«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Лабриола Антонио

Антонио Лабриола 125k

(Antonio Labriola)

(02.07.1843 - 02.02.1904)

Большая советская энциклопедия: Лабриола (Labriola) Антонио (2.7.1843, Кассино, - 2.2.1904, Рим), итальянский философ, публицист, теоретик и пропагандист марксизма, деятель социалистического движения. Окончил Неаполитанский университет. С 1871 приват-доцент по истории философии в этом университете, с 1874 профессор практической философии и педагогики Римского университета. Познакомившись с трудами К. Маркса, Л. к началу 90-х гг. с позиций левого гегельянства и гербартианства (см. И.Ф. Гербарт) перешел на позиции марксизма. С 1890 вел оживленную переписку с Ф. Энгельсом. Участвовал в итальянском и международном рабочем движении. С университетской кафедры и в публичных лекциях пропагандировал марксизм, стремясь приобщить учащуюся молодежь и рабочих к идеям научного социализма. Л. содействовал основанию Итальянской социалистической партии (1892), хотя и не участвовал в ее деятельности.
В своих работах Л. рассматривал обширный круг вопросов, связанных в основном с историческим материализмом. В их числе проблемы: определяющего фактора в историческом развитии; классов и классовой борьбы; роли народных масс и личности в истории; закономерностей развития буржуазного общества; государства; революции и др.
Главную задачу материалистического понимания истории Л. усматривал в том, чтобы вывести обществ. мысль из запутанного лабиринта ненаучных философско-исторических концепций и показать истинные движущие силы общественного развития. Основные положения исторического материализма Л. рассматривал в тесной связи с историей развития классовой борьбы, с критикой буржуазных теорий и мелкобуржуазных течений в социализме. Значительное внимание Л. уделял политическим проблемам, вопросам тактики и организационным принципам пролетарской партии, развивал мысль о необходимости связи социалистического движения с марксистской теорией. Вместе с тем воззрения и деятельность Л. не были свободны от некоторых серьезных противоречий и ошибок: недооценка учения о диктатуре пролетариата, значения вопроса о взаимоотношении пролетарской партии с рабочим классом и его союзниками, ошибочное понимание национального вопроса (деление наций на «активные» и «пассивные»).
Идейное наследие Л. послужило отправной точкой для дальнейшего развития итальянской марксистской мысли А. Грамши, П. Тольятти и др. деятелями итальянской компартии.
.
  • Лабриола А. Очерки материалистического понимания истории. [Djv- 3.4M]
    (Москва: Госполитиздат, 1960. - Серия «Библиотечка по научному социализму». Выпуск 25)
    Скан: Skaramusch, OCR, обработка, формат Djv: Алькофрибас_, 2013
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      Предисловие (5).
      Очерк I. В память о Манифесте Коммунистической партии (13).
      Очерк II. Об историческом материализме (78).
      Примечания (195).
Из предисловия: ...Содержанием предлагаемого читателю выпуска «Библиотечки по научному социализму» является работа А. Лабриолы «Очерки материалистического понимания истории».
«Очерки материалистического понимания истории» состоят из двух статей: «В память о Манифесте Коммунистической партии» и «Об историческом материализме». В первом из них А. Лабриола показывает всемирно-историческое значение этого великого документа, открывшего новую эру в истории человечества и являющегося «новым завоеванием мысли, сделанным под неотвратимым влиянием развивающегося нового мира»...
Основные мысли Лабриолы, выраженные им в первом очерке, получили свое дальнейшее развитие во второй статье - «Об историческом материализме»...
.