Публичная Библиотека
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг, авторов произведений и переводов

Иммануил Кант 633k

(Immanuel Kant)

(22.04.1724 - 12.02.1804)

Большая советская энциклопедия: Кант (Kant) Иммануил (22.4.1724, Кенигсберг, ныне Калининград, - 12.2.1804, там же), немецкий философ и ученый, родоначальник нем. классической философии. Прожил всю жизнь в Кенигсберге, где окончил университет (1745) и был в 1755-70 доцентом, а в 1770-96 профессором университета. В философском развитии К. различают два периода - «докритический» (до 1770) и «критический». В так называемый «докритический» период К. признает возможность умозрительного познания вещей, как они существуют сами по себе («метафизики», согласно принятой тогда терминологии); в т.н. «критический» период - отрицает способность такого познания на основании предварительного исследования форм познания, источников и границ наших познавательных способностей.
В «докритический» период («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755) К. разработал «небулярную» космогоническую гипотезу об образовании планетной системы из первоначальной «туманности», т.е. из огромного облака диффузного вещества (см. Канта гипотеза). Согласно оценке Ф. Энгельса, эта теория К. «...была величайшим завоеванием астрономии со времени Коперника. Впервые было поколеблено представление, будто природа не имеет никакой истории во времени» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 издание, т.20, с.56). В то же время К. высказал догадку о существовании Большой системы галактик вне нашей Галактики, доказал замедление - в результате приливного трения - суточного вращения Земли, а также развил учение об относительности движения и покоя. В биологии К. наметил идею генеалогической классификации животного мира, в исследованиях по антропологии выдвинул идею естественного развития человеческих рас. Параллельно с этими естественнонаучными работами К. написал в «докритический» период ряд философских работ. В них он наметил - под влиянием эмпиризма и скептицизма английского философа Д. Юма - различие между основанием реальным и логическим, осмеял увлечение некоторых своих современников так называемым «духовидением» и др.
Диссертация «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира» (1770) явилась началом перехода к воззрениям «критического» периода, главными произведениями которого стали «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788) и «Критика способности суждения» (1790). Основу всех трех «Критик» составляет учение К. о явлениях и о вещах, как они существуют сами по себе, - «вещах в себе». Познание наше начинается, по К., с того, что «вещи в себе» воздействуют на органы внешних чувств и вызывают в нас ощущения. В этой предпосылке своего учения К. - материалист. Но в учении о формах и границах познания К. - идеалист и агностик. Он утверждает, будто ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка не могут дать никакого теоретического знания «о вещах в себе». Вещи эти непознаваемы. Правда, эмпирические знания о вещах могут неограниченно расширяться и углубляться, но это ни на йоту не приблизит нас к познанию «вещей в себе».
В логике К. проводил различие между обычной, или общей, логикой, которая исследует формы мысли, отвлекаясь от вопросов об их предметном содержании, и логикой трансцендентальной, которая исследует в формах мышления то, что сообщает знанию априорный, всеобщий и необходимый характер. Основной для него вопрос - об источниках и границах знания - К. формулирует как вопрос о возможности априорных синтетических (т.е. дающих новое знание) суждений в каждом из трех главных видов знания - математике, теоретическом естествознании и метафизике (умозрительном познании истинно-сущего). Решение этих трех вопросов «Критики чистого разума» К. приурочивает к исследованию трех основных способностей познания - чувственности, рассудка и разума.
В основе математики лежат созерцания пространства и времени. Формы их перестают у К. быть формами существования самих вещей и становятся только априорными формами чувственности. В основе этих созерцаний лежат «чистые», т.е. не зависящие от опыта и предшествующие ему (априорные), формы пространства и времени, что и обусловливает всеобщность и необходимость математических истин.
В теоретическом естествознании условием возможности априорных синтетических суждений являются 12 категорий (например, единство, множество, цельность, реальность, отрицание и т.д.), которые в качестве «чистых» понятий априорны. Но чтобы возникло подлинное знание, необходимо соединение (синтез) чувственного созерцания с категориями рассудка, высшим условием которого является единство нашего сознания. Поскольку всеобщие и необходимые законы опыта принадлежат не самой природе, а только рассудку, который вкладывает их в природу, постольку естествознание, по К., само строит свой предмет - со стороны его логической формы.
Рассмотрение вопроса о возможности синтетических суждений в «метафизике» К. приурочивает к исследованию разума, порождающего «идеи», т.е. понятия о безусловной целостности, или единстве, обусловленных явлений (понятия о душе, мире и боге). К. пришел к выводу, что все три умозрительные науки традиционной философии, рассматривавшей эти идеи, - «рациональная психология», «рациональная космология» и «рациональная теология» - науки мнимые. Понимая, что его критика стремится ограничить компетенцию разума, К. полагал, будто то, что при этом теряет познание, выигрывает вера. Т. к. бог не может быть найден в опыте, не принадлежит к миру явлений, то, по К., невозможно ни доказательство его существования, ни его опровержение. Религия становится предметом веры, а не науки или теоретической философии. Верить в бога, по К., не только возможно, но и необходимо, т.к. без этой веры невозможно примирить требования нравственного сознания с непререкаемыми фактами зла, царящего в человеческой жизни.
Большую роль в развитии философии после К. сыграла кантовская критика рациональной космологии. По К., притязания последней с необходимостью ведут к возникновению в разуме антиномий - противоречащих друг другу и в то же время одинаково доказуемых ответов на исследуемые ею вопросы: мир и конечен - и не имеет пределов; существуют неделимые частицы (атомы) - и неделимых частиц нет; все процессы протекают как причинно обусловленные - и существуют процессы (поступки), совершающиеся свободно. Таким образом, разум по самой своей природе антиномичен и диалектичен. Однако эта диалектика космологических положений остается, по К., только субъективной, не выражает противоречивости самих вещей и не нарушает логического запрета противоречивости. Все противоречия космологической «диалектики» падают, как только падает лежащее в их основе ложное, по К., допущение, будто мир как безусловное целое может быть предметом разумного теоретического познания.
На основе результатов критики теоретического разума К. построил свою этику. Исходной ее предпосылкой оказалось сложившееся у К. под влиянием французского философа Ж.Ж. Руссо убеждение в том, что всякая личность - самоцель и ни в коем случае не должна рассматриваться как средство для осуществления каких бы то ни было задач, хотя бы это были задачи всеобщего блага. Основным законом этики К. провозгласил внутреннее повеление (категорический императив), требующее руководствоваться чисто формальным правилом: поступать всегда согласно принципу, который мог бы стать и всеобщим законом (др. формулировка: поступать так, чтобы всегда относиться к человечеству - в своем лице и лице другого - как к цели, а не только как к средству).
В эстетике К. сводит прекрасное к «незаинтересованному» удовольствию, не зависящему от того, существует или не существует предмет, изображенный в произведениях искусства, и обусловленному только его формой. Впрочем, провести вполне последовательно свой формализм К. не смог: в этике - вразрез с формальным характером «категорического императива» К. выдвинул принцип самоценности каждой личности; в эстетике - вразрез с формализмом в понимании прекрасного - объявил высшим видом искусства поэзию, т.к. она возвышается до изображения идеала.
Прогрессивным было учение К. о роли антагонизмов в историческом процессе жизни общества. Только через действие сил, которые кажутся источником одной лишь борьбы и вражды, возможно, по К., достижение величайшей задачи человеческого рода - всеобщего правового гражданского состояния. Параллельно с этим должно быть установлено состояние вечного мира между всеми государствами. Средством к установлению и сохранению мира К. считал развитие международной торговли и общения с их взаимными выгодами для различных государств.
Изобилующее противоречиями учение К. оказало огромное влияние на последующее развитие научной и философской мысли. Своим учением об антиномиях разума К. сыграл выдающуюся роль в развитии диалектики. К. критиковали и пытались на него опереться философы самых различных направлений. Возникшее в 60-х гг. 19 в. неокантианство стремилось разработать на основе идей К. систему идеализма (см. также Марбургская школа). Двойственный характер философии К., допускающий ее критику «справа» и «слева» (см. В.И. Ленин, Полное собрание соч., 5 издание, т.18, с.202-14), отмечали классики марксизма-ленинизма, высоко оценивая ее положительные стороны и критикуя ее субъективно-идеалистические и агностические тенденции. К. Маркс охарактеризовал философию К. по ее общественному содержанию как немецкую теорию французской буржуазной революции (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 издание, т.3, с.184).
.
. «иммануил кант» на страницах библиотеки упоминается 5 раз: .
. .
. .
  • Кант И. Критика чистого разума. [Djv-ZIP] [Pdf-ZIP] Научно-исследовательское издание. Автор: Иммануил Кант (Immanuel Kant). Перевод с немецкого Н. Лосского сверен и отредактирован Ц.Г. Арзаканяном и М.И. Иткиным. Примечания Ц.Г. Арзаканяна.
    (Москва: Издательство «Мысль»: Редакция по изданию библиотеки «Философское наследие», 1994. - Серия «Философское наследие». Том 118)
    Скан, обработка, формат Djv, Pdf: glarus63, предоставил: mor, 2012; Не публикуется по требованию издательства «Эксмо»
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      Предисловие к первому изданию (7).
      Предисловие ко второму изданию (14).
      Введение (32).
      I. Трансцендентальное учение о началах (48).
      II. Трансцендентальное учение о методе (421).
      Приложение. Из первого издания «Критики чистого разума» (499).
      Примечания (546).
      Перевод латинских и древнегреческих слов и выражений (563).
      Важнейшие термины «Критики чистого разума» Канта (567).
      Указатель имен (570).
      Предметный указатель (571).
.
.
  • Кант И. Собрание сочинений в восьми томах. Том 1. [Djv- 9.1M] Автор: Иммануил Кант (Immanuel Kant). Под общей редакцией А.В. Гулыги.
    (Москва: ЧОРО, 1994)
    Скан, обработка, формат Djv: ???, предоставил: Ильгиз Каримов, 2011
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      А. Гулыга. Революция духа: (Жизнь и творчество Иммануила Канта) (5).
      Мысли об истинной оценке живых сил. 1749 (перевод Б.А. Фохта) (51).
      Исследование вопроса, претерпела ли Земля в своем вращении вокруг оси, благодаря которому происходит смена дня и ночи, некоторые изменения со времени своего возникновения. 1754 (перевод Б.А. Фохта) (83).
      Вопрос о том, стареет ли Земля с физической точки зрения. 1754 (91).
      Всеобщая естественная история и теория неба. 1755 (перевод В.А. Костицына и Б.А. Фохта) (113).
      Новое освещение первых принципов метафизического познания. 1755 (перевод Б.А. Фохта) (261).
      Физическая монадология. 1756 (перевод П.А. Флоренского) (313).
      О причинах землетрясений. 1756 (перевод Б.А. Фохта) (333).
      Новые замечания для пояснения теории ветров. 1756(перевод Б.А. Фохта) (343).
      План лекций по физической географии и уведомление о них. 1757 (перевод Б.А. Фохта) (359).
      Новая теория движения и покоя. 1758 (перевод Б.А. Фохта) (369).
      Единственно возможное основание для доказательства бытия бога. 1763 (перевод Б.А. Фохта) (383).
      Примечания (499).
      Указатель имен (532).
      Предметный указатель (534).
Аннотация издательства: Первый том юбилейного собрания сочинений Канта содержит работы так называемого «цокритического» периода. Главная из них - «Всеобщая естественная история и теория неба», посвященная космогонической гипотезе. Работа «Физическая монадология» дана в переводе П. Флоренского, более точном, чем перевод, помещенный в предыдущем издании. Том содержит новую вступительную статью и новые примечания.
.
  • Кант И. Собрание сочинений в восьми томах. Том 2. [Djv- 8.2M] Автор: Иммануил Кант (Immanuel Kant). Под общей редакцией А.В. Гулыги. Переводчик 2 тома Б.А. Фохт.
    (Москва: ЧОРО, 1994)
    Скан, обработка, формат Djv: ???, предоставил: Ильгиз Каримов, 2011
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Опыт некоторых рассуждений об оптимизме. 1759 (5).
      Мысли, вызванные безвременной кончиной высокоблагородного господина Иоганна Фридриха фон Функа. 1760 (15).
      Ложное мудрствование в четырех фигурах силлогизма. 1762 (23).
      Опыт введения в философию понятия отрицательных величин. 1763 (41).
      Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного. 1764 (85).
      Опыт о болезнях головы. 1764 (143).
      Исследование отчетливости принципов естественной теологии и морали. 1764 (159).
      Уведомление о расписании лекций на зимнее полугодие 1765/66 г. (191).
      Грезы духовидца, поясненные грезами метафизики. 1766 (203).
      О первом основании различия сторон в пространстве. 1768 (267).
      О форме и принципах чувственно воспринимаемого и интеллигибельного мира. 1770 (277).
      Рецензия на сочинение Москати «О существенном различии в строении тела животных и людей». 1771 (321).
      О различных человеческих расах. 1775 (325).
      Две статьи относительно «Филантропина». 1776-1777 (345).
      Заметки в книге «Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного» (353).
      Примечания (393).
      Указатель имен (415).
      Предметный указатель (418).
Аннотация издательства: Второй том юбилейного издания продолжает публикацию «докритических» работ Канта. Сюда вошли «Наблюдения над чувством возвышенного и прекрасного», «Грезы духовидца», диссертация «о форме и принципах чувственного и интеллигибельного мира» и др. Сверка перевода черновых записей в авторском экземпляре «Наблюдений...» с новейшей публикацией оригинала привела к коренному исправлению русского текста, который ныне дается не как самостоятельное произведение, а лишь как характерные для Канта повседневные заметки.
.
  • Кант И. Собрание сочинений в восьми томах. Том 3. [Djv-11.4M] Автор: Иммануил Кант (Immanuel Kant). Под общей редакцией А.В. Гулыги. Переводчик 3 тома Н.О. Лосский.
    (Москва: ЧОРО, 1994)
    Скан, обработка, формат Djv: ???, предоставил: Ильгиз Каримов, 2011
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Критика чистого разума (5).
      I. Трансцендентальное учение о началах (61).
      II. Трансцендентальное учение о методе (523).
      Из первого издания [А] «Критики чистого разума» (623).
      Примечания (679).
      Перевод латинских и древнегреческих слов и выражений (705).
      Именной указатель (711).
      Предметный указатель (713).
Аннотация издательства: Третий том юбилейного издания целиком посвящен главному труду Канта - «Критике чистого разума». Восстановлен, насколько это возможно, классический перевод Н. Лосского. Перевод скрупулезно сверен с оригиналом, в него внесены необходимые терминологические уточнения. Традиционно воспроизведен текст второго прижизненного издания труда Канта, в приложениях даны существенные выдержки из первого издания. В обоих случаях на полях дана пагинация первоизданий (по которой обычно даются ссылки в кантоведческой литературе).
Примечания написаны заново и значительно расширены.
.
  • Кант И. Собрание сочинений в восьми томах. Том 4. [Djv-14.8M] Автор: Иммануил Кант (Immanuel Kant). Под общей редакцией А.В. Гулыги.
    (Москва: ЧОРО, 1994)
    Скан, обработка, формат Djv: ???, предоставил: Ильгиз Каримов, 2011
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука. 1783. Перевод B.C. Соловьева (5).
      Основоположения метафизики нравов. 1785. Перевод Л.Д. Б. (153).
      Метафизические начала естествознания. Перевод В.Л. Зубова (247).
      Критика практического разума. 1788. Перевод Н.М. Соколова (373).
      Критическое освещение аналитики чистого практического разума (480).
      Примечания (566).
      Перевод латинских слов и выражений (593).
      Указатель имен (595).
      Предметный указатель (597).
      Перевод важнейших терминов (624).
Аннотация издательства: Четвертый том юбилейного издания содержит четыре книги Канта, вышедшие вслед за «Критикой чистого разума». Это «Пролегомены», представляющие собой краткое изложение основных идей главного труда Канта; «Основоположения метафизики нравов» - первая крупная работа по этике; «Метафизические начала естествознания», труд показывающий живой интерес Канта к теоретическим проблемам природоведения; «Критика практического разума», развивающая идеи Канта в этической сфере. Переводы заново сверены с оригиналом, примечания к работе по философии естествознания написаны заново.
.
  • Кант И. Собрание сочинений в восьми томах. Том 5. [Djv-11.1M] Автор: Иммануил Кант (Immanuel Kant). Под общей редакцией А.В. Гулыги.
    (Москва: ЧОРО, 1994)
    Скан, обработка, формат Djv: ???, предоставил: Ильгиз Каримов, 2011
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Критика способности суждения. 1790. Пер. М.И. Левиной (5).
      Приложение. Первое введение в «Критику способности суждения» Пер. Ю.Н. Попова (331).
      Примечания (386).
      Указатель имен (399).
      Предметный указатель (400).
Аннотация издательства: Пятый том юбилейного издания посвящен эстетике и теории культуры. Он содержит «Критику способности суждения» - основной труд Канта в этой области, которая служит связующим звеном между теорией познания и теорией нравственности. Дается новый перевод работы, в котором устранены грубые ошибки, препятствовавшие пониманию основополагающих идей философа. В качестве приложения публикуется «Первое введение к «Критике способности суждения», которое было напечатано лишь посмертно. Эстетические работы Канта представляют самостоятельный интерес для всех работающих в этой области.
.
  • Кант И. Собрание сочинений в восьми томах. Том 6. [Djv-10.5M] Автор: Иммануил Кант (Immanuel Kant). Под общей редакцией А.В. Гулыги.
    (Москва: ЧОРО, 1994)
    Скан, обработка, формат Djv: ???, предоставил: Ильгиз Каримов, 2011
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Религия в пределах только разума (пер. Н.М. Соколов, А.А. Столяров) (5).
      Метафизика нравов (пер С.Я. Шейнман-Топштейн, Ц.Г. Арзаканьян) (224).
      ПРИМЕЧАНИЯ (А.В. Михайлов)
      «Религия в пределах только разума» (544).
      «Метафизика нравов» (552).
      К современному состоянию текстологической работы над «Метафизикой нравов» (556).
      Перевод латинских слов и выражений (568).
      Именной указатель (579).
      Предметный указатель (581).
Аннотация издательства: Шестой том юбилейного издания охватывает две работы Канта - «Религия в пределах только разума» и «Метафизика нравов». Первая анализирует только философские проблемы религии, но содержит важнейшую часть этической теории Канта. «Метафизика нравов» - итоговая работа по философии права и нравственности; работа публикуется в традиционном виде, одновременно (в примечаниях) приводятся результаты новейших текстологических исследований, которые знакомят с тем, в каком виде рукопись вышла из-под пера Канта и какой трансформации подверглась в ходе первой публикации.
.
  • Кант И. Собрание сочинений в восьми томах. Том 7. [Djv- 9.1M] Автор: Иммануил Кант (Immanuel Kant). Под общей редакцией А.В. Гулыги.
    (Москва: ЧОРО, 1994)
    Скан, обработка, формат Djv: ???, предоставил: Ильгиз Каримов, 2011
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      К вечному миру. Философский проект. 1795. А. Гулыга (5).
      Спор факультетов. 1798 (перевод М. Левиной) (57).
      Антропология с прагматической точки зрения. 1798 (перевод М. Левиной) (137).
      Приложение о вопросе, предложенном на премию Королевской берлинской Академией наук в 1791 году: Какие действительные успехи создала метафизика в Германии со времени Лейбница и Вольфа? (перевод Н. Лосского) (377).
      Примечания (460).
      Указатель имен (475).
      Предметный указатель (480).
Аннотация издательства: Седьмой том юбилейного издания знакомит читателя с позднейшими книжными публикациями Канта. Наибольшим успехом пользовалась небольшая брошюра «К вечному миру» - образец философской публицистики, как бы обращенной в наши дни, когда вопрос о предотвращению войны стал предельно актуальным. «Спор факультетов» - тоже философская публицистика; в книге объединены три работы - по философии религии, по философии истории и по «системе здоровья», которой Кант неукоснительно придерживался, преодолевая все грозившие ему недуги. «Антропология» - итоговая работа по философии человека. В приложениях публикуется незаконченная рукопись об успехах метафизики, написанная для конкурса, в котором Кант хотел принять участие.
.
  • Кант И. Собрание сочинений в восьми томах. Том 8. [Djv-13.2M] Автор: Иммануил Кант (Immanuel Kant). Под общей редакцией А.В. Гулыги.
    (Москва: ЧОРО, 1994)
    Скан, обработка, формат Djv: ???, предоставил: Ильгиз Каримов, 2011
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      I. СТАТЬИ
      Рецензия на книгу И. Шульца «Опыт руководства к учению о нравственности», 1783, пер. Ц.Г. Арзаканьяна (6).
      Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане, 1784, пер. И.А. Шапиро (12).
      Ответ на вопрос: Что такое просвещение? 1784, пер. Ц.Г. Арзаканьяна (29).
      Рецензии на книгу И.Г. Гердера «Идеи к философии истории человечества», 1785, пер. Ц.Г. Арзаканьяна и И.Д. Копцева (38).
      О вулканах на Луне. 1785, пер. Ю.Л. Байрачного, М.О. Башкирцевойидр (63).
      Предполагаемое начало человеческой истории, 1786, пер. И.А. Шапиро (72).
      Что значит ориентироваться в мышлении? 1786, пер. И.Д. Копцева и А.И. Папченко (89).
      О применении телеологических принципов в философии, 1788, пер. Ю.Н. Попова (106).
      О неудаче всех философских попыток теодицеи, 1791, пер. Т.В. Васильевой (138).
      О поговорке «Может это и верно в теории, но не годится для практики», 1793, пер. Н. Вельденберг (158).
      Конец всего сущего, 1794, пер. А В. Гулыги (205).
      Об органе души, 1796, пер. М.И. Левиной (219).
      О вельможном тоне, недавно возникшем в философии, 1796, пер. И.Д. Котигва (225).
      Благая весть о близком заключении договора о вечном мире в философии, 1796, пер. И.С. Андреевой (246).
      О мнимом праве лгать из человеколюбия, 1797, пер. Н. Вальденберг (256).
      Заявление по поводу наукоучения Фихте, 1799, пер. А.В. Гулыги (263).
      II. ЛЕКЦИИ
      Логика, 1800, пер. И.К. Маркова и В.А. Жучкова (266).
      О педагогике. 1803, пер. С. Любомудрова (399).
      III. ИЗБРАННЫЕ ПИСЬМА. Пер. Ю.М. Каган, М.И. Левиной и др. (463).
      IV. ИЗ РУКОПИСНОГО НАСЛЕДИЯ
      Об основанном на априорных принципах переходе от метафизических начал естествознания к физике. Пер. Ц.Г. Арзаканьяна (590).
      (Черновые заметки). Пер. В.А. Жучкова (650).
      О внутреннем чувстве. Пер. А.В. Гулыги (655).
      Примечания (656).
      Указатель имен (700).
      Предметный указатель (704).
Аннотация издательства: Восьмой том завершает юбилейное издание Канта. Сюда вошли статьи, написанные после 1781 года и появившиеся в периодической прессе. Далее - два курса лекций: «Логика», «О педагогике», избранные письма и черновые наброски. Среди последних значительное место занимает рукопись «Об основанном на априорных принципах переходе от метафизических начал естествознания к физике», над которой Кант работал в последние годы. Как и в предыдущем Собрании сочинений, дается значительный отрывок из этого произведения. Переводы ряда статей, вошедшие в том, публиковались ранее в «Кантовских сборниках» (Калининград).
.
  • Кант И. Трактаты и письма. [Djv-17.9M] Автор: Иммануил Кант (Immanuel Kant). Переводы с немецкого: Н. Вальденберг, Т. Васильевой, А. Гулыги, B. Жучкова, Ю. Каган, М. Левиной, C. Любомудрова, И. Маркова, Н. Соколова, А. Столярова, И. Шапиро. Ответственный редактор и автор вступительной статьи А.В. Гулыга.
    (Москва: Издательство «Наука», 1980. - Академия наук СССР. Институт философии. Серия «Памятники философской мысли»)
    Скан, обработка, формат Djv: ???, предоставил: Тимофей Марченко, 2012
    • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
      А.В. Гулыга. Кант сегодня (5).
      ТРАКТАТЫ
      Предполагаемое начало человеческой истории 1786 (43).
      О неудаче всех философских попыток теодицеи 1791 (60).
      Религия в пределах только разума (78).
      Конец всего сущего 1794 (279).
      О мнимом праве лгать из человеколюбия 1797 (292).
      О способности духа силою только воли побеждать болезненные ощущения 1798 (298).
      Логика. Пособие к лекциям 1800 (319).
      ИЗБРАННЫЕ ПИСЬМА (505).
      ПРИЛОЖЕНИЯ
      [Об органе души] (620).
      Заявление по поводу наукоучения Фихте (624).
      [Из черновиков] (626).
      Письмо Белосельскому (реконструкция перевода и немецкого оригинала) (632).
      Записка от 2 сентября 1792 Г. (635).
      Краткая библиография (636).
      Указатель иноязычных слов и выражений (642).
      Примечания и комментарии (644).
      Предметный указатель (676).
      Указатель имен (696).
Аннотация издательства: Очередная книга серии «Памятники философской мысли» - И. Кант «Трактаты и письма» - включает работы, не вошедшие в шеститомное собрание сочинений И. Канта, в том числе трактаты «Логика», «Религия в пределах только разума», «О педагогике». Ряд произведений публикуется на русском языке впервые. Книга включает также вступительную статью, комментарии и указатели к кантовским работам.
.
  • Этика Канта и современность. [Docx- 1.2M] Сборник. Составитель П. Лайзанс. Авторы: Л.А. Чухина, М.А. Киссель, Т.А. Кузьмина, П.П. Гайденко, Э.Ю. Соловьев, Ю.М. Бородай, М.К. Мамардашвили. Художник А. Гринбергс.
    (Рига: Издательство «Авотс», 1989)
    Скан, OCR, обработка, формат Docx: Sanat, 2018
    • ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Предисловие (3).
      Проблема человека в философии Иммануила Канта (3).
      Автономия нравственного сознания - истина и заблуждение (3).
      Концепция свободы в этике И. Канта (3).
      Монадология Лейбница и кантовское понятие «вещи в себе» (3).
      Категорический императив и политико-юридическое мышление эпохи ранних буржуазных революций (3).
      Теологические истоки категорического императива И. Канта (3).
      Кантианские вариации (3).
Аннотация издательства: Прошло двести лет со дня публикации в Риге всемирно известной работы Иммануила Канта в области этики «Критика практического разума» (1788). Включенные в сборник статьи видных советских философов свидетельствуют о том, что этические идеи Канта и сегодня являются живым источником для размышлений, открывая все новые возможности их интерпретации.
Сборник рассчитан на философов-профессионалов, однако может представить интерес также для всех, интересующихся проблемами нравственности.