агпр
 
«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Вольтер

Вольтер 745k

(Voltaire)

(21.11.1694 - 30.05.1778)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Псевдоним Франсуа Мари Аруэ (Marie Francois Arouet).
Большая советская энциклопедия: Вольтер (Voltaire) [псевдоним; настоящие имя и фамилия Мари Франсуа Аруэ (Arouet)] (21.11.1694, Париж, - 30.5.1778, там же), французский писатель, философ, историк. Член французской академии (1746). Сын нотариуса; окончил иезуитский коллеж. В 1717 заточен в Бастилию за эпиграммы против регента. В 1726 выслан в Англию. Английские впечатления В. отражены в «Философских письмах» (1733), в которых он показал, что общественный строй Англии превосходит французский, где господствует абсолютизм; это сочинение было осуждено французским парламентом на сожжение (1734). В течение 10 лет В. жил в доме маркизы дю Шатле. В 1745 В. был приближен ко двору Людовика XV, в 1750-53 - прусского короля Фридриха II. В 1754 поселился близ Женевы, но не нашел себе места и в передовой кальвинистской (см. Кальвинизм) республике: с 1758 обосновался в своем имении Ферне на границе Франции и Швейцарии. Слова «раздавите гадину» (т.е. католическую церковь) - девиз В. этих лет. Его творчество подчинено борьбе с религиозной нетерпимостью и мракобесием. Он выступал в защиту жертв религиозного фанатизма (дело Каласа, 1762). В 60-е гг. наряду с идеалом просвещенной монархии В. выдвигал идеал республики как наиболее разумной формы государственного устройства («Республиканские идеи», 1762). В. являлся наиболее ярким выразителем прогрессивного общественного мнения Европы. Ферне стал местом паломничества. С В. были вынуждены считаться европейские монархи; Екатерина II, Фридрих II, Густав III и другие домогались его дружбы. Возвращение в Париж в феврале 1778 превратилось в триумф писателя.
По своим философским взглядам В. - деист, последователь Дж. Локка, И. Ньютона. Придерживаясь материалистического объяснения природы, В. не отказывался от идеи бога как первопричины, сообщившей материи движение и способность ощущать и мыслить. В религии В. видел и узду моральную и социальную, необходимую, чтобы охранять частную собственность и общественный порядок. Сочувствуя народу, В. испытывал страх перед движением низов и изменение общества мыслил в виде «революции сверху», осуществляемой «просвещенным» монархом в интересах нации. Исторические труды «Век Людовика XIV» (изд. 1751 и 1768), «Опыт о нравах и духе народов» (изд.1756), «История Российской империи в царствование Петра Великого» (1759-63) явились важной вехой европейской историографии. Основное внимание В. уделял не королям и полководцам, а истории самих народов, их нравам, обычаям, культуре. Отвергая идею провиденциализма, В. выдвигал принцип прогрессивной эволюции человечества, понимая, однако, прогресс абстрактно-идеалистически.
В своей эстетике и драматургии В. продолжал традиции классицизма 17 в., насыщая свои трагедии актуальной политической и философской мыслью. Показательна трагедия «Фанатизм, или Магомет пророк» (1742, рус. пер. 1798), где характеры и сюжет подчинены идее разоблачения преступной роли церкви и религиозного фанатизма. Проникнутые тираноборческим, республиканским пафосом трагедии «Брут» (пост. 1730, изд. 1731, рус. пер. 1783), «Смерть Цезаря» (1735, рус. пер. 1777) и др. предвосхищают театр Великой французской революции. Другая тенденция драматургии В. - защита естественных прав человеческой личности («Заира», пост. 1732, рус. пер. 1779; «Альзира, или Американцы», 1736, рус. пер. 1786; «Танкред», пост. 1760, рус. пер. 1816) - связана с интересом к У. Шекспиру; здесь В. привлекает начало «природы» и «свободы»; но целиком принять Шекспира В. не мог, считая его «гением без правил», «дикарем», нарушающим художественный вкус и меру.
В поэме В. «Генриада» (1728), посвященной французскому королю Генриху IV, осуждение феодальной анархии и утверждение идеала просвещенного абсолютизма облечено в форму эпической поэмы; образы античных богов заменены здесь искусственными аллегорическими фигурами - Фанатизма, Раздора, Любви. В героикомической поэме «Орлеанская девственница» (1735, анонимное издание 1755, несколько измененное издание 1762), посвященной Жанне д’Арк, В. развенчивает религиозную легенду о святой спасительнице Франции и зло смеется над религией и духовенством. Лирика В. - в русле так называемой «легкой поэзии»; отличающаяся изысканным изяществом, она проникнута эпикурейскими, а подчас и антиклерикальными мотивами. На отвлеченно философские темы написаны: «Рассуждение в стихах о человеке» (1738, рус. пер. 1788), «Поэма об естественном законе» (.1756, рус. пер. 1786) и «Поэма о гибели Лисабона» (1756, рус. пер. 1763), в которой оспаривается учение Лейбница о предустановленной гармонии.
Наибольшее значение в художественном наследии В. имеют его философские повести: «Задиг, или Судьба» (1748, рус. пер. 1765), «Мемнон, или Человеческая мудрость» (1747, рус. пер. 1782), «Микромегас» (1752, рус. пер. 1788), «Кандид, или Оптимизм» (1759), «Простодушный» (1767, рус. пер. 1775), «Вавилонская принцесса» (1768). Содержание этих повестей - не частная жизнь героев, а философская идея, касающаяся мира в целом, проблемы «мирового зла». Главное место в них занимает критика общественных порядков, сатирическое осмеяние церкви, суда, королевской власти. Развенчивая философию оптимизма (особенно в «Кандиде»), в котором он теперь видит оправдание существующего социального зла, В. не теряет веру в возможность изменения мира, и его формула «надо возделывать наш сад» является философским выводом - призывом к активности всех и каждого. Критикуя пороки цивилизации с точки зрения естественного человека (особенно в повести «Простодушный»), В. не звал к утраченной простоте, как Ж.Ж. Руссо, а продолжал возлагать надежды на прогресс общества. Используя приключенческо-авантюрный сюжет, восточную экзотику, фантастику, В. создал особое искусство мысли, где за столкновением персонажей стоит столкновение идей и развитие сюжета подчиняется логике философских положений. Влияние В. на развитие просветительской мысли было очень значительным. Термин «вольтерьянец» стал нарицательным.
:
...

* Academia (издательство)
* «Philosophy» (серия)
* «Азбука-классика» (серия изд.«Азбука»)
* «Антология мудрости» (серия изд. «Эксмо»)
* «Антология мысли» (серия межиздательская)
* «Библиотека всемирной литературы» (серия изд. «Художественная литература»)
* «Библиотека всемирной литературы» (серия изд. «Эксмо»)
* «Библиотека мировой литературы для детей» (серия издательства «Детская литература»)
* «Библиотека современной фантастики» (сер. изд. «Молодая гвардия»)
* «Вопросы научного атеизма» (серия)
* «Жизнь Замечательных Людей» (серия, библиотека Ф.Ф. Павленкова)
* «Жизнь Замечательных Людей» (серия, выпуски А-А)
* «Жизнь в искусстве» (серия изд. «Искусство»)
* «Из истории международных связей русской литературы» (серия)
* «Избранные главы высшей математики для инженеров и студентов втузов» (серия)
* «История эстетики в памятниках и документах» (серия)
* «Классики науки» (серия, выпуски Ж-М)
* «Классическая и современная проза» (серия)
* «Лениздат-классика» (серия)
* «Литературные памятники» (серия, выпуски А-В)
* «Литературные памятники» (серия, выпуски Ж-Л)
* «Люди. Время. Идеи» (серия)
* «Массовая серия» (серия издательства «Гослитиздат»)
* «Мастера живописи». Выпуски Г-И (сер. изд. «Белый город»)
* «Мастера живописи». Выпуски К-Л (сер. изд. «Белый город»)
* «Мастера живописи». Выпуски М-П (сер. изд. «Белый город»)
* «Мыслители прошлого» (сер. изд. «Мысль»)
* «Наука и жизнь» (журнал 1950-59 гг.)
* «Наука и жизнь» (журнал 1990-99 гг.)
* «Научно-атеистическая библиотека» (серия)
* «Научно-биографическая литература» (серия АН, Н-П)
* «Научно-популярная литература: Из истории мировой культуры» (серия АН)
* «Научно-популярная литература: Научно-популярная серия» (серия АН, Д-З)
* «Научно-популярная литература: Проблемы науки и технического прогресса» (серия АН)
* «Очерки истории и теории изобразительных искусств» (серия)
* «ПОДВАЛ» (архив изданий на буквы «Е» на русском языке)
* «Памятники философской мысли» (серия)
* «Теоретические основы технической кибернетики» (серия)
* «Техника - молодежи» (журнал 1980-1989 гг.)
* «Философское наследие» (серия)
* «Химия и жизнь» (журнал 1985 г.)
* «Энциклопедия преступлений и катастроф» (серия)
* Агранович Софья Залмановна
* Аиссе Шарлотта
* Альгаротти Франческо
* Артамонов Сергей Дмитриевич
* Бейль Пьер
* Беркова Нина Матвеевна (писатель)
* Благой Дмитрий Дмитриевич
* Блок Георгий Петрович



  • Вольтер. Философские повести. [Txt-Ocr-ZIP] Сборник. Автор: Вольтер (Voltaire).
    (Москва: Издательство «Художественная литература», 1978)
    Скан (выборочно), OCR, обработка, формат Txt-Ocr: А. Лиски, 2002
    • НЕПОЛНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      Кандид, или Оптимизм. Пеpеводчик Ф. Сологуб
      Белое и черное. Пеpеводчик М. Архангельская
      Двое утешенных. Пеpеводчик С. Брахман
      История путешествия Скарментадо, написанная им самим. Пеpеводчик С. Брахман
      Кози-Санкта. Малое зло ради великого блага. (Африканская повесть). Пеpеводчик С. Брахман.
      Кривой ключник. Пеpеводчик С. Брахман
      Маленькое отклонение. Пеpеводчик Е. Гунст
      Мир, каков он есть, видение Бабука, записанное им самим. Пеpеводчик Е. Гунст
      Письмо одного турка о факирах и о его друге Бабабеке. Пеpеводчик С. Брахман
      Случай с памятью. Пеpеводчик Е. Гунст
От издателя: В том «Философские повести» крупнейшего французского писателя-просветителя Вольтера (1694-1778) вошли не только часто издаваемые его повести, такие, как «Задиг», «Микромегас», «Кандид, или Оптимизм», но и менее известные широкому читателю повести: «Белый бык», «Мемнон», «Уши графа Честерфилда...» и др.
  • Вольтер. Философские повести. [Txt-Ocr-ZIP] Сборник. Автор: Вольтер (Voltaire). Перевод с французского.
    (Москва: Издательство «Правда», 1985)
    Скан (выборочно), OCR, обработка, формат Txt-Ocr: Pirat, 2002
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Задиг или судьба
      Мемнон, или Благоразумие людское
      Микромегас
      История доброго брамина
      Жанно и Колен
      Простодушный
      Царевна вавилонская
      Письма Амабеда и др., переведенные аббатом Тампоне
      Белый бык
      Уши графа Честерфилда и капеллан Гудман
От издателя: В сборник «Философские повести» крупнейшего французского писателя-просветителя Вольтера (1694-1778) вошли не только часто издаваемые его повести, такие, как «Задиг», «Микромегас», «Кандид, или Оптимизм», но и менее известные широкому читателю повести: «Белый бык», «Мемнон», «Уши графа Честерфилда...» и др.