Публичная Библиотека
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг, авторов произведений и переводов

Уральский автозавод

-

(1942)

Более чем полувековая история Уральского автозавода началась с решением Государственного Комитета обороны от 30 ноября 1941 года об организации в городе Миассе автомоторного и литейного производств, эвакуированных с Московского автомобильного завода имени Сталина (ЗИС). Морозной зимой 1941 года днем и ночью, прямо с 'колес', под открытым небом шел монтаж оборудования. Одновременно возводились производственные корпуса, и уже в марте 1942 года начал работать первый цех нового завода. В апреле 1942 года были собраны первые двигатели и коробки передач.
Страна нуждалась в автомобилях, и по решению Государственного Комитета Обороны от 14 февраля 1943 года завод преобразовывается в автомобильный. Провинциальный город купцов, ремесленников и золотоискателей становится уральской столицей грузовых автомобилей. Первый уральский автомобиль 'ЗиС-5В' сошел с конвейера 8 июля 1944 года.
20 июля 1944 года первая партия автомобилей нового автозавода была отправлена на фронт. 30 сентября 1944 года с конвейера сошел тысячный автомобиль. За год со дня выпуска первых машин заводской коллектив отправил на фронт и в народное хозяйство 6800 автомобилей. Уральские грузовики и смонтированные на них знаменитые 'Катюши' воевали на всех фронтах Великой Отечественной войны, приближая победу нашего народа.
В послевоенные годы завод приступил к выпуску автомобиля собственной разработки Урал-ЗИС-353М.
Совершенствуется конструкция, создаются новые модели: 'ЗиС-5М', 'УралЗиС-355'.
В связи с дефицитом жидкого топлива в стране разработан 'ЗиС-21А' (с газогенераторным двигателем).
В 1954 и 1955 годах Уральский автомобильный завод является участником Выставки достижений народного хозяйства СССР и награждается медалями ВДНХ.
В пятидесятых годах началась спортивная история Уральского автозавода. В октябре 1957 года в Ростове-на-Дону проходили Всесоюзные соревнования по автомобильному спорту. В них участвовали 98 машин марки 'ЗИЛ-150', 'ГАЗ-63', 'ГАЗ-51', среди них - шесть машин 'УралЗИС-355В'. Спортсмены Уральского автозавода, не имевшие в то время большого опыта подобных соревнований, показали себя достойными противниками корифеев автоспорта, которых собрал кросс. Все первые места завоевала команда уральцев. В личном первенстве первое место и звание чемпиона СССР завоевал экипаж автомобиля в составе водителя П. Терентьева и механика А. Рубинштейна.
В 1958 году освоен выпуск двухосного грузового автомобиля 'Урал-355М', который успешно использовался при освоении целины Урала, Сибири и Казахстана.
Для работы в условиях бездорожья и для армии страны потребовались специальные мощные автомобили-вездеходы, и в 1961 году из ворот завода выходят первые большегрузные трехосные автомобили высокой проходимости 'Урал-375'. За разработку конструкции и внедрение в производство этого автомобиля Уральский автозавод награжден дипломом ВДНХ СССР первой степени.
С 1962 года 'Уральский автомобильный завод имени Сталина' - 'УралЗиС' переименовывается в 'УралАЗ'.
В 1965 году с производства сняты двухосные автомобили, которые завод выпускал более 20 лет. Вслед за этим встал вопрос замены старого конвейера. В конце года был организован безостановочный переход на принципиально новую конструкцию автомобиля 'Урал-375' без снижения темпов и объемов производства.
В 1966 году за развитие и совершенствование производства заводу вручена высокая правительская награда - орден Трудового Красного Знамени.
В середине 60-х годов Уральский автомобильный завод выходит на международный рынок с новым грузовиком 'Урал-375'. Первая партия отправилась в Монголию, вслед за ней две партии машин ушли в Германскую Демократическую Республику. В 1969 году 'Урал-375Д', демонстрировавшийся на международной Лейпцигской ярмарке, был награжден золотой медалью и дипломом I степени. В 1972 году этому автомобилю была присвоена высшая категория качества, а в 1973 году - государственный Знак качества - символ технического совершенства того времени.
В январе 1970 года Главный выставочный комитет ВДНХ СССР наградил Уральский автозавод дипломом первой степени за разработку конструкции и внедрение в производство грузовых автомобилей высокой проходимости 'Урал-375Ю', предназначенных для работы в условиях тропического климата, и 'Урал-377К' для работы в условиях Крайнего Севера.
В 1976 году на базе Уральского автомобильного завода было создано Уральское объединение по производству грузовых автомобилей. Кроме головного предприятия в его состав вошли Челябинский кузнечно-прессовый завод, Челябинский машиностроительный завод автотракторных прицепов и Посевнинский завод запасных частей.
В конце 1976 года изготовлены первые опытные образцы снегоболотоходного транспортера 'Урал-5920'. В 1981 году выпущена первая промышленная партия этой техники для Министерства нефтяной промышленности. Снегоболотоходы обладают высокой проходимостью по тяжелому бездорожью и используются круглогодично на промысловых работах.
В 1977 году на Уральском автозаводе налажено производство новой модели 'Урал-4320' с дизельным двигателем, послужившим началом дизелизации автомобилей 'Урал'. Разрабатывается ряд модификаций автомобиля: 'Урал-4320' грузоподъемностью семь тонн, седельный тягач 'Урал-43202' для буксирования полуприцепов полным весом 18,5 тонны, седельный тягач 'Урал-4320' для буксирования полуприцепов полным весом 15 тонн, эксплуатации в условиях Крайнего Севера и южных районах. В 1978 году в экспериментальном цехе подготовлены опытные образцы тягачей к лесовозному автопоезду 'Урал-6002'. К началу 1979 года появились опытные образцы автомобиля 'Урал-43201' для использования в условиях Крайнего Севера. На нем были применены шины омского завода, годные для эксплуатации при 60-градусных морозах. В 1983 году автомобилю 'Урал-4320' и его модификациям присвоен Государственный знак качества.
В настоящее время 'Урал-4320-01' является базовой моделью многочисленного семейства 'Уралов' с широкой номенклатурой специального оборудования, которые используются в различных областях народного хозяйства. В последние годы большой популярностью среди потребителей пользуются выпускаемые на шасси 'Урал' вахтовые автобусы, подъемные краны, автоцистерны, топливозаправщики, пожарные автомобили, ремонтные мастерские, разнообразная спецтехника для лесопромышленного и нефтегазового комплексов. Для дорожников, коммунального хозяйства выпускаются шнекороторные снегоочистители, комплексные коммунальные машины типа 'Тройка-2000', выполняющие более десяти операций по благоустройству дорог и прилегающих территорий. Специальное оборудование и вооружение, установленных на шасси 'Уралов' для различных родов войск МО РФ, ФПС, МВД, МЧС составляет около 400 наименований.
В восьмидесятые годы разрабатывается и внедряется автомобиль сельскохозяйственного назначения 'Урал-5557'. Специальный транспортно-технологический автомобиль-самосвал был способен работать при температуре от 40 градусов жары до 45 градусов холода, мог использоваться и в Средней Азии, и на Севере. Обладая высокой проходимостью и оптимально подобранными передаточными числами трансмиссии, он на полях мог работать с различной сельскохозяйственной техникой. 'Урал-5557' успешно работал в составе автопоезда, обладал высокой производительностью благодаря высокой скорости (70 км. в час) и большой грузоподъемности (14 тонн). Шасси грузовика использовалось как база для установки различных кузовов и спецоборудования. Широкопрофильные шины с регулированием давления обеспечивают высокую проходимость машины по грунтам с разной плотностью. Новые системы вентиляции и отопления, автоматическое дистанционное управление откидывающихся по сигналу из кабины бортов платформы создали водителю комфорт в работе в любых условиях.
В 1983 году началось мелкосерийное производство 'Урал-5557'.
В 1985 году за большие успехи в выполнении государственных заданий по выпуску автомобильной техники Уральский автомобильный завод был награжден орденом Октябрьской революции.
21 февраля 1986 года был выпущен миллионный уральский автомобиль.
В 1989 году на автозаводе изготовлен первый четырехосный автомобиль 'Урал-5323' с унифицированной кабиной 'КамАЗ'.
В 1992 году автомобили 'Урал' приняли участие в сверхмарафоне и, успешно финишировав в ралли-рейде 'Париж-Москва-Пекин', еще раз подтвердили свое качество и надежность.
Зимой 1994 года УралАЗ принял участие в большом автопробеге от Лондона до Нью-Йорка, где 'Уралы' без единой поломки провели караван автомобилей 'Форд' через полюс холода, Сибирь, Якутию, снежное бездорожье Чукотки к Берингову проливу.
В апреле 1994 года Открытое акционерное общество 'УралАЗ' и итальянская фирма 'IVECO' вместе с российским концерном 'Газпром' создали совместное предприятие 'IVECO-УРАЛАЗ'. СП производит автомобили грузоподъемностью до 23 тонн (55 тонн в составе автопоезда), адаптированные к климатическим условиям всех регионов России. Производственный комплекс рассчитан на сборку 3000 автомобилей и 9000 кабин в год.
В 1997 году создано совместное предприятие 'ДОЙТЦ-Урал-Дизель' по выпуску двигателя модели 1015 по лицензии немецкой фирмы 'ДОЙТЦ'. 18 мая 1999 года подписан протокол, в котором 'УралАЗ' и немецкая сторона договорились о продолжении сотрудничества, о разработке программ по продвижению автомобилей 'Урал' с двигателями 'Дойтц' в страны, где обе стороны наиболее полно представлены на рынке.
Уральский автозавод - первое и на сегодняшний день единственное в России автосборочное предприятие, получившее в июле 1995 года сертификат фирмы 'ТЮФ-Серт' (Германия) на соответствие стандартам ИСО серии 9000 по всем аспектам своей деятельности.
В апреле 1996 года Госстандарт России подтвердил соответствие системы качества Уральского автозавода применительно к автомобилю 'Урал' требованиям ГОСТ Р ИСО-9001-96.
Осенью 1998 года с целью оздоровления финансовой ситуации на заводе введена процедура внешнего управления. За короткий срок команде менеджеров удалось нарастить выпуск продукции, ликвидировать вторичный рынок автомобилей, перейти к позаказному методу планирования производства.
В апреле 1999 года ресертификационный аудит, проведенный на автозаводе комиссией Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации, подтвердил соответствие системы качества 'УралАЗ' требованиям ГОСТ Р ИСО-9001-96.
В 1999 году команда Уральского автозавода первой из российских команд приняла участие в международных соревнованиях 'Европа Трак-Триал'. Дебют миасских спортсменов оказался успешным: в каменных карьерах Австрии, Германии, Испании и Франции 'Урал' справился с большинством препятствий, на равных конкурировал с соперниками. Бургомистр немецкого города Оснабрюк учредил поощрительный приз - кубок команде Уральского автозавода преодолевшей самое большое расстояние для участия в соревновании. В 2000-2001 годах команда Уральского автозавода успешно выступила в европейских соревнованиях и в Чемпионате Содружества 'Яровит Трак-Триал'.
4 июня 1999 года в рамках участия в экономической жизни области руководство 'УралАЗа' выступило инициатором и организатором совещания, на котором было заключено генеральное соглашение 'О принципах развития внутриобластной кооперации'. Под соглашением поставили подписи руководители области, городов и крупных промышленных предприятий.
В автосборочном производстве запущена итальянская линия катафорезного грунтования кабин. Гарантийный срок эксплуатации изделия увеличивается до 10 лет.
В ноябре 1999 года в литейном производстве пущена в работу швейцарская формовочно-автоматическая линия 'Георг Фишер' для отливки деталей из высокопрочного чугуна. Ее производительность - 2400 т в год.
С 1999 года на Уральском автомобильном заводе внедряется комплексная автоматизированная система управления предприятием голландской фирмы BAAN, которая позволит специалистам иметь достоверную информацию обо всех процессах, происходящих на предприятии, в реальном времени.
В декабре 1999 года стал серийным 'Урал-53236' с кабиной бескапотной компоновки, произведенный совместно с итальянским концерном 'Ивеко'.
В конце 1999 года на Уральском автозаводе введен в действие новый цех кузовов- фургонов, ежегодно выпускающий до 1000 вахтовых автобусов 'Урал-3255', предназначенных для перевозки людей по бездорожью. Для удовлетворения потребностей цеха в апреле 2000 года введено в строй новое оборудование - газоплазморезательная установка.
По итогам 1999 года 'УралАЗ' вошел в сотню лучших компаний России в номинации 'Репутация'.
В июне 2000 года Уральский автозавод вышел в лидеры среди предприятий машиностроения по объемам реализованной продукции.
В июне 2000 года в рамках реструктуризации создано дочернее предприятие 'Автомобильный завод 'Урал'.
В конце 2000 года представители автозавода приняли участие в пробеге внедорожных автомобилей 'Путь России в XXI век - между Европой и Азией', организованном популярным журналом 'За рулем'. Автомобиль-офис 'Урал-3255' вместе с участниками пробега прошел путь от Миасса до заполярного поселка Харьягинский.
По итогам ежегодного рейтинга Международная Ассоциация бизнес-партнеров ADM (AUSTRALIANA DISCOVERY MARKET) отметила Уральский автомобильный завод как предприятие 2000 года.
В феврале 2001 года российский Институт испытаний и сертификации вооружения и военной техники (ИнИС) вручил Уральскому автозаводу сертификат военного регистра.
В конце первого квартала 2001 года с конвейера Уральского автомобильного завода сошел сотый вахтовый автобус 'Урал-3255-0010' с кузовом-фургоном собственного производства. Юбилейный автомобиль отправлен потребителям в один из крупных городов Тюменской области - Салехард.
В июне 2001 года в сотрудничестве с ОАО 'Уралвагонприцеп' начато серийное производство автопоезда на базе 'Урал-44202-31' для перевозки гусеничной и колесной техники, а также другого военного имущества по всем видам дорог и бездорожью.
В 2001 году начато производство автомобилей 'Урал' с двигателем, отвечающим международным экологическим требованиям 'Евро 2'. В 2002 году на автомобильном заводе 'Урал' будет собрана 1000 таких автомобилей.
В 2001 году предприятию удалось решить задачу по поиску стратегического партнера - ОАО 'Автомобильный завод 'Урал' вошло в состав крупнейшего российского автохолдинга 'РусПромАвто'.
С января 2002 года начат выпуск комбинированной дорожной машины (КДМ) на базе шасси 'Урал-43206' (4х4). Автомобиль, укомплектованный оборудованием для работы в летний и в зимний периоды, займет нишу относительно недорогой спецтехники, ориентированной на отечественного потребителя. К концу 2002 комбинированная дорожная машина на базе шасси автомобиля 'Урал' будет запущена в серийное производство.
В феврале 2002 года началась конвейерная сборка автомобиля 'Урал-5323' повышенной грузоподъемности с комфортабельной кабиной совместного производства 'ИВЕКО-УралАЗ'.
В августе 2002 года седельный тягач 'Урал-636142-02' получил главный приз в конкурсе 'Лучший внедорожный грузовой автомобиль', организованном журналом 'Коммерческий транспорт' в рамках седьмой международной выставки 'Мотор Шоу - 2002'.
В сентябре 2002 года впервые в истории автомобильного спорта чемпионом Европы стала российская команда. Эта победа принадлежит автомобильному заводу 'Урал' - экипажи Александр Жмаев - Сергей Петелин ('Урал-5323', категория С5) и Валерий Князев - Иван Болотов ('Урал-4320', категория С4) заняли первые места в общем зачете на международных соревнованиях 'Европа Трак-Триал'.
В январе 2003 года в цехе кузовов-фургонов выпущен 1000-ый вахтовый автобус 'Урал'.
В мае 2003 года подготовлен опытный образец самосвала 'Урал-55571-44', оборудованный новой капотной кабиной с оперением интегрального типа. В августе самосвал удостоен третьей премии журнала 'Комтранс' в номинации 'Лучший внедорожник-2003'...
.
. 'уральский автозавод' на страницах библиотеки упоминается 2 раза: .
. .
. .
  • Автомобиль Урал-375Д. [Djv- 3.4M]
    (Москва: Внешторгиздат)
    Скан, обработка, формат: Леонид Станкевич, 2009
Аннотация издательства: В инструкции дано описание конструкции основных узлов автомобиля Урал-375Д, приведены важнейшие данные по уходу и сведения по регулировке отдельных узлов и агрегатов.
Автомобиль непрерывно совершенствуется, поэтому некоторые изменения в конструкции и эксплуатации могут быть не отражены в настоящем издании.
.