«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Эсхил

Эсхил 45k

(Aischylos)

(525 до н.э. - 456 до н.э.)

Большая советская энциклопедия: Эсхил (Aischylos) (около 525, Элевсин, - 456 до н.э., Сицилия), древнегреческий драматург. Происходил из старинного аристократического рода. Участвовал в греко-персидских войнах. В 484 одержал первую победу в драматических состязаниях; впоследствии еще 12 раз был победителем в состязаниях драматургов. В античности было известно около 80 драматических произведений Э., сохранилось только 7: «Персы» (472), «Семеро против Фив» (467), трилогия «Орестея» (458; «Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды»); о времени создания трагедий «Просительницы, или Молящие» и «Прикованный Прометей» единого мнения нет. Из остальных трагедий Э. дошли отрывки, редко превышающие 5-10 стихов; относительно крупные фрагменты из сатировских драм «Тянущие невод» и «Послы, или Истмийцы» опубликованы в изданиях египетских папирусов в 1933 и 1941. Творчество Э. относится к периоду окончательного утверждения афинской демократии (1-я половина 5 в. до н.э.) и отражает переоценку мировоззренческих принципов родового строя. Героем его трагедий является самостоятельный в своем поведении и ответственный за свои поступки человек. Сущность трагического у Э. раскрывается с наибольшей отчетливостью в «Орестее»: тяготеющее над домом Агамемнона проклятие Атридов осуществляется только потому, что члены этого дома (Агамемнон, Клитемнестра) сами виновны в совершении тягчайших преступлений против божественных и человеческих законов. Кровавая вереница отмщений-преступлений прекращается благодаря вмешательству суда афинского ареопага, чье решение освящается богиней Афиной и символизирует победу демократической государственности над архаическим законом родовой мести. Торжество принципов патриотизма и гражданского равноправия над «варварским» деспотизмом составляет основное содержание «Персов» и находит также отражение в «Семерых против Фив» и «Просительницах». Гуманистическое содержание творчества Э. с исключит. яркостью раскрывается в трагедии о Прометее - «самом благородном святом и мученике в философском календаре» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с.25).
«Отец трагедии», Э. был крупнейшим новатором в области художественной формы. Хоровые и лирические партии с участием актеров играют в его трагедиях важнейшую драматическую роль, нагнетая атмосферу волнения и тревоги и подводя действие к кульминации. Введением второго актера Э. значительно повысил роль индивидуальных персонажей, среди которых выделяются такие титанические образы, как Этеокл, Прометей, Клитемнестра. Трагедии Э. были хорошо известны в Древнем Риме; некоторые из них послужили прототипом для произведений Энния, Акция, Сенеки. В литературе и искусстве нового времени широкое отражение нашел образ Прометея.
.
Издания:
* Эсхил. Трагедии. (1989)
  • Эсхил. Трагедии. [Djv-22.9M] В переводе Вячеслава Иванова. Издание подготовили Н.И. Балашов, Дим. Вяч. Иванов, М.Л. Гаспаров, Г.Ч. Гусейнов, Н.В. Котрелев, В.Н. Ярхо. Ответственный редактор Н.И. Балашов.
    (Москва: Издательство «Наука», 1989. - Серия «Литературные памятники»)
    Скан, обработка, формат Djv: ???, предоставил: Igorek, 2011
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      ЭСХИЛ. Трагедии в переводе Вячеслава Иванова
      Просительницы (стихи 1-323) (5,524).
      Персы (стихи 1-1045) (16,527).
      Семеро против Фив (стихи 1-777) (51,531).
      Орестея (трилогия) (76,536).
      Агамемнон (стихи 1-1673) (76,537).
      Плакальщицы (Хоэфоры) (стихи 1-1076) (124,540).
      Эвмениды (стихи 1-1046) (161,542).
      ДОПОЛНЕНИЯ
      Предисловие переводчика к «Орестее» Эсхила (в предполагавшемся советском издании 1926 г.) (196).
      Просительницы (стихи 324-1074 в переводе А.И. Пиотровского) (198,524).
      Семеро против Фив (стихи 778-1078 в переводе А.И. Пиотровского) (222,531).
      Прикованный Прометей (стихи 1-1093, перевод А.И. Пиотровского) (234,545).
      Фрагменты не сохранившихся трагедий Эсхила (перевод М.Л. Гаспарова) (268,551).
      Вячеслав Иванов. Эллинская религия страдающего бога. Фрагменты верстки книги 1917 г., погибшей при пожаре в доме Сабашниковых в Москве (публикация Н.В. Котрелева) (307,556).
      Вячеслав Иванов. Дионис и прадионисийство. Фрагменты книги (публикация Г.Ч. Гусейнова) (351,560).
      Предисловие (351).
      Содержание (353).
      I. Иноименны? Дионисы (354).
      X. Пафос, кафарсис, трагедия (360).
      XI. Возникновение трагедии (387).
      XII. Путь исследования. Проблема происхождения религии Диониса (421).
      ПРИЛОЖЕНИЯ
      H. И. Балашов. Эсхил Вячеслава Иванова - двойной памятник культуры (453).
      A. Ф. Лосев. Из последних воспоминаний о Вячеславе Иванове (464).
      B. Н. Ярхо. На рубеже двух эпох (467).
      Я.В. Котрелев. Вячеслав Иванов в работе над переводом Эсхила (497).
      ПРИМЕЧАНИЯ (к трагедиям и фрагментам Эсхила составил В.Н. Ярхо; к работам Вяч. Иванова - Г.Ч. Гусейнов, Н.В. Котрелев) (523).
      Обоснование текста (523).
      Просительницы (524).
      Персы (527).
      Семеро против Фив (531).
      Орестея (536).
      Агамемнон (537).
      Плакальщицы (Хоэфоры) (540).
      Эвмениды (542).
      Прикованный Прометей (545).
      Фрагменты трагедий Эсхила (551).
      Вячеслав Иванов. Эллинская религия страдающего бога (556).
      Вячеслав Иванов. Дионис и прадионисийство (560).
      Список иллюстраций (587).
.
.