«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Мицкевич Адам

Адам Мицкевич 149k

(Adam Bernard Mickiewicz)

(24.12.1798 - 26.11.1855)

Большая советская энциклопедия: Мицкевич (Mickiewicz) Адам (24.12.1798, Заосье близ Новогрудка, ныне БССР, - 26.11.1855, Константинополь), польский поэт, деятель национально-освободительного движения. Сын обедневшего шляхтича, адвоката. Учился на историко-филологическом факультете Виленского университета (1815-19). Учительствовал в Ковно (ныне Каунас; 1819-23). Ранние произведения М. (первое стихотворение опубликовано в 1818) свидетельствуют об увлечении вольнодумными традициями Просвещения (пер. отрывка из «Орлеанской девственницы» Вольтера; поэмы «Мешко, князь Новогрудка», 1817, «Картофель», 1819, - обе опубликованы полностью в 1948). С 1817 участвовал в создании и деятельности патриотических молодежных кружков «филоматов» и «филаретов» («любящих добродетель»), написал для них ряд программных стихотворений, в том числе «Оду к юности» (1820), проникнутую романтическим энтузиазмом молодежи, мечтавшей о борьбе за свободу. Первый стихотворный сборник М. («Поэзия», т.1, 1822) стал манифестом романтического направления в польской литературе. Во 2-й том «Поэзии» (1823) вошла романтическая лироэпическая поэма «Гражина», положившая начало жанру т.н. польской «поэтической повести»; написанная на сюжет из истории Литвы, она утверждала подвиг и самопожертвование героической личности. В этот том включена также драматическая поэма «Дзяды» (ч.2,4), где поиски нового содержания и формы на основе народности, понятой в духе романтизма (изображение простонародного обряда поминовения умерших), соединялись с художественной трактовкой личной темы: герой, страдающий от мук несчастливой любви и обличающий общество, поправшее «права сердца».
Арестованный (1823) по делу филоматско-филаретских организаций, М. был в 1824 выслан из Литвы и до 1829 пробыл в России (Петербург, Одесса, Москва, снова Петербург), где сблизился с участниками декабристского движения (К.Ф. Рылеев, А.А. Бестужев) и видными писателями (А.С. Пушкин и др.), высоко оценившими его талант. Эти дружеские связи способствовали созреванию у М. идеи революционного союза народов России и Польши. В России вышла книга М. «Сонеты» (1826) - с циклом «Крымские сонеты», поразившим читателя великолепием пейзажных картин, проникновенным лиризмом, образом героя-«пилигрима», тоскующего о покинутой родине, и новыми для польской поэзии восточными мотивами. В 1828 была опубликована поэма «Конрад Валленрод» (о борьбе литовцев с тевтонской агрессией), изображавшая трагического героя - одинокого борца, который жертвует личным счастьем ради спасения народа; поэма оказала революционизирующее воздействие на современников. В книге «Поэзия» (т.1-2, 1829) М. включил новые интимно-лирические стихи, поэму «Фарис», баллады.
В 1829 М. выехал из России, посетил Германию, Швейцарию, Италию. После неудавшейся попытки присоединиться к Польскому восстанию 1830 поэт навсегда остался в эмиграции (жил преимущественно в Париже), продолжая литературную и революционную деятельность. В 3-й части «Дзядов» (1832) М. призвал соотечественников продолжать борьбу. Эгоизму и соглашательству «верхов» общества он противопоставил героизм и стойкость патриотической молодежи (эпизоды следствия по делу «филаретов»), надежду на внутренние силы нации, создал титанический образ поэта Конрада; сочувствуя страданиям народа, герой вызывает на поединок бога, как виновника царящего в мире зла. Драма имела свободное, фрагментарное построение, два плана действия: фантастический и реальный. К ней примыкал эпический «Отрывок» - картины самодержавной России, гневный памфлет на царизм. Здесь же поэт выразил солидарность с передовыми людьми России (стихотворения «Памятник Петру Великому», «Русским друзьям»). Вместе с тем в 3-й части «Дзядов» (как и в художественно-публицистическом соч. «Книги польского народа и польского пилигримства», 1832) М. излагает доктрину т.н. «польского мессианизма», согласно которой страдания Польши связаны с особым историческим призванием народа-мученика - «Христа народов». Поэт призывает польскую эмиграцию к участию во «всеобщей войне за вольность народов», в европейской революции (эти же мысли содержатся в статьях М. в газете «Пельгжим польски» - «Pielgrzym Polski», 1832-33).
В 1834 опубликовал последнее крупное произведение М. - поэма «Пан Тадеуш». Эта польская национальная эпопея, в которой отчетливо проявились реалистические тенденции, стала энциклопедией старопольского быта, шедевром словесной живописи, типизации и индивидуализации персонажей; с юмором и грустью рисует М. мир шляхетской старины, не затушевывая его пороков, понимая его историческую обреченность и в то же время любуясь его красочностью. В последующие годы М. почти не писал (последний взлет его вдохновения - несколько лирических стихов, 1838-39). Он вел активную общественную и культурную деятельность: в 1839-40 читал курс римской литературы в Лозанне, затем (до 1844) занимал кафедру славянских литератур в парижском Коллеж де Франс. В 1841 обозначился кризис в мировоззрении поэта: он вступил в секту мистика А. Товяньского. В 1848 М. возобновил революционную деятельность: создал польский легион, сражавшийся за свободу Италии, в Париже сотрудничал в газете «Трибюн де пепль» («La Tribune des peuples», 1849), выступал со статьями революционно-демократического характера, проявляя интерес к утопическому социализму, призывая к революционному союзу народов. Во время Крымской войны 1853-56 М. отправился с политической миссией в Константинополь, где умер от холеры (его прах, захороненный в Париже, был перенесен в Краков в 1890).
Поэзия М. имела огромное значение для польского национально-освободительного движения, для развития демократической мысли, обновления польской литературы; она обогатила литературный язык, стихосложение, поэтические жанры. Существенна роль М. в развитии польского театра (постановки его «Дзядов», многочисленные высказывания по вопросам драматургии). В России М. приобрел популярность еще при жизни. Его стихи переводили А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, К.Ф. Рылеев, И.И. Козлов, Н.П. Огарев, А.Н. Майков, М.Л. Михайлов, А.А. Фет, В.Я. Брюсов, И.А. Бунин и др.
.
Сочинения:
* Мицкевич А. Сонеты. (1976) Сборник
  • Мицкевич А. Сонеты. (Sonety Adama Mickiewieza) [Djv- 6.3M] Автор: Адам Мицкевич (Adam Bernard Mickiewicz). Издание подготовил С.С. Ланда. Ответственные редакторы К. Гурский, Б.Ф. Егоров.
    (Ленинград: Издательство «Наука», 1976. - Серия «Литературные памятники»)
    Скан: AAW, обработка, формат Djv: Alexx, 2011
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Sonety Adama Mickiewicza. Moskwa, 1826 (5).
      Сонеты Адама Мицкевича (Перевод В. Левина) (57).
      ДОПОЛНЕНИЯ
      I. Сонеты, не вошедшие в издание 1826 г.
      Поклонение (101).
      Ястреб. На вершине Кикинеиз (К*) (101).
      «Ответь, Поэзия! Где кисть твоя живая?» (102).
      II. Сонеты Адама Мицкевича в русской поэзии.
      П.А. Вяземский. (Утро и вечер. Покорность. Крымские сонеты) (103).
      И.И. Дмитриев. (Плавание) (111).
      A. Д. Илличсвский. (Аккерманские степи. Плавание. Бахчисарайский дворец) (111).
      И.И. Козлов. (Утро и вечер. Стансы. Крымские сонеты) (113).
      B. Н. Щастный. (Свидание в роще. Тишина морская. Алушта ночью. Чатырдаг) (125).
      В.И. Любич-Романович. (Сонеты. Крымские сонеты) (127).
      Ю.И. Познанский. (Сонеты. Крымские сонеты) (138).
      А.Г. Шпигоцкий. («Проста твоя поступь, речь томно скромна...». Добра ночь. Плавание) (146).
      А.А. Совинский. (Чатырдаг) (148).
      М.Ю. Лермонтов. (Вид гор из степей Козлова) (148).
      Л.И. Боровиковский. (Аккерманские степи) (149).
      А.А. Майков. (Аккерманские степи. Байдары. Аюдаг) (150).
      Н.В. Берг. (Сонеты. Крымскпо сонеты) (151).
      Д.И. Минаев. (Чатырдаг) (163).
      С.Ф. Дуров. (Аюдаг) (163).
      Е.Н. Шахова. (Разочарование. Агюдаг) (164).
      Г.П. Данилевский. (Степи Аккермана) (165).
      A. А. Фет. (Свидание в лесу. Степь) (165).
      Омулевский (И.В. Федоров). (К Лауре) (166).
      Н.А. Луговской. (Крымские сонеты) (167).
      B. Г. Бенедиктов. (Сонеты. Крымские сонеты) (170).
      А. Пиотровский. (Пилигрим) (188).
      Н.А. Костров. (Утро и вечер) (189).
      Н.П. Семенов. (Крымские сонеты) (189).
      Н.В. Гербель. (Утро и вечер. Бахчисарайский дворец) (197).
      A. Н. Майков. (Аккерманские степи. Байдарская долина. Алушта днем. Алушта ночью) (198).
      B. А. Петров. (Аккерманские степи. Алушта днем. Дорога над пропастью в Чуфут-Кале. Кикинеис) (200).
      Д.Д. Минаев. («О милая! Поверь, мои воспоминанья...». С добрым утром. Добрый вечер. В альбом Петру Мошинскому) (203).
      A. Н. Яхонтов. (Штиль) (205).
      B. С. Лихачев. («Ханжа осудит нас, развратник осмеет...». «Ты смотришь мне в глаза, несчастное созданье...») (205).
      А.А. Коринфский. (Близь Аккермана) (206).
      И.Н. Куклин. (Аккерманские степи) (207).
      А.Ф. Мейснер. (У могилы Потоцкой) (207).
      Л.М. Медведев. (Вид гор из Козловских степей. Бахчисарай. Бахчисарай ночью. Гора Кикинеис. Ястреб) (208).
      А.Н. Кугушев. (Плавание) (210).
      К.Д. Бальмонт. (Забытый храм) (211).
      А.П. Колтоновский. (Аккерманские степи) (211).
      И.А. Бунин. (Аккерманские степи. Алушта ночью. Чатырдаг) (212).
      A. П. Доброхотов. (Байдары) (213).
      B. Н. Крачковский. (Аккерманские степи) (214).
      B. Ф. Ходасевич. (Буря. Чатырдаг) (214).
      C. М. Соловьев. (Бахчисарай. Бахчисарай ночью. Гробница Потоцкой. Могилы гарема. Странник) (215).
      С.С. Советов. (Аккерманские степи) (217).
      О.Б. Румер. (Аккерманские степи. Буря. Вид гор из степей Козлова. Пилигрим. Аюдаг) (218).
      А.М. Ревич. (Бахчисарай ночью. Гробница Потоцкой. Пилигрим) (221).
      ПРИЛОЖЕНИЯ
      С.С. Ланда. «Сонеты» Адама Мицкевича (225).
      Примечания (Сост. С.С. Ланда) (301).
      Список иллюстраций (339).
      СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ:
      Адам Мицкевич. Литография Жюльена по рисунку И. Лелевеля, с.4-6.
      Адам Мицкевич. Автолитография с портрета работы В. Ваньковича. 1828, с.64-65.
      Адам Мицкевич. Литография В. Ваньковича. 1828, с.64-65.
      Адам Мицкевич. Рисунок А.О. Орловского. 1828, с.80-81.
      Переплет первого издания сонетов Мицкевича (Москва, 1826), с.80-81.
.
.