|
(Christian Johann Heinrich Heine)
(13.12.1797 - 17.02.1856)
Большая советская энциклопедия: Гейне (Heine) Генрих (13.12.1797, Дюссельдорф, - 17.2.1856, Париж), немецкий поэт, публицист, критик. Родился в небогатой еврейской семье. В университете Г. числился на юридическом факультете, но охотнее посещал занятия по филологии и философии. В 1821-1823 слушал лекции Г. Гегеля. Лучшие стихи этого периода вошли в «Книгу песен» (1-е полное издание 1827). Поэт-новатор, Г. тонко уловил склад и певучую интонацию немецкой народной лирики, избавив ее от архаизмов и длиннот. Народная песня у него прочно соединилась с идеями политического и социального освобождения. В «Путевых картинах» (ч. 1-4, 1826-1831) представлена современная поэту Германия с ее отсталостью, бесплодной ученостью, бесправием и филистерством. В «Книге Легран» возникают воспоминания о Великой французской революции, о Наполеоне, в котором Г. хочет видеть ее продолжателя. Рассказ о барабанщике Легране, о красных маршах гильотины звучит революционным призывом, предвестием конца Реставрации и владычества Священного союза. В мае 1831 Г. выезжает во Францию и становится политическим эмигрантом до конца своих дней. Немцев он увлекает политическим опытом французов, их примером активной политической борьбы. Его сочинения «Французские дела» (1832) и «Лютеция» (1840-47, отдельное издание 1854) - хроника и анализ французской политической жизни. В очерках «Французские художники» (1831), письмах «О французской сцене» (1837) Г. проявил себя как первоклассный художественный критик. Ознакомлению французов с жизнью и культурой Германии служили соч. Г. «Романтическая школа» (нем. издание 1833, более полное 1836), «К истории религии и философии в Германии» (нем. издание 1834, франц. издание 1835). В первом из них Г. порицал немецких романтиков за тяготение к союзу с феодальными силами, с католической церковью, но и отмечал их заслуги как знатоков и пропагандистов народной художеств. культуры. Величайшим представителем немецкой литературы был для Г. убежденный реалист, поклонник природы И.В. Гете. Однако Г. осуждал примирительное отношение Гете к немецкой буржуазии филистерству. Г. сумел усмотреть революционный характер диалектики Гегеля, что было мало доступно его современникам; Ф. Энгельс высоко оценил философскую проницательность Г., хотя собственное философское кредо Г. ограничивалось пантеизмом, через который он хотел примирить идеалистическую философию с материалистической. В Париже Г. изучал доктрины французских социалистов. При этом он не верил в мирное водворение социализма. Утописты исключали политическую борьбу, Г. же был ее сторонником. В памфлете «Людвиг Берне» (1840) Г. подверг критике группу «Молодая Германия» и прежде всего ограниченность политических взглядов Л. Берне. В 1843-44 написаны «Современные стихотворения». В 1843 опубликована поэма «Атта Тролль», в 1844 - «Германия, зимняя сказка». Первая направлена против нем. мещан, выдающих карикатуру на социализм за истинный, причем в его национальном, нем. виде. Вторая - смотр силам, которые могли бы совершить нем. революцию, призыв к тому, чтобы эта революция прошла в наиболее радикальных формах. Национализм, милитаризм обличаются у Г. как злейшие враги демократии. Политические стихи Г. - образец реализма в поэзии, сочетающего острую злободневность с далекими идейными перспективами. Важное значение для творчества Г. в этот период имела завязавшаяся в декабре 1843 в Париже дружба с молодым К. Марксом. Главы «Германии, зимней сказки» печатались в 1844 в парижской газете немецких эмигрантов «Форвертс» («Vorwarts»), в редактировании которой участвовал Маркс. С 1846 Г. становится жертвой мучительной болезни, приковавшей его к постели и лишившей возможности участвовать в Революции 1848: его стихи лишь изредка появлялись в печати. В 1851 выходит «Романсеро» - книга стихов, знаменующая особый этап в творчестве Г. Скорбь и ирония этой книги подсказаны и личными мотивами, и поражением буржуазной революции в Европе. В 1853-54 публикуются «Признания». Г. объявляет в этом произведении о своем обращении к религии, но с насмешкой по собственному адресу; Г. и в последние годы жизни возвращался к политической поэзии, бичуя ошибки революционного движения, с надеждой, что движение возродится в новом, более высоком виде. Уже при жизни Г. был окружен всеевропейской славой. В России его стихи переводили М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, М.Л. Михайлов, И.Ф. Анненский, А.А. Блок. С глубокой симпатией к Г. относились Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, М.Е. Салтыков-Щедрин. Очень популярным в 40-е гг. 19 в. было стихотворение «Доктрина», первую строку которого («Бей в барабан и не бойся...») Н.А. Добролюбов поставил эпиграфом к статье «Когда же придет настоящий день?» (1860). Интересную статью о Г. написал Д.И. Писарев. В СССР творчество Г. вызвало множество новых интерпретаций и переводов (Ю.Н. Тынянов, В.В. Левик, В.А. Зоргенфрей и др.). В гитлеровской Германии соч. Г. сжигались на кострах. После разгрома фашизма наследие Г. возродилось в ГДР и ФРГ. С 1969 в ГДР выходит полное собрание соч. Г., рассчитанное на 50 томов.
: ... |
|