«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Эразм Роттердамский

Эразм Роттердамский 117k

(Erasmus Roterodamus)

(28.10.1469 - 12.07.1536)

Большая советская энциклопедия: Эразм Роттердамский (Erasmus Roterodamus), Дезидерий (Desiderius) (28.10.1469, Роттердам, - 12.7.1536, Базель), нидерландский ученый-гуманист, писатель, филолог, богослов, виднейший представитель северного Возрождения. Образование получил в Парижском университете (1495-99). Жил во Франции, Англии, Германии, Италии, Швейцарии, пользовался всеевропейским признанием. Писал на латыни, универсальном языке образованной Европы того времени.
Решающими для формирования творческой личности Э.Р. были нидерландский мистицизм и гуманистическая образованность, а также влияние кружка т.н. оксфордских реформаторов (Дж. Колет и др.), призывавших к новому, углубленному, научно-обоснованному прочтению священных текстов христианства. Э.Р. осуществил первопечатное издание греческого оригинала Нового завета со своими обширными комментариями (1517) и собственный латинский перевод (в изд. 1519). Он создал стройную систему нового богословия, которое называл «философией Христа». В этой системе главное внимание сосредоточивается на человеке в его отношении к богу, на нравственных обязательствах человека перед богом; проблемы спекулятивного богословия (сотворение мира, первородный грех, троичность божества и др.) обходятся Э.Р. как не имеющие жизненно важного значения и принципиально не разрешимые. Он стал главой течения в гуманизме, получившего название «христианский гуманизм». Э.Р. выступал против обмирщения церкви, культа реликвий, монашеского паразитизма и пустосвятства, бездуховной обрядности и потому был предтечей Реформации. Но не менее последователен был он и в неприятии фанатизма, жесткого догматизма и особенно беспредельного унижения человека перед богом, характерного для лютеранства; поэтому он порвал с Лютером, которого ранее поддерживал. Его позиция не удовлетворяла ни одну из враждующих сторон, он вынужден был бежать из Лувена и из Базеля, спасаясь от религиозного фанатизма лувенских католиков (1521) и базельских церковных реформаторов (1528).
Из огромного наследия Э.Р. наиболее известны «Похвала Глупости» (1509, русский перевод 1960) и «Разговоры запросто» (1519-35, русский перевод 1969). Первое сочинение - сатира философская, второе - по преимуществу бытовая, но оба построены на общем фундаменте: убежденности в противоречивости всего сущего и зыбкости рубежа между противоположностями. Госпожа Глупость, поющая хвалу себе самой, легко оборачивается мудростью, самодовольная знатность - тупой низостью, безграничная власть - худшим рабством, поэтому драгоценнейшим правилом жизни становится призыв «ничего сверх меры!». В этой убежденности - суть идейной позиции Э.Р., обнаруживающейся и в других его произведениях. Сб. «Пословицы» («Adagia», 1500) включает изречения и поговорки античных писателей с комментариями.
Публицистична большая часть педагогических, нравственно-поучительных, богословских сочинений Э.Р.: антилютеровский трактат «О свободе воли» (1524), «О достойном воспитании детей с первых лет жизни» (1529) и др. Сохранилась обширная переписка Э.Р., который был большим мастером эпистолярного жанра.
.
  • Эразм Роттердамский. Философские произведения. [Pdf-10.9M] Автор: Эразм Роттердамский (Erasmus Roterodamus). Ответственный редактор В.В. Соколов. Перевод и комментарий Ю.М. Каган.
    (Москва: Издательство «Наука», 1986. - Серия «Памятники философской мысли»)
    Скан, обработка, формат: ???, предоставил: Тимофей Марченко, 2012
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      В.В. Соколов. Философское дело Эразма из Роттердама (5).
      Эразм Роттердамский. Послание к Паулю Вольцу (69).
      Эразм Роттердамский. Оружие христианского воина (90).
      Эразм Роттердамский. Диатриба, или Рассуждение о свободе воли (218).
      ПРИЛОЖЕНИЯ
      Мартин лютер. О рабстве воли (290).
      Эразм Роттердамский. Гипераспистес I (546).
      Из переписки Мартина Лютера и Эразма Роттердамского (585).
      Пелагий. Послание к Деметриаде (594).
      Примечания и комментарии (636).
      Указатель имен (700).
Аннотация издательства: В книгу включены впервые переведенные на русский язык важнейшие философские произведения Эразма Роттердамского «Оружие христианского воина», «Послание к Паулю Вольцу», «Диатриба, или Рассуждение о свободе воли», в которых излагается прежде всего его этическая доктрина, представляющая собой трансформацию религиозной проблематики в чисто моральную. Отражена полемика Эразма с иррационалистической позицией Лютера по вопросу свободы и необходимости.
.