«И» «ИЛИ»  
 -  - 
© Публичная Библиотека
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!

Томмазо Кампанелла 165k

(Tommaso Campanella)

(05.09.1568 - 21.05.1639)

Большая советская энциклопедия: Кампанелла (Campanella) Томмазо (5.9.1568, Стило, Италия, - 21.5.1639, Париж), итальянский философ, поэт, политический деятель; создатель коммунистической утопии. Сын сапожника; с 1582 монах-доминиканец. В 1591 выступил с книгой «Философия, доказанная ощущениями» в защиту натурфилософии Б. Телезио против схоластического аристотелизма. Неоднократно подвергался церковному суду по обвинению в ереси. В 1598-99 возглавил в Калабрии заговор против испанского владычества, был схвачен и приговорен к пожизненному заключению. За время почти 27-летнего пребывания в неаполитанских тюрьмах создал десятки сочинений по философии, политике, астрономии, медицине, частично опубликованных в Германии и распространявшихся в списках. В 1626 благодаря покровительству папы Урбана VIII, заинтересовавшегося астрологическими познаниями К., был передан в распоряжение римской инквизиции, в мае 1629 освобожден и оправдан. В 1634 К. бежал во Францию, где ему, при покровительстве кардинала Ришелье, удалось опубликовать часть своих сочинений.
В философии К. отстаивал необходимость опытного познания и развивал учение о «двойном» откровении (Природы и Писания). Выступив в защиту Г. Галилея, К. не принял учения о бесконечности Вселенной, допуская, однако, существование множества миров.
Коммунистическая утопия К. представляет собой программу всеобщего социального преобразования на основе общности имущества («Город Солнца», произведение, построенное в форме рассказа мореплавателя, 1602, опубликовано 1623, рус. пер. 1906) в рамках всемирной теократической монархии («Монархия Мессии»). В идеальной коммунистической общине у К. упразднены собственность и семья, дети воспитываются государством; труд является почетным и равно обязательным для всех, рабочий день сокращен до 4 часов благодаря высокой производительности и облегчению труда машинами; огромное внимание уделяется развитию науки («магическому знанию»), просвещению и трудовому воспитанию. Руководство коммунистической общиной находится в руках учено-жреческой касты. Осуществление своей программы К., после провала Калабрийского заговора, возлагал на европейских государей (испанского, затем французского короля) и римского папу, стремясь достичь духовного единства человечества в рамках реформированного в соответствии с его идеалами католицизма.
Натурфилософия К. явилась одной из предпосылок нового естествознания; коммунистическая утопия К. делает его одним из ранних предшественников научного социализма.
Поэзия К. (канцоны, мадригалы, сонеты) с большой выразительностью утверждает веру в человеческий разум, раскрывает противоречия между несчастной судьбой личности и совершенством Вселенной, а также трагедию человека, зажегшего светоч знания во «мраке».
.
  • Кампанелла Т. Город Солнца. (Civitas Sous, 1623) [Djv- 4.0M] Перевод с латинского и комментарии Ф.А. Петровского. Вступительная статья В.П. Волгина.
    (Москва - Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1947. - Серия «Предшественники научного социализма»)
    Скан, обработка, формат Djv: Legion, 2011
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      В.П. Волгин. Коммунистическая утопия Кампанеллы (7).
      ГОРОД СОЛНЦА (21).
      Комментарии (сост. Ф.А. Петровский) (117-172).
      Кампанелла. Биографический очерк (119).
      Издания и переводы «Города Солнца» (132).
      Примечания (141).
      Литература о Кампанелле (172).
Из вступительной статьи: «Город Солнца» Кампанеллы занимает в истории социальных идей значительное место. Влияние этой книги в XVII и XVIII веках несомненно. Она вызвала целый ряд подражаний и перепевов. Как источник распространения коммунистических представлений «Город Солнца» должен быть поставлен рядом с «Утопией» Томаса Мора. Сравнивая эти два литературных произведения, мы должны, конечно, признать, что диалог Кампанеллы стоит несравненно ниже диалога Мора как по своим литературным достоинствам, так и по богатству своего содержания. Тем не менее это - памятник большого исторического значения, памятник, заслуживающий не только чтения, но и изучения...
.
  • Кампанелла Т. Город Солнца. (Civitas Sous, 1623) [Djv- 2.3M] Перевод с латинского и комментарии Ф.А. Петровского. Перевод приложений М.Л. Абрамсон, С.В. Шервинского и В.А. Ещина. Вступительная статья В.П. Волгина.
    (Москва: Издательство Академии наук СССР, 1954. - Академия наук СССР. Серия «Предшественники научного социализма»)
    Скан, OCR: Skaramusch, обработка, формат Djv: ivanstor, 2014
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      В.П. Волгин. Коммунистическая утопия Кампанеллы (5).
      Город Солнца (31).
      ПРИЛОЖЕНИЯ:
      I. О наилучшем государстве (129).
      II. Из сонетов Кампанеллы (162).
      КОММЕНТАРИИ (169).
      Кампанелла. Биографический очерк (171).
      Издания и переводы «Города Солнца» (182).
      Примечания (189).
      Библиография (226).
.
.