Публичная Библиотека
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг, авторов произведений и переводов

Анри Бергсон 100k

(Henri Bergson)

(18.10.1859 - 04.01.1941)

Большая советская энциклопедия: Бергсон (Bergson) Анри (18.10.1859, Париж, - 4.1.1941, там же), французский философ-идеалист, представитель интуитивизма и философии жизни. С 1900 профессор Коллеж де Франс; с 1914 член Французской академии. В 1927 Б. присуждена Нобелевская премия по литературе как блестящему стилисту.
Мировоззрение Б. формировалось непосредственно под влиянием французского спиритуализма, восходящего к Мен де Бирану, некоторое влияние на него оказал Ф. Шеллинг через его последователя Ф. Равессона; своими корнями интуитивная метафизика связана с неоплатонизмом. Выступая против механицизма и догматического рационализма, Б. утверждает в качестве подлинной и первоначальной реальности жизнь, интерпретируемую как некую целостность, радикально отличающуюся от материи и от духа, которые, взятые сами по себе, являются продуктами распада жизненного процесса. Сущность жизни может быть постигнута только с помощью интуиции, которая, будучи своеобразной симпатией, как бы непосредственно проникает в предмет, сливаясь с его индивидуальной природой. Интуиция не предполагает противопоставления познаваемого познающему как объекта субъекту; она есть узнавание жизнью самой себя. Поэтому Б. призывает обратиться к собственной жизни сознания, которая дана каждому непосредственно. Самонаблюдение, по Б., позволяет обнаружить, что тканью психической жизни является непрерывная изменчивость состояний, которые незаметно переходят одно в другое, длятся. Эта длительность (duree) и составляет самое жизнь сознания, ее структуру. Длительность есть взаимопроникновение состояний сознания; они непротяженны и поэтому не могут быть расположены рядом друг с другом; они различаются не количественно, а качественно и потому не поддаются измерению и исчислению, как материальные объекты (см. «Время и свобода воли», М., 1910, с. 103). Длительность, а стало быть жизнь, имеет, по Б., не пространственный, а временной характер. Это «качественное», «живое» время радикально отличается от того понятия механическо-физического времени, которое, по мнению Б., возникает в результате разложения интеллектом длительности. Интеллект Б. трактует в духе А. Шопенгауэра, противопоставляя его интуиции как орудие оперирования с «мертвыми вещами» - материальными, пространственными объектами. В соответствии со своей природой - способностью мыслить лишь в пространственных количественных категориях («... наши понятия сформировались по образцу твердых тел...», - «Творческая эволюция», М. - СП Б, 1914, с. Ill) - интеллект способен понимать живое, органическое, лишь превратив его в мертвое, механическое, ибо он, согласно Б., имеет чисто практическое назначение - формировать и фабриковать неорганизованную материю.
Учение об интеллекте и интуиции получает у Б. обоснование в его метафизике - в концепции эволюции органического мира. Жизнь, которая изнутри предстает как психическая реальность - длительность, есть, согласно Б., некий метафизическо-космический процесс, «жизненный порыв» (elan vital), своего рода могучий поток творческого формирования: по мере ослабления напряжения жизнь распадается, превращаясь в материю, которая характеризуется Б. как неодушевленная масса, вещество и т.п. Т. о., материя, лишенная самостоятельного онтологического статуса, оказывается недостатком, ослабленностью жизни. В процессе развития вследствие сопротивления материи, встречающейся на пути первоначально единого жизненного потока, последний разделяется как бы на несколько струй, в каждой из которых жизнь по-своему прокладывает себе путь через инертную материю (см. там же, с. 121).
В центре философии Б. - проблема творчества, которое он рассматривает как космический объективный процесс; человек - существо творческое, поскольку через него проходит путь «жизненного порыва». Способность к творчеству, по Б., идущему вслед за Шопенгауэром, связана с иррациональной интуицией, которая, как божественный дар, дана лишь избранным. Т. о., Б. приходит к элитарной концепции творчества и культуры вообще, являясь одним из провозвестников теории массовой культуры. Причем творчество всех видов ценностей, в том числе и социальных, равным образом, по Б., подчинено закону элитарности. Б. признает два типа общества и, соответственно, два типа морали: «закрытый» и «открытый». Первый удовлетворяет требованиям социального инстинкта и имеет целью сохранение рода: личность приносится в жертву коллективу, истина - в жертву пользе. С точки зрения «открытой» морали личность и творчество эстетических, религиозных и нравственных ценностей выше интересов сохранения рода.
Философская концепция Б. внутренне непоследовательна. Коль скоро понятийный способ мышления объявлен ложным, искажающим действительность, то обращение к понятиям (а ими пользуется Б. при изложении своей системы) оказывается противоречием. Правда, Б. время от времени нарушает свое вето на дискурсивное мышление и противопоставляет дурным, «косным» понятиям «текучие», способные следовать за реальностью. Но эти оговорки не решают дела. Резкое противопоставление Б. рассудка и интуиции делает невозможным философское познание, ибо созерцаемое в «чистой» интуиции без всякого понятийного различения должно остаться невыразимым. В своей абсолютизации изменчивости Б. приходит к полному субъективизму (см. «Восприятие изменчивости», СПБ, 1913). Учение Б. оказало значительное влияние на философию (прагматизм Джемса, персонализм, экзистенциализм, философия истории Тойнби), литературу (М. Пруст), искусство (импрессионизм в живописи и др.). В марксистской литературе философия Б. подвергается резкой критике (см. Плеханов В.Г., А. Бергсон. Творческая эволюция, в кн.: Избранные философские произведения, т.3, М., 1957; Политцер Ж., Об одной философской мистификации, в кн.: Французские коммунисты в борьбе за прогрессивную идеологию, М., 1953; Сэв Л., Современная французская философия, М., 1968, с.270-74 и др.).
.
. «анри бергсон» на страницах библиотеки упоминается 2 раза: .
. .
. .
  • Бергсон А. Два источника морали и религии. [Djv- 3.5M] Перевод с французского, послесловие и примечания А.Б. Гофмана. Научное издание.
    (Москва: Издательство «Канон», 1994. - Серия «История философии в памятниках»)
    Скан, обработка, формат Djv: Павел Потехин, 2014
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Глава I. Моральная обязанность (5).
      Глава II. Статическая религия (109).
      Глава III. Динамическая религия (225).
      Глава IV. Заключительные замечания. Механика и мистика (288).
      ПРИЛОЖЕНИЕ
      Общество, мораль и религия в философии Анри Бергсона (А.Б. Гофман) (351).
      Примечания (А.Б. Гофман) (375).
Аннотация издательства: «Два источника морали и религии» - это последняя книга выдающегося французского философа-интуитивиста Анри Бергсона (1859-1941). После «Творческой эволюции» - это самое знаменитое его произведение, которое впервые переводится на русский язык. В этой книге впервые разрабатываются идеи закрытого и открытого общества, закрытой и открытой морали, статической и динамической религии. Автор развивает поразительно глубокие» оригинальные и пророческие мысли о демократии, справедливости, об опасностях, которые подстерегают человечество, и о том выборе, который предстоит ему сделать.
.