«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Украинка Леся

Леся Украинка 13k

-

(1871 - 1913)

Большая Советсакя энциклопедия: Украинка Леся (псевдоним; настоящее имя и фамилия Лариса Петровна Косач) [13(25).2.1871, г. Новоград-Волынский, ныне Житомирской области, - 19.7(1.8).1913, г. Сурами (Грузия), похоронена в Киеве], украинская писательница. Родилась в дворянской семье; дочь писательницы О. Пчилки. Печаталась с 1884. С детства болевшая костным туберкулезом, У. была вынуждена многие годы жить на юге (в Крыму, Грузии, Италии, Египте). Образование (преимущественно историко-филологическое) получила дома. В юные годы овладела многими иностранными языками. Рано определились и общественные интересы У., вскоре приведшие ее к сближению с марксизмом и революционной социал-демократией. В конце 90-х гг. она читала «Капитал» К. Маркса, в 1902 перевела на украинском языке «Манифест Коммунистической партии». Как литературный критик участвовала в изданиях легальных марксистов (журнал «Жизнь» и др.). За связь с российскими марксистскими организациями подвергалась репрессиям, находилась под надзором полиции.
В поэзии и драматургии У. продолжала и развивала традиции Т.Г. Шевченко. Книги ее стихов «На крыльях песен» (1893), «Думы и мечты» (1899) и «Отзвуки» (1902), проникнутые революционными идеями и призывами к борьбе, не могли появиться в царской России и были изданы во Львове. Творчеству У. присущ последовательный интернационализм. Темы борьбы с классовым и национальным угнетением, мечты о свободном будущем украинского народа естественно переплетаются в ее стихах с выражением сочувствия современным итальянским рабочим, древним строителям египетских пирамид и крестьянам средневековой Шотландии (поэма «Роберт Брюс, король шотландский», 1894). В циклах стихов «Невольничьи песни» (1895-96) и «Песни про волю» (1905) воспевается идея вооруженного восстания, звучат прямые призывы к нему. Поэзия У. отличается богатством исторических и современных мотивов, тонкостью и глубиной чувства, разнообразием строфики, ритмики, поэтических форм и образов.
Драмы и драматические поэмы У. написаны преимущественно на исторические и мифологические сюжеты (Древняя Греция, Рим, Египет, Иудея, западноевропейское средневековье). Однако, сохраняя верность историческим чертам и приметам, У. выражает идеи и настроения, актуальные для 20 в. Драматическая поэма «Одержимая» (1901) направлена не только против идеи христианского смирения, но и против толстовского непротивления злу. Драматическая поэма «В катакомбах» (1905) разоблачает идеологию добровольного рабства в ранних христианских общинах Рима; герой этой поэмы - раб, борющийся за свободу, вызывает в воображении не только мифологический образ тираноборца, но и образ Прометея новой эпохи. Столь же многозначительна символика драматических поэм «Вавилонский полон» (1903) и «На руинах» (1904). С идеями Революции 1905-07 перекликаются аллегории «фантастической драмы» «Осенняя сказка» (1905, опубликована 1928), написанной в разгар революционных событий. Образ Иуды в драматическом этюде «На поле крови» (1909) полемически направлен против попыток реакционных писателей и публицистов оправдать философию предательства. В наиболее национальной по форме драме-феерии «Лесная песня» (1912, пост. 1918) собственнической морали противопоставлены любовь и поэзия, творческое горение и простые, здоровые человеческие радости. По мотивам «Лесной песни» написан балет (музыка М.А. Скорульского), опера (музыка В.Д. Кирейко), поставлен фильм (1961). У. принадлежат также драмы «Кассандра» (1908), «Каменный властелин» (1912) и др.
Драматургия У. обогатила украинскую литературу новыми темами и образами и подняла украинскую драму до уровня передовых достижений мировой драматургии.
Как литературный критик У. по достоинству оценила значение идей социализма для судеб искусства. Ее статьи «Два направления в новейшей италианской литературе» (1900), «Новейшая общественная драма» (1901), «Утопия в беллетристике» (1906), «Малорусские писатели на Буковине» (1900) и др. отмечены вниманием к проблеме творческого метода, в котором объединились бы возможности реализма и романтизма, к проблемам «социалистического идеала» в литературе. У. переводила произведения Гомера, В. Гюго, Дж. Байрона, Ф. Шиллера, А. Мицкевича и многих др. поэтов; лучший ее перевод - «Книга песен» Г. Гейне (1892). Произведения У. переведены на многие языки народов СССР и иностранные языки. Музеи У. созданы в Киеве; в селе Колодяжном Ковельского района Волынской области; в г. Сурами. Имя писательницы носит русский театр в Киеве.
.
Издания:
* Невольничьи песни. (1895-96) Цикл стихов
* Песни про волю. (1905) Цикл стихов
* Роберт Брюс, король шотландский. (1894) Поэма
Драмы:
* В катакомбах. (1905) Драматическая поэма
* Вавилонский полон. (1903) Драматическая поэма
* Каменный хозяин. (1912) Драма
* Кассандра. (1908)
* Лесная песня. (1912) Драма-феерия
* На поле крови. (1909) Драматический этюд
* На руинах. (1904) Драматическая поэма
* Одержимая. (1901) Драматическая поэма
* Оргия. Драматическая поэма
* Осенняя сказка. (1905)
Сборники стихов:
* На крыльях песен. (1893)
* Думы и мечты. (1899)
* Отзвуки. (1902)
Статьи:
* Два направления в новейшей италианской литературе. (1900)
* Новейшая общественная драма. (1901)
* Утопия в беллетристике. (1906)
* Малорусские писатели на Буковине. (1900)
Литература:
* Дейч А. Леся Украинка. (1954)
* Бабишкiн О.К. Драматургiя Лесi Украiнки. (1963)
.
  • Драмы. [Djv- 4.3M] .
    (Москва: Издательство «Художественная литература», 1968. - Серия «Библиотека всемирной литературы». Серия третья. Том 157)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv: Minor, 2006
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      ДРАМЫ:
      В катакомбах. Драматическая поэма
      Лесная песня. Драма-феерия в трех действиях
      Каменный хозяин. Драма
      Оргия. Драматическая поэма
      Примечания
.
.