«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Яхно Григорий Семенович (физик, педагог)

Григорий Семенович Яхно 153k

-

(05.12.1916)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Родился 5 декабря 1916 года в селе Ново-Павловка Акбулакского района Оренбургской области в семье крестьянина. В 1931 году окончил школу-семилетку и в этом же году вместе с родителями переехал в город Алма-Ату. Работал учеником-чертежником при республиканской конторе Казколхозцентр: чертежником строительного участка по сооружению ирригационных сетей. В 1937 году окончил Токмаковскую среднюю школу и поступил на физико-математический факультет Казахского государственного университета. После окончания учебы был направлен на работу учителем физики и математики в Курдайский район Казахской ССР. В июле 1942 года Григория Семеновича призывают в ряды Советской Армии и направляют в военное артиллерийское училище города Бухары. После окончания училища, в январе 1943 года он был направлен на Волховский фронт, где служил в танковой бригаде в должностях командира взвода управления, офицера связи, помощника начальника штаба бригады. В составе танковой бригады участвовал в боях на Волховском фронте: оборона и прорыв блокады Ленинграда. В 1944 году в составе 3-го Прибалтийского фронта освобождая Прибалтику от немецко-фашистских захватчиков. В 1945 году в составе 3-го Украинского фронта участвует во взятии Будапешта и Вены. По окончании войны находился в составе южной группы советских войск на территории Болгарии. В мае 1947 года демобилизовался из армии и вернулся в город Токмак Киргизской ССР где работал завучем средней школы №3. В августе 1949 года из-за болезни детей, которые плохо переносили сильную среднеазиатскую жару, семья Яхно решила переехать в город Арзамас, сменив место жительства. С 1943 по 1953 гг. Григорий Семенович работал преподавателем физики и математики в Арзамасском педагогическом училище. В Арзамасском педагогическом институте трудился с 1961 по 2001 на физико-математическом факультете. С 1964 по 1967 гг. заведовал кафедрой физики. В 1966 году защитил кандидатскую диссертацию, в 1967-1982 гг. был деканом физмата. В 1970 году ему присвоено ученое звание доцента. По его инициативе в институте была оборудована астрономическая обсерватория, оснащенная двумя стационарными и пятью переносными телескопами. Обсерватория активно использовалась в учебно-педагогическом процессе. За заслуги перед Родиной Г.С. Яхно удостоен орденов Отечественной войны I и II степени. Красной Звезды, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». «За взятие Вены», юбилейными медалями. За добросовестную работу на ниве просвещения - медалью «Ветеран труда».
:
altruist...




  • Яхно Г.С. Наблюдения и практические работы по астрономии в средней школе. [Djv- 1.4M] Автор: Григорий Семенович Яхно.
    (Москва: Издательство «Просвещение», 1965)
    Скан, обработка, формат Djv: altruist, 2013
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Предисловие (3).
      Глава I. Оборудование для астрономических наблюдений и практических работ (5).
      Телескопы и теодолиты (5).
      Школьный угломер (13).
      Некоторые приборы астрономической площадки (15).
      Глава II. Наблюдения и практические работы (24).
      Работа 1. Наблюдение видимого суточного вращения звездного неба (28).
      Работа 2. Наблюдение годичного изменения вида звездного неба (29).
      Работа 3. Наблюдение изменения полуденной высоты Солнца (32).
      Работа 4. Определение направления небесного меридиана (35).
      Работа 5. Определение моментов кульминации светил, их восхода и захода (40).
      Работа 6. Наблюдение за движением планет среди звезд (41).
      Работа 7. Наблюдение спутников Юпитера (44).
      Работа 8. Определение угловых и линейных размеров Солнца (или Луны) (47).
      Работа 9. Определение географической широты места (50).
      Работа 10. Определение времени по Солнцу (53).
      Работа 11. Определение географической долготы места (54).
      Работа 12. Наблюдение перемещения Луны относительно звезд и изменения ее фаз (56).
      Работа 13. Наблюдение поверхности Луны в телескоп (58).
      Работа 14. Наблюдение солнечных пятен и вращения Солнца вокруг своей оси (60).
      Литература (68).
ИЗ ИЗДАНИЯ: Наблюдения и практические работы по астрономии играют важную роль в формировании астрономических понятий. Они повышают интерес к изучаемому предмету, связывают теорию с практикой, развивают такие качества, как наблюдательность, внимательность, дисциплинированность.
В настоящем пособии описан опыт автора по организации и проведению практических работ по астрономии в средней школе...