«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Бруно Джордано

Джордано Бруно 219k

(Giordano Bruno)

(1548 - 17.2.1600)

Большая советская энциклопедия: Бруно (Bruno) Джордано Филиппе (1548, Нола, - 17.2.1600, Рим), итальянский философ и поэт, представитель пантеизма. Преследуемый церковниками за свои взгляды, покинул Италию и жил во Франции, Англии, Германии. По возвращении в Италию (1592) был обвинен в ереси и свободомыслии и после восьмилетнего пребывания в тюрьме сожжен на костре (материалы процесса Б. см. в книге «Вопросы истории религии и атеизма», т.1, 1950; т.6, 1958).
В философии Б. идеи неоплатонизма (в особенности представления о едином начале и мировой душе как движущем принципе Вселенной, приведшие Б. к гилозоизму) перекрещивались с сильным влиянием воззрений античных материалистов, а также пифагорейцев. Оформлению пантеистической натурфилософии Б., направленной против схоластического аристотелизма, во многом способствовало знакомство Б. с философией Николая Кузанского (у которого Б. почерпнул и идею «отрицательной теологии», исходящей из невозможности положительного определения бога). Опираясь на эти источники, Б. считал целью философии познание не сверхприродного бога, а природы, являющейся «богом в вещах». Развивая гелиоцентрическую теорию Н. Коперника, оказавшую на него огромное влияние, Б. высказывал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров Вселенной («О бесконечности, вселенной и мирах», 1584, см. «Диалоги», 1949), утверждал физическую однородность мира (учение о 5 элементах, из которых состоят все тела, - земля, вода, огонь, воздух и эфир). Представление о единой бесконечной простой субстанции, из которой возникает множество вещей, связывалось у Б. с идеей внутреннего родства и совпадения противоположностей («О причине, начале и едином», 1584). В бесконечности, отождествляясь, сливаются прямая и окружность, центр и периферия, форма и материя и т.п. Основной единицей бытия является монада, в деятельности которой сливаются телесное и духовное, объект и субъект. Высшая субстанция есть «монада монад», или бог; как целое она проявляется во всем единичном - «все во всем». Эти идеи оказали большое влияние на развитие философии нового времени: идея единой субстанции в ее отношении к единичным вещам разрабатывалась Б. Спинозой, идея монады - Г. Лейбницем, идея единства сущего и «совпадения противоположностей» - в диалектике Ф. Шеллинга и Г. Гегеля. Таким образом, философия Б. явилась переходным звеном от средневековых философских систем к философским концепциям нового времени.
В космологии Б. высказал ряд догадок, опередивших его эпоху и оправданных лишь последующими астрономическими открытиями: о существовании неизвестных в его время планет в пределах нашей Солнечной системы, о вращении Солнца и звезд вокруг оси («О неизмеримом и неисчислимом», 1591), о том, что во Вселенной существует бесчисленное количество тел, подобных нашему Солнцу, и др. Б. опроверг средневековые представления о противоположности между Землей и небом и выступал против антропоцентризма, говоря об обитаемости др. миров.
Как поэт Б. принадлежал к противникам классицизма. Собственно художественное произведение Б.: антиклерикальная сатирическая поэма «Ноев ковчег», философские сонеты, комедия «Подсвечник» (1582, русский перевод 1940), в которой Б. порывает с канонами «ученой комедии» и создает свободную драматическую форму, позволяющую реалистически изобразить быт и нравы неаполитанской улицы. В этой комедии Б. высмеивает педантизм и суеверие, с едким сарказмом обрушивается на тупой и лицемерный аморализм, который принесла с собой католическая реакция.
.
  • Бруно Дж. О героическом энтузиазме. [Djv- 5.4M] Перевод с итальянского Я. Емельянова, Ю. Верховского, А. Эфроса.
    (Москва: Издательство «Художественная литература», 1953)
    Скан, обработка, формат Djv: ???, предоставил: Тимофей Марченко, 2012
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Предисловие - З. Егермана (3).
      Рассуждение Ноланца (17).
      ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
      Извинение Ноланца перед добродетельнейшими и изящнейшими Дамами (27).
      Диалог первый (28).
      Диалог второй (42).
      Диалог третий (52).
      Диалог четвертый (66).
      Диалог пятый (86).
      ЧАСТЬ ВТОРАЯ
      Диалог первый (121).
      Диалог второй (153).
      Диалог третий (164).
      Диалог четвертый (175).
      Диалог пятый (191).
      Рассуждения о пяти диалогах первой части (201).
      Рассуждения о пяти диалогах второй части (204).
.
.
  • Бруно Дж. Философские диалоги: О Причине, Начале и Едином; О бесконечности, вселенной и мирах. [Djv- 4.7M] Перевод с итальянского Я. Емельянова, Ю. Верховского, А. Эфроса.
    (Москва: Алетейа, 2000)
    Скан, обработка, формат Djv: ???, предоставил: Тимофей Марченко, 2012
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Джордано Бруно - Титан эпохи Возрождения. Елена Сикирич (5).
      О ПРИЧИНЕ, НАЧАЛЕ И ЕДИНОМ
      Перевод М.А. Дынника (23).
      Диалог первый (31).
      Диалог второй (56).
      Диалог третий (79).
      Диалог четвертый (108).
      Диалог пятый (132).
      О БЕСКОНЕЧНОСТИ, ВСЕЛЕННОЙ И МИРАХ
      Перевод Л.И. Рубина (153).
      Диалог первый (160).
      Диалог второй (183).
      Диалог третий (217).
      Диалог четвертый (246).
      Диалог пятый (268).
      ПРИМЕЧАНИЯ (304).
      «О Причине, Начале и Едином» (304).
      «О бесконечности, вселенной и мирах» (311).
Аннотация издательства: Эту книгу мы посвящаем памяти Джордано Бруно - великого философа, поэта, ученого эпохи Возрождения. Во времена, когда непреложной догмой было то, что звезды прикреплены к небесному своду, а Земля - центр неподвижной безжизненной вселенной, Бруно говорил о Едином, Божественном Начале, которое одухотворяет, наполняет жизнью все в бесконечной, вечно трансформирующейся Вселенной, о бесчисленных живых мирах...
В этой книге представлены два основных философских диалога Джордано Бруно, тесно взаимосвязанные между собой - «О Причине, Начале и Едином» и «О бесконечности, вселенной и мирах», - в которых звучат основные идеи его философии.
.