитель другого поколения. Человек спокойного, уравновешенного характера, он, как и Глебов, цельная, монолитная натура. С мужеством коммуниста он переносит незаслуженные удары судьбы, и независимо от того. какой на нем мундир - офицера военно-морского флота или сотрудника уголовного розыска столичной милиции, он при любых обстоятельствах остается верен своему долгу, не роняя чести и достоинства. Как и Глебов, он - личность, наделенная сильной волей в глубоко осознанными идейными убеждениями, духовно одаренная. глубоко нравственная. В своих произведениях Иван Шевцов обращается к вопросам исторического наследия, традиций, преемственности поколений советских людей. И вот что характерно: ряд животрепещущих проблем и вопросов, которые писатель поднимал в своих книгах двадцать лет назад, и сегодня не утратили жгучей злободневности. Я имею в виду не только бичевание алкоголизма в романах «Свет не без добрых людей» и «Лесные дали», но и множество других жизненно важных проблем. На одну из них хотелось бы обратись особое внимание. Я имею в виду наркоманию. Уже тогда, в конце шестидесятых годов, когда создавался роман»Любовь и ненависть», зоркий глаз писателя сумел рассмотреть в самом зародыше это страшное зло, вирусы которого уже проникали в среду подростков; понял трагическую опасность и с мужеством коммуниста и гражданина забил тревогу. К сожалению, некоторые критики, не желающие смотреть правде в глаза, не поверили писателю, обвинив его в досужем вымысле, а тем временем поставщик «белой смерти» некто Апресян, который в романе так и не был пойман и разоблачен, продолжал свое черное дело, приобщая подростков к наркотикам. Примеры подобной дальновидности писателя можно было бы продолжить, особенно из сферы идеологии и культуры. В этом сказывается беспокойный характер публициста, умение четко улавливать пульс жизни, поддерживать новое и передовое, а также с гражданским мужеством разоблачать носителей негативного, чуждого советскому строю. В этом отношении писатель не знает компромиссов и колебаний, голос его суров, тверд и последователен. Школа журналистики наложила свой отпечаток на его творческий почерк, художественный метод, активную гражданскую позицию. Писатель, как уже говорилось, иногда вводит в художественную ткань страстную, обжигающую струю публицистики там, где этого требует логика развития событий и характеров. Это касается прежде всего таких романов, как «Набат» и «Бородинское поле», произведений поистине новаторских, требующих специального литературного разговора. Не случайно книги Ивана Шевцова пользуются неизменным спросом читателей, потому что в них - обнаженная правда пашей жизни, сказанная неподкупным мужественным голосом писателя-воина. Три главные темы проходят через все творчество Ивана Шевцова: ратный подвиг советского народа, идеологическая битва как борьба за души людей и охрана природы. Каждая из этих тем составляет магистральную линию советской литературы. И в каждой из них писатель находит главное, остродраматическое. И обнажает с присущим ему гражданским мужеством, не обходя острых углов, не избегая острых конфликтов и проблем. При этом позиция автора совершенно четкая, она не укрыта объективистским туманом стороннего наблюдателя. Писатель не скрывает своей любви и ненависти, в этом отношении почерк Шевцова-художника неповторим, его ни с кем не спутаешь. В своих книгах Иван Шевцов создал широкое полотно жизни советского общества за последние полвека. Разработанный М. Горьким метод социалистического реализма, легший в основу творчества писателя, возвел романы И. Шевцова, произведения, в общем-то, лироэпические, в ранг художественной истории страны, превратив их в литературные памятники современности. Читая эти книги, мы встречаемся не просто с полюбившимися нам героями или с персонажами, которые вызывают у нас неприязнь, мы видим людей нашего времени, своих современников, тех, о кем мы работаем, кого встречаем в обществе, с кем нам приходится общаться и жить. Образы, созданные писателем, не статичны, они даны в развитии, отражают в себе не только меняющееся время, но и обогащают свой личный опыт за счет коллективного опыта своих современников. В военных романах, особенно таких, как «Набат» и «Бородинское поле», автор предстает не только как художник, но и историк Отечественной войны, сумевший показать современному читателю военно-стратегические и политические задачи и проблемы, стоявшие перед руководством двух воюющих государств, их сильные и слабые стороны, достижения и просчеты, обреченность фашистской военной доктрины, несмотря на то что промышленность всей Европы и армии многих стран были на стороне Германии, а также силу и непобедимость Советской России, начавшей войну в крайне неблагоприятных для себя условиях...
: ... |
|