«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Тютчев Федор Иванович

Федор Иванович Тютчев 214k

-

(05.12.1803 - 27.07.1873)

Большая советская энциклопедия: Тютчев Федор Иванович [23.11(5.12).1803, село Овстуг, ныне Брянской области 15(27).7.1873, Царское Село, ныне г. Пушкин Ленинградской области], русский поэт. Принадлежал к старинному дворянскому роду. Рано начал писать стихи; в 1819 выступил в печати с вольным переложением из Горация. В 1819-21 обучался на словесном отделении Московского университета. По окончании курса зачислен на службу в Коллегию иностранных дел. Состоял при русских дипломатических миссиях в Мюнхене (1822-37) и Турине (1837-39). В бытность Т. за границей его стихи и переводы (в том числе из Г. Гейне) появлялись в московских журналах и альманахах. В 1836 А.С. Пушкин, восхищенный стихами Т., доставленными ему из Германии, напечатал их в «Современнике». Вернувшись в Россию (1844), Т. с 1848 занимал должность старшего цензора Министерства иностранных дел, а с 1858 и до конца жизни возглавлял Комитет иностранной цензуры.
Как поэт Т. сложился на рубеже 20-30-х гг. К этому времени относятся шедевры его лирики: «Бессонница», «Летний вечер», «Видение», «Последний катаклизм», «Как океан объемлет шар земной», «Цицерон», «Silentium!», «Весенние воды», «Осенний вечер» и др. Проникнутая страстной, напряженной мыслью и одновременно острым чувством трагизма жизни, лирика Т. художественно выразила сложность и противоречивость действительности. В конце 40 - начале 50-х гг. Т. испытал подъем поэтического творчества; в 1854 вышел первый сборник его стихов, получивший признание современников.
В студенческие годы и в начале пребывания за границей Т. находился под влиянием свободолюбивых политических идей. Однако с развитием революционных событий в Европе укрепляются его консервативные настроения. В 40-х гг. политические взгляды поэта приобретают панславистскую окраску: самодержавная Россия, призванная объединить все славянские народы, мыслится им в качестве оплота против революционного Запада (политическая статья «Россия и революция», 1849, и др., стихи «Море и утес», «Рассвет», «Пророчество» и др.). Боясь революции, Т. испытывал в то же время острый интерес к «высоким зрелищам» социальных потрясений. В самом себе поэт ощущает «страшное раздвоенье», «двойное бытие», составляющее, по его убеждению, отличительное свойство человека той эпохи («Наш век», 1851, «О вещая душа моя!», 1855, и др.).
Философские взгляды Т. формировались под воздействием натурфилософских построений Ф. Шеллинга. Лирика Т. пропитана тревогой. Мир, природа, человек предстают в его стихах в постоянном столкновении противоборствующих сил. Человек обречен на «безнадежный», «неравный» бой, «отчаянную» борьбу с жизнью, роком, самим собой. Однако фаталистические мотивы сочетаются в поэзии Т. с мужественными нотами, славящими подвиг сильных духом натур («Два голоса», 1850). Особое тяготение проявляет поэт к изображению бурь и гроз в природе и в человеческой душе. Представлением о всеобщей одушевленности природы, о тождестве явлений внешнего и внутреннего мира обусловлены особенности поэтики Т. Образы природы в поздней лирике окрашиваются прежде отсутствующим в них национально-русским колоритом. Т. - наряду с Е.А. Баратынским - крупнейший представитель русской философской лирики 19 в. Художественный метод Т. при всем его своеобразии отражает общее для русской поэзии движение от романтизма к реализму.
В 50-60-х гг. создаются лучшие произведения любовной лирики Т., потрясающие психологической правдой в раскрытии человеческих переживаний.
Проникновенный лирик-мыслитель, Т. был мастером русского стиха, придавшим традиционным размерам необыкновенное ритмическое разнообразие, не боявшимся необычных и в высшей степени выразительных метрических сочетаний. Многие стихи Т. положены на музыку («Весенние воды» С.В. Рахманинова и др.), переведены на иностранные языки.
Жизнь и творчество Т. отражены в музейных экспозициях подмосковной усадьбы Мураново и в селе Овстуг Брянской области.
.
  • Тютчев Ф.И. Лирика. Том 1. [Djv- 4.7M] Издание подготовил К.В. Пигарев. Ответственный редактор Д.Д. Благой.
    (Москва: Издательство «Наука», 1965. - Серия «Литературные памятники»)
    Скан: AAW, обработка, формат Djv: Alexx, 2011
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      От редакции (7).
      СТИХОТВОРЕНИЯ (1824-1873)
      Текст (9).
      Другие редакции и варианты (227).
      ПРИЛОЖЕНИЯ:
      Поэтическое наследив Тютчева (К.В. Пигарев) (273).
      Состав и редакционные принципы издания (К.В. Пигарев) (315).
      Краткий хронограф жизни Тютчева (сост. И.А. Королева) (329).
      Список сокращений (334).
      Примечания (сост. К.В. Пигарев) (337).
      Список иллюстраций (436).
      Алфавитный указатель стихотворений (437).
.
.
  • Тютчев Ф.И. Лирика. Том 2. [Djv- 4.9M] Издание подготовил К.В. Пигарев. Ответственный редактор Д.Д. Благой.
    (Москва: Издательство «Наука», 1965. - Серия «Литературные памятники»)
    Скан: AAW, обработка, формат Djv: Alexx, 2011
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      СТИХОТВОРЕНИЯ (1815-1873)
      Текст (7).
      Другие редакции и варианты (277).
      ПРИЛОЖЕНИЯ:
      Список сокращений (323).
      Примечания (сост. К.В. Пигарев) (325).
      Хронологический указатель стихотворений (сост. Н.В. Пигарева) (436).
      Библиография иностранных переводов стихотворений Тютчева (сост. Н.Н. Грамолина и И.А. Королева) (454).
      Библиография музыкальных произведений на слова Тютчева (сост. Н.Н. Грамолина) (476).
      Список иллюстраций (495).
      Алфавитный указатель стихотворений (497).
.
.
.
  • Тютчев Ф.И. Полное собрание стихотворений. [Doc- 264k] Примечания А.А. Николаева.
    Сканировал, проверил и составил подборку: Илья Франк, для проекта Русская Европа, 2005
.
.