«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Ваншенкин Константин Яковлевич

Константин Яковлевич Ваншенкин 103k

-

(17.12.1925 - 15.12.2012)

Википедия: Константин Яковлевич Ваншенкин (17 декабря 1925, Москва - 15 декабря 2012, там же) - советский и российский поэт, автор слов популярных песен «Я люблю тебя, жизнь», «Алеша» и других. Лауреат Государственной премии СССР (1985) и Государственной премии Российской Федерации (2001).
Родился 17 декабря 1925 года в Москве в семье инженера-химика Якова Борисовича (1892-1948) и учительницы немецкого языка Фаины Давыдовны (урожденной Шварц; 1902-1980). Выпускник политехнического института в Чехословакии (1913), Яков Борисович Вайншенкер преподавал химию в фабрично-заводском училище при бердичевском сахаропесочном и сахарорафинадном заводе. Соответственно, ряд источников указывает, что первоначальная фамилия поэта - Вайншенкер. Как на косвенное подтверждение этой версии ссылаются также на воспоминания Бенедикта Сарнова о шутке С.Я. Маршака по этому поводу. Данная версия оспаривается дочерью поэта Галиной Константиновной Ваншенкиной, утверждающей, что фамилия семьи происходит от голландского предка Михеля Ван Шенка, приехавшего в Россию в середине XIX века и служившего лесничим на Полтавщине.
В семье любили поэзию и часто читали стихи. В 1942 году Константин Ваншенкин ушел на фронт. После войны поступил в геологоразведочный институт, но, страстно увлеченный поэзией, перешел в Литературный институт имени А.М. Горького, который окончил в 1953 году. В этом же году вступил в КПСС (вышел в 1989).
Первое стихотворение Ваншенкина, посвященное освобождению Венгрии от фашистских захватчиков, было напечатано сразу после Великой Отечественной войны. А уже в 1951 году А.Т. Твардовский назвал его одним из лучших молодых поэтов и в дальнейшем следил за его поэтической судьбой.
Конкретно отображая жизненные явления, нередко прискорбные, Ваншенкин находит для них подходящие поэтические формы. Деталь приобретает в его стихах обобщающее значение, природа выступает в качестве источника импульсов или сравнений, входя органической частью в его философскую лирику. Его творчество пронизано верой в то, что непосредственная сила поэтического таланта одерживает верх независимо от похвалы или хулы со стороны критики, обусловленной временем (Ниспровергают незаслуженно ..., 1961). По форме его стихи непритязательны и естественны, да и сама суть его поэтического высказывания направляет к непритязательности и естественности.
- Вольфганг Казак
С начала 1960-х годов Ваншенкин писал прозу, преимущественно автобиографическую. Автор повестей «Армейская юность» (1960), «Авдюшин и Егорычев» (1962), «Большие пожары» (1964), «Графин с петухом» (1968), рассказов и др. Большинство прозаических произведений были опубликованы в возглавляемом Твардовским журнале «Новый мир».
Всего Ваншенкин издал более трех десятков книг поэзии и прозы.
Широкому кругу людей он известен как автор многих популярных песен, авторами музыки большинства которых были Э.С. Колмановский и Я.А. Френкель. Эпизодически работал с Е.Э. Жарковским, В.С. Левашовым, А.И. Островским. Наиболее прославили Ваншенкина песни «Я люблю тебя, жизнь» («организованная» Марком Бернесом, она стала визитной карточкой и поэта, и певца), «Алеша», «Вальс расставания», «Женька», «За окошком свету мало», «Как провожают пароходы», «Я спешу, извините меня», «Тополя», «Нелетная погода».
Женой Ваншенкина стала сокурсница по Литинституту Инна Гофф - писательница, автор текста знаменитой песни «Русское поле». В браке, длившемся более 40 лет, они вырастили дочь Галину, ныне [когда?] известную художницу. Их внучка Екатерина публикует в СМИ статьи в жанре литературной критики. [значимость факта?]
С 1995 года Константин Ваншенкин получал пенсию президента РФ.
Скончался 15 декабря 2012 года в Москве, не дожив до 87-летия двух дней. Похоронен 22 декабря на Ваганьковском кладбище.
.
константин яковлевич ваншенкин на страницах библиотеки упоминается 2 раза:
* «Библиотека «Крокодила»
* Ваншенкин Константин Яковлевич
  • Ваншенкин К.Я. Прикосновенье: Стихи о женщине, о любви. [Djv- 899k] Сборник. Автор: Константин Яковлевич Ваншенкин. Художник Г. Ваншенкина.
    (Москва: Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1972)
    Скан, обработка, формат Djv: Николай Савченко, 2018
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      I
      «Я без тебя - как город без реки!..» (9).
      «Шли за любовь на пытку...» (10).
      «Коль ею ты впрямь обуян...» (11).
      «Режущий свет...» (12).
      «Родинка смешная на щеке...» (13).
      Глаза (14).
      «Меж бровями складка...» (15).
      «Ночью веяло сыростью, лугом...» (16).
      «Мы помним факты и событья...» (17).
      «Не ожидала никак...» (18).
      Воспоминание (19).
      «Опять, опять сидишь со мною рядом...» (20).
      «Без разрыва и гула...» (21).
      «Зазвучали шорохи рассвета...» (22).
      Конец любви (24).
      «Она ушла, и в гулкой глубине...» (25).
      Когда-нибудь (26).
      Надпись, высеченная на камне в горах (27).
      «Был в душе запечатлен...» (28).
      «Ты добрая, конечно, а не злая...» (29).
      Примирение (30).
      Летним днем в комнате (31).
      «Качнулась и раскололась...» (33).
      «Всходит по ступенечкам...» (34).
      Проснемся первого января (35).
      II
      Мальчишка (39).
      «Я прошел от самого вокзала...» (41).
      Младший брат (43).
      «С воодушевленьем и задором...» (46).
      «Я в юности с девчонкою гулял...» (47).
      Весной (49).
      Впервые (50).
      Свидание (51).
      «Примерный друг погоды всякой...» (52).
      Ночью (54).
      Город, где ты родилась (56).
      Запевала (60).
      На танцах (62).
      Грустная песенка (64).
      «Ах, как я больно с ней прощался...» (65).
      Письмо (66).
      Ручей (68).
      Купающаяся девушка (69).
      «Журавлиное курлыканье...» (71).
      «Там, где вьется маломощная речонка...» (72).
      «Легко под самым берегом стою...» (73).
      В лодке (75).
      III
      Первая любовь (79).
      Проводы (81).
      Настя (82).
      Невесты (83).
      «Зашел боец в избу напиться...» (84).
      Проездом (85).
      «Все мне было обещано...» (87).
      «Мы с ней расстались на исходе дня...» (88).
      Верность (89).
      Встреча (91).
      Рассказ за соседним столиком (92).
      Возвращение (94).
      Демобилизованный (95).
      Побывка (96).
      «Снег летит на дачные перроны...» (99).
      Воитель (101).
      Актриса (103).
      Ночь (105).
      Дома (107).
      После войны (108).
      «От затемненного вокзала...» (109).
      К портрету (111).
      Одуванчики (113).
      Спит женщина (114).
      IV
      Надпись на книге (121).
      «Читал он книгу, сидя у стола...» (123).
      «Вижу, как стоишь ты на пороге...» (125).
      «В реке умывшись перед сном...» (127).
      «Окончилась ночная смена...» (129).
      На загородной трассе (130).
      «Он ревнив, и когда уезжает...» (133).
      Жены (135).
      Дом (136).
      Молодые (138).
      «Опять в начале декабря...» (139).
      Зимняя ночь (140).
      Стюардессы (142).
      Солистки радио (144).
      Мать и дочь (145).
      Семья (146).
      Сибирская невеста (147).
      В лугах (150).
      Стирка (152).
      «Груда бревен, а возле...» (154).
      Брошенная (156).
      «Вы у жизни на краю...» (158).
      За окошком свету мало (160).
      Рыжая (163).
      Соловей и роза (165).
      «Море с дивной ласкою...» (167).
      Соловьи (168).
      «За занавесками герань...» (170).
      Два человека (171).
      V
      «На фоне неба все крупнее...» (175).
      «Хотел бы я проникнуть в этот мозг!..» (176).
      Скрытность (177).
      Одинокая (178).
      «День пасмурен, и солнца нет...» (180).
      Участь (181).
      «Я смотреться в зеркала...» (182).
      «В природе наметился спад...» (183).
      «Это было давно. Мы расстались тогда...» (185).
      Путник (186).
      «В длинных аллеях стоит полумрак...» (187).
      Характер (189).
      Городской мотив (190).
      Два полюса (191).
      «Темнея колонной ствола...» (192).
      Вдалеке от дома (193).
      «Сидела она в уголке...» (194).
      Соперник (196).
      VI
      Букет (199).
      «Весна мокрой тряпкой снега уже стерла...» (200).
      Гулянье (201).
      «Все было стойким зноем залито...» (202).
      В разлуке (203).
      Вдали (204).
      «Дорогая...» (205).
      Ослепленье (207).
      «Обыденности ряска...» (208).
      «Прямо в наше окно...» (209).
      «Ты сладко спишь. Сквозь темные ресницы...» (210).
      Коктебель (212).
      «Задумчивая речь...» (213).
      Женщина (214).
      «По дымным сплавконторам...» (216).
      Соловьиный коридор (217).
      Ранняя весна (219).
      Мимоходом (220).
      Студентки (221).
      «Бывает, в парке в летний вечер...» (222).
      «Право, странным кажется мне это...» (224).
      «К чему копить ничтожные обиды...» (225).
      «Грибы недавно отошли...» (226).
      «Хоть сны в это время и сладки...» (227).
      «Была гармонь в поселке за рекой...» (228).
      Ранняя зима (229).
      «Как набат, удары крови...» (230).
      В метро (231).
.