«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Шпара Петр Ефимович (архитектор)

Петр Ефимович Шпара 143k

(Петро Юхимович Шпара)

(09.01.1904 - 1988)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Википедия: Петр Ефимович Шпара (родился 9 января 1904, село Иванковцы Хмельницкой области - 1988, Харьков) - украинский архитектор, главный архитектор Харькова (1955-1965).
Родился в бедной крестьянской семье. Начальное образование получил в местной школе, с детства увлекался рисованием.
В 1922 г. был зачислен в Каменец-Подольское художественно-промышленное училище, но в связи с отсутствием в нем общежития для студентов не стал начинать там обучение и поступил в рабфак Каменец-Подольского сельскохозяйственного института.
В 1923 г. после окончания рабфака поступил на архитектурный факультет Киевского архитектурного института. Его преподавателями были П.Ф. Алешин, О.М. Вербицкий, В.Г. Кричевский, В.М. Рыков.
В 1928-1929 гг. был направлен на строительство зданий Бессарабской сельскохозяйственной коммуны имени Г. Котовского в г. Ободовке Винницкой области. Разработанный им проект скотного двора на 240 голов получил премию на Всеукраинском конкурсе на лучшие здания для колхозов.
Окончил институт в 1930 г., после чего был направлен на работу в Харьков. Вошел в состав авторского коллектива проектировщиков жилмассива «Новый Харьков» (руководитель Алешин). Работал в Военпроекте главным инженером отдела капитального строительства авиационного завода, осуществил реконструкцию предприятия, запроектировал и построил клуб-столовую на 300 мест.
Работал в Дипромите, где участвовал в проектировании городов Жданова (ныне Мариуполь Донецкой области) и Чернигова.
В 1930-1935 гг. преподавал в Харьковском институте инженеров коммунального хозяйства.
В 1934-1935 гг. участвовал в реконструкции бывшего здания Дворянского собрания в Харькове (архитектор Е.А. Васильев, начало XIX в., первая реконстукция - А.В. Линецкий, 1922-1923) для размещения в нем Дворца пионеров.
В 1935-1940 работал сначала строительством Дома кооперации в Харькове (в соавторстве) (сейчас Северный корпус Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина)
В 1940 г. в соавторстве с Н.А. Линецки построил трехэтажное здание школы по улице Свердлова.
С началом Великой Отечественной войны участвовал в маскировке аэродромов и объектов оборонного назначения. Впоследствии организацию, в которой работал Шпара, эвакуировали в Астрахани. Участвовал в выборе взлетно-посадочных полос для авиации в Астраханских степях, проектировал объекты разнообразного назначения.
После первого освобождения Харькова в начале 1943 г. был направлен туда для подготовки к восстановлению города. Во время повторной оккупации Харькова в марте 1943 г. работал сначала в Белгороде, а затем в Старом Осколе и Воронеже. В конце мая 1943 г. был направлен в Москву, где осуществлял технический надзор за строительством домов на Фрунзенской набережной, которые строились по проектам архитектора Л.В. Руднева. В августе 1943 г. вернулся в освобожденный Харьков.
В послевоенные годы работал над восстановлением и реконструкцией разрушенных корпусов бывшего Дома кооперации со строительством нового 15-этажного центрального корпуса (в соавторстве).
Участвовал в реконструкции Дома судебной палаты и окружного суда (возведен в 1889-1902 гг. по проекту архитекторов А.М. Бекетова, Ю.С. Цауне, В.В. Хрусталева), здания гостиницы «Астория» (возведен в 1910-1913, архитекторы А.И. Ржепишевский и М.В. Васильев) и ряда других зданий.
В 1955-1965 гг. работал в должности главного архитектора Харькова. Участвовал в работах по восстановлению и реконструкции Харькова, проектированию и строительству больших жилых массивов (в частности, Селекционной станции, Салтовского жилмассива, Павлова поля), а также разработке генерального плана города.
В 1964 г. вернулся к преподавательской работе в Харьковском институте инженеров коммунального хозяйства.
Умер Шпара в 1988 г. в Харькове.
:
AAW, bolega...




  • Шпара П.Е. Техническая эстетика и основы художественного конструирования. [Djv-Fax-15.3M] [Pdf-Fax-30.8M] Учебное пособие для студентов технических вузов. Автор: Петр Ефимович Шпара.
    (Киев: Головное издательство издательского объединения «Вища школа»: Редакция литературы по машиностроению и приборостроению, 1978)
    Скан: AAW, OCR, обработка, формат Djv-Fax, Pdf-Fax: bolega, 2023
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      (07) Предисловие.
      (09) ВВЕДЕНИЕ.
      (09) §1. Общие сведения.
      (10) §2. О промышленном искусстве, дизайне, технической эстетике и художественном конструировании.
      Глава I. МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКАЯ ЭСТЕТИКА. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ.
      (14) §3. Марксистско-ленинская эстетика. Эстетическое воспитание молодежи.
      (20) §4. Развитие технической эстетики и художественного конструирования в СССР.
      (25) §5. Развитие технической эстетики и художественного конструирования за рубежом.
      (28) §6. Закономерности развития техники. Взаимоотношения человека и машины.
      (32) §7. Содержание и внешняя форма в технике.
      (42) Контрольные вопросы.
      Глава II. ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ.
      (44) §8. Общие сведения.
      (47) §9. Категории композиции и средства гармонизации.
      (52) §10. Пропорции и пропорциональность.
      (64) §11. Масштаб и масштабность.
      (66) §12. Симметрия и асимметрия, статичность и динамичность.
      (68) §13. Метрическая и ритмическая повторности.
      (70) §14. Контраст и нюанс.
      (72) Контрольные вопросы.
      Глава III. ЦВЕТ И СВЕТ.
      (74) §15. Общие сведения.
      (75) §16. Характеристика цвета.
      (78) §17. Смешение цвета, цветовой и яркостный контрасты.
      (81) §18. Зрение и цветовое восприятие.
      (84) §19. Психофизиологическое воздействие цвета. Цветовые гармонии.
      (86) §20. Свет и цвет.
      (89) §21. Основные принципы применения цвета в художественном конструировании.
      (92) §22. Свет и цвет интерьеров промышленных зданий.
      (104) Контрольные вопросы.
      Глава IV. ЭРГОНОМИКА. БИОНИКА.
      (106) §23. Общие сведения.
      (108) §24. Антропометрические требования.
      (115) §25. Физиологические и эстетические требования.
      (122) §26. Органы управления и средства индикации в эргономике.
      (129) §27. Общие сведения о бионике.
      (136) Контрольные вопросы.
      Глава V. НОТ, КУЛЬТУРА ПРОИЗВОДСТВА И ЭСТЕТИКА.
      (138) §28. Общие сведения.
      (142) §29. Организация рабочего места.
      (148) §30. Техническая культура предприятия и средства информации.
      (151) §31. Содержание территории промышленных предприятий.
      (154) Контрольные вопросы.
      Глава VI. СТАНДАРТ И ЭСТЕТИКА.
      (156) §32. Общие сведения.
      (157) §33. Краткие исторические сведения.
      (159) §34. Стандарт и природа. Утилитарные и эстетические свойства стандартных изделий.
      (163) §35. Модуль, стандарт, система - эстетика.
      (171) §36. Эстетика и вариантность в стандартизации.
      (178) Контрольные вопросы.
      Глава VII. ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ.
      (180) §37. Принципы художественного конструирования.
      (189) §38. Методика художественно-конструктивного анализа.
      (199) §39. Стадии проектирования.
      (203) §40. Процесс проектирования.
      (207) §41. Деятельность дизайнера.
      (222) Контрольные вопросы.
      Глава VIII. ПРОМЫШЛЕННАЯ ГРАФИКА. КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ.
      (224) §42. Промышленная графика, фирменный знак, пиктограммы, упаковка, реклама.
      (236) §43. Качество и аттестация продукции.
      (244) Контрольные вопросы.
      (245) Приложения.
      (247) Список литературы.
ИЗ ИЗДАНИЯ: В учебном пособии даны общие сведения о марксистско-ленинской эстетике, развитии технической эстетики и художественного конструирования в СССР и за рубежом Описаны основы композиции и средства гармонизации (пропорции, масштабность, контраст, нюанс и др.). Книга знакомит с современными научными данными по технической эстетике и художественному конструированию, а также эргономике, бионике, НОТ, культуре производства и эстетике стандартов. Рассмотрены принципы, методы и анализ в художественном конструировании, промышленная графика, качество и аттестация продукции.
Книга предназначена для студентов технических вузов. Она может быть полезна преподавателям втузов, инженерам и архитекторам