«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Ушаков Иван Федорович
Фотографии

Иван Федорович Ушаков 571k

-

(02.03.1921 - 16.11.2002)

◄ СМЕНИТЬ   РАЗВЕРНУТЬ ▼
▲ СВЕРНУТЬ    СМЕНИТЬ ►
Википедия: Иван Федорович Ушаков (2 марта 1921, г. Верхнеуральск - 16 ноября 2002, Мурманск) - российский историк и педагог. Доктор исторических наук, профессор Мурманского государственного педагогического института (университета), действительный член Российской академии педагогических и социальных наук (1996).
Почетный гражданин города-героя Мурманска.
Биография
Родился 2 марта 1921 года в городе Верхнеуральск Оренбургской губернии (ныне Челябинской области). Детство прошло в деревне Малиново Юрьевского уезда Костромской губернии, где он окончил семь классов. Затем поступил в Вичужский педагогический техникум и после его окончания некоторое время работал учителем начальной школы.
В сентябре 1939 года призван в ряды РККА. Службу проходил на территории Украины и Молдавии, где и встретил начало Великой Отечественной войны. Воевал на 1-м Украинском фронте, командовал пехотным отделением, находился на передовой. Участвовал в освобождении Украины, Румынии, Венгрии, Югославии, Австрии. Дважды был ранен, контужен.
Осенью 1945 года демобилизован, после чего приехал в Магнитогорск. Год проработал в Магнитогорской начальной школе, затем продолжил образование в Магнитогорском педагогическом институте (ныне - Магнитогорский государственный университет). В 1949 году опубликовал свою первую научную работу «К вопросу об использовании руд горы Магнитной до Великой Октябрьской социалистической революции», определившую его круг научных интересов, связанных с историей России в дореволюционный период.
По окончании института поступил в аспирантуру Ленинградского педагогического института имени М.Н. Покровского.
В июне 1953 года защитил кандидатскую диссертацию по теме «Белорецкое горнозаводское хозяйство дворян Пашковых в первой половине XIX века». Работал преподавателем истории в Ленинградском, а затем в Выборгском педагогическом институте.
Уже в этот период начал сбор материалов для докторской диссертации по вопросам социально-экономического развития дореволюционного Урала, развития машиностроения и транспорта в регионе. Посвященные этим проблемам научные работы публиковал в журналах «История СССР», «Огонек», «Урал» и других.
В 1956 году в Ленинграде возник план организационного соединения двух педагогических институтов - имени Покровского и Герцена, связанный с перестановкой кадров. Ушакову пришлось выбирать новое место работы между Новгородом и Мурманском. Поскольку в Мурманске обещали предоставить жилье, Ушаков в 1957 году переехал на Кольский Север, где приступил к работе старшим преподавателем истории в Мурманском государственном педагогическом институте (ныне университете), пройдя в нем путь до профессора кафедры отечественной истории.
Малая изученность дореволюционного периода Кольского края подтолкнула Ушакова к серьезным научным исследованиям. Он начал поиски исторических источников, регулярно работая в различных архивах и библиотеках. Для сбора материалов ездил в Архангельск, Ленинград, Москву, Петрозаводск. Через два года этой упорной и кропотливой работы, в 1959 году, вышла первая научная работа Ушакова по истории Кольского края - статья «Нападение английского военного флота на Мурман в 1809 году». В 1960-х годах появились и другие его труды: брошюра «Кольский острог» и ставшие важным этапом «Краеведческие материалы по истории» для школ Мурманской области, которые в системе представили историю Кольского полуострова в дореволюционный период. Одновременно Ушаков активно проводил просветительские лекции в школах, библиотеках, выступал по радио, на телевидении. Он также часто публикует найденные исторические материалы на страницах местных газет: сначала в «Полярной правде», «Комсомольце Заполярья» и «Рыбном Мурмане», затем - в «Советском Мурмане» и «Мурманском вестнике». Его интересовали самые разнообразные сюжеты истории Кольской земли: история отдельных населенных пунктов, памятники поморского зодчества, быт саамов и поморов.
Итогом этих изысканий ученого и краеведа стала вышедшая в 1972 году под редакцией доктора исторических наук И.П. Шаскольского книга «Кольская земля: Очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период», ставшая первой крупной работой по истории Кольского Севера с древнейших времен до революции 1917 года. Материалы монографии в дальнейшем были положены в основу докторской диссертации Ушакова «История Кольского Севера с древнейших времен до 1917 года», которую он защитил в 1980 году в Ленинградском педагогическом институте имени А.И. Герцена.
Скончался 16 ноября 2002 года в поезде, возвращаясь из отпуска домой. Похоронен в Мурманске.
Обложки
иван федорович ушаков на страницах библиотеки упоминается 1 раз:
* Ушаков Иван Федорович
Обложка 1
  • Ушаков И.Ф. Историческое краеведение. Мурманская область. Досоветский период. [Djv- 2.8M] Автор: Иван Федорович Ушаков. Художник: Л.А. Овсянникова.
    (Мурманск: Мурманское книжное издательство, 1974)
    Скан, обработка, формат Djv: The Quality, 2021
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Введение (6).
      I. Развитие исторического краеведения (7).
      II. Основные источники по истории родного края и их значение (18).
      1. Кольский край в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина (18).
      2. Археологические памятники (20).
      3. Этнографические материалы (23).
      4. «Язык земли» - топонимика (25).
      5. Устное народное творчество (31).
      6. Памятники архитектуры (36).
      7. Документальные материалы местных архивов (42).
      8. Периодическая печать (43).
      9. Изобразительные источники (47).
      III. Музеи как центры исторического краеведения (54).
      1. Музеи государственные (51).
      2. Музеи народные и школьные (58).
      IV. Примерная тематика факультатива по истории родного края (61).
      V. Основные даты в истории Кольского края (63).
      VI. Литература о Кольском Севере (75).
      1. Классики марксизма-ленинизма (75).
      2. Научно-популярная (75).
      3. Учебно-педагогическая и справочная (75).
      4. Основные исследования (по периодам) (76).
      5. Основные документальные материалы (77).
      6. Записки путешественников, мемуары (78).
      7. Монографии, статьи, отчеты, описания, путеводители, очерки, публикации (79).
      8. Работы, представляющие интерес в историографическом отношении (86).
      9. Художественная литература (88).
Введение: Учебным планом пединститутов в 1970 г. для студентов I курса исторических отделений и факультетов введен 30-часовой курс «Исторического краеведения», который должен подготовить будущих учителей ко всем видам историко-краеведческой работы в школе.
Преподавание курса «Исторического краеведения» в вузах Российской Федерации ведется на основе пособия, написанного коллективом авторов под руководством профессора Н.П. Милонова.
Это пособие, естественно, не может учитывать особенностей каждой отдельно взятой области, края или автономной республики. Оно дает общетеоретические положения и методические указания по изучению истории родного края, рассматривая их на фактическом материале некоторых районов страны (чаще всего на примере Рязанской области). Между тем «Объяснительная записка» к программе курса «Исторического краеведения» требует проведения практических занятий, привлечения студентов к «локальным историческим исследованиям», а также знания и «критической оценки той краеведческой литературы, которой им предстоит пользоваться».
Министерство просвещения СССР обязало кафедры истории педагогических вузов в дополнение к основному списку литературы, приложенному к «Объяснительной записке», дать «списки других изданий, с которыми впоследствии будет работать учитель», а также обеспечить курс исторического краеведения наглядными пособиями.
Так возникла необходимость в создании пособий, которые бы учитывали специфику историко-краеведческой работы в той или иной местности и содержали сумму конкретно-исторических сведений в соответствии с программой курса «Исторического краеведения».
Настоящее пособие рассчитано на студентов-историков Мурманского государственного педагогического института, на учителей, преподающих историю в школах Мурманской области, а также на лиц, интересующихся историей края и желающих изучать ее по первоисточникам.
Содержание и структура книги определены программой курса «Исторического краеведения». Вопросы, освещенные в вузовском учебнике под редакцией Н.П. Милонова, в данном пособии не рассматриваются.
Обложка 2