Публичная Библиотека
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг, авторов произведений и переводов

Жан Жак Руссо 183k

(Jean-Jacques Rousseau)

(28.06.1712 - 02.07.1778)

Большая советская энциклопедия: Руссо (Rousseau) Жан Жак (28.6.1712, Женева, - 2.7.1778, Эрменонвиль, близ Парижа), французский философ-просветитель, писатель, композитор. Сын часовщика. Служил лакеем, писцом, гувернером, учителем музыки и др. До 1741 жил в Швейцарии, затем уехал в Париж. В 1743-44 секретарь французского посольства в Венеции. В Париже сблизился с Д. Дидро и другими просветителями, сотрудничал в энциклопедии, куда писал статьи главным образом по вопросам музыки. В 1762, после выхода в свет педагогического романа «Эмиль» и политического трактата «Об общественном договоре», опасаясь ареста, покинул Францию. Его преследовали не только французские католики, но и швейцарские протестанты. В 1770 он возвратился в Париж, занимался перепиской нот. Последние месяцы жизни провел в Эрменонвиле, имении маркиза Р.Л. Жирардена. В период якобинской диктатуры останки Р. были перенесены в Пантеон.
Р. - наиболее влиятельный представитель французского сентиментализма, последнего и наиболее революционного этапа Просвещения. Социально-философские взгляды Р. нашли отражение в его трактатах. В «Рассуждении о науках и искусствах» (1750) он подвергает критике современную цивилизацию, основанную на неравенстве и жестокой эксплуатации народа, и противопоставляет ей «естественное состояние», где люди были равны и свободны, не зная власти общества с его системой принудительных узаконений. Р. отмечает пагубное воздействие наук и искусств: они «...покрывают гирляндами цветов железные цепи, коими опутаны... люди» («Трактаты», М., 1969, с.12), заглушают в них естественный голос свободы, являются причиной упадка нравов. Эти идеи получили дальнейшее развитие в «Рассуждении о начале и основании неравенства между людьми» (1755); Ф. Энгельс относил его к «...высоким образцам диалектики» («Анти-Дюринг», 1966, с.16). Р. утверждает, что основанием неравенства явилась частная собственность, причем имущественное неравенство породило политическое, закрепленное образованием государства. Трагические противоречия прогресса - лейтмотив трактата: по мере развития цивилизации углубляется неравенство; оно достигает наивысшего предела при деспотизме, где все превращены в ничто. Р. обосновывает право народа на восстание: современное государство держится силой и только сила может его низвергнуть.
Р. понимает, что вернуться к утраченному раю «естественного состояния» невозможно и человек обречен жить в обществе. В трактате «Об общественном договоре» (1762) он рисует картину идеального общества, максимально приближенного к природе. В общественном состоянии суверенной свободой обладает не личность, а государство, возникшее на основе добровольного соглашения, договора, а люди пользуются свободой лишь как полноправные члены государства. Теория общественного договора приобретает у Р. радикально-демократический характер. Условием свободы является равенство, и не только политическое, но и имущественное; его обязано охранять государство, не допуская поляризации богатства и нищеты. Мелкую собственность, основанную на личном труде, Р. считает незыблемой основой общества, не менее священной, чем свобода. Р. критикует систему английского парламентаризма, отстаивает идею народного суверенитета, народовластия и, опираясь на опыт античного полиса и швейцарских кантонов, выступает за принцип прямой демократии, где законы непосредственно принимаются собранием всех граждан. Ориентация на создание мельчайших государственных образований, как и идея равенства мелкой крестьянской и ремесленной собственности, была утопична, противоречила объективным тенденциям исторического развития, но эта мечта о равенстве выражала социальные чаяния народных масс (прежде всего крестьянства) и вдохновляла якобинцев в период Великой французской революции.
Педагогические воззрения Р. получили выражение в книге «Эмиль, или О воспитании» (1762), занимающей промежуточное место между педагогическим трактатом и художественным произведением. Утверждая в начале книги: «Все прекрасно, когда выходит из рук творца, все портится в руках человека», Р. стремится изолировать своего воображаемого воспитанника Эмиля от тлетворного влияния общества с тем, чтобы развить заложенные в нем природой задатки и индивидуальные склонности. Р. не допускает никакого насилия над личностью ребенка, уделяя внимание не столько образованию, сколько нравственному воспитанию, которое Р. не мыслит без религиозной основы. В этом он расходится с французским материализмом 18 в. Отвергая культовые формы, церковность, религиозную догматику, что и было причиной осуждения «Эмиля» французскими клерикалами и женевскими кальвинистами, Р. стоит на позициях деизма. Он сохраняет веру в бога как творца Вселенной и высшего нравственного законодателя, но, в отличие от Вальтера, апеллирует не к просвещенному разуму, а к религиозному чувству, живущему в сердце как внутренний голос совести.
Р. выступил с критикой всей сословно-феодальной системы воспитания, подавлявшей личность ребенка. Он был врагом догматизма и схоластики, поборником развития у детей самостоятельного мышления, настаивая на активизации обучения, его связи с жизнью, с личным опытом ребенка. Особое значение Р. придавал трудовому воспитанию. Педагогические воззрения Р., проникнутые гуманизмом и демократизмом, сыграли важную роль в развитии взглядов на цели, задачи и методы воспитания в конце 18 - начале 19 вв. Значительное влияние оказали взгляды Р. на немецких педагогов-филантропистов (см. Филантропизм), на И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстого, в известной мере на Г. Спенсера, Дж. Дьюи.
Художественное творчество Р. разнообразно но жанрам: стихи, поэмы, комедии («Нарцисс», 1733, пост. 1752, опубл. 1753; «Военнопленные», 1743, опубл. 1782, и др.); оперы, для которых он сам сочинял и либретто и музыку (наиболее значительная - «Деревенский колдун», пост. 1752, опубл. 1753; музыка оперы написана по образцу французских народных песен и танцев, но в ней ощутимы и черты итальянского стиля); одноактная лирическая сцена «Пигмалион» (пост. 1770; музыка совместно с О. Куанье), сочетающая текст с инструментальной музыкой и являющаяся ранним образцом музыкально-драматического жанра мелодрамы: роман «Юлия, или Новая Элоиза» (1761) и «Исповедь» (1766-69, издание 1782-89). «Новая Элоиза» повествует о любви аристократки Юлии д'Этанж и разночинца Сен-Пре. Первая половина книги - гимн естественной страсти, сметающей все условности цивилизации; во второй - рисуется семейная жизнь Юлии и Вольмара, изображенная как утопия идеального общества, прославляются нравственный долг и общественные обязанности человека (в духе трактата «Об общественном договоре»). Между первой и второй половинами книги - не только противоречие, но и связь: по мысли Р., голос природы, которому повинуются герои, делает их добродетельными. Эпистолярный жанр, используемый Р., позволил ему не только показать «жизнь сердца», внутренний мир героев, но и коснуться важнейших социальных и философских проблем века. Это связано с образом Сен-Пре, новым типом «третьесословного» человека; его волнуют не только личные страсти и интересы, но и судьбы мира. Важную конструктивную роль в романе играет пейзаж. Ландшафты Р. всегда окрашены лирическим настроением, отвечая душевному состоянию персонажей.
«Новая Элоиза» пользовалась огромным успехом у современников, но для последующих поколений большее значение имела «Исповедь» - самое выдающееся произведение Р. Это не только автобиография, но и роман 18 в. Цель книги - «...показать своим собратьям одного человека во всей правде его природы» (Руссо Ж.Ж., Избр. соч., т.3, М., 1961, с.9), во всем его неповторимом индивидуальном своеобразии. С предельной искренностью и беспощадной правдивостью Р. обнажает свое сердце, «...все свои сокровенные мысли...» (там же, с.671), не боясь рассказать «...о себе самом самые отвратительные вещи...» (там же, с.673). «Вся правда» о человеке - это рационально неистолковываемая сложность и противоречивость душевной жизни: высокое соседствует с низменным, добро со злом. Р., однако, сохраняет веру в добрую основу человеческой природы, которую только искажает современное общество, заставляя людей носить личины, лгать окружающим и самим себе, смотреть на мир «чужими глазами» и «хотеть чужою волею» (см. «Эмиль», М., 1896, с.75). Психологический анализ неотделим у Р. от социального пафоса «Исповеди». К ней примыкают и другие автобиографические произведения Р.: «Диалоги: Руссо судит Жан Жака» (1775-76) и «Прогулки одинокого мечтателя» (1777-78, опубл. 1782). Р. оказал огромное влияние на всю последующую литературу, общественную мысль и философию. С его именем связано целое течение - руссоизм, в той или иной мере захватившее все европейские страны. За пределами Франции особенно сильным было влияние идей Р. в Германии (в философии - И. Кант, И.Г. Фихте; в литературе - поэты «Бури и натиска» Я.М. Р. Ленц, Ф.М. Клингер, молодые И.В. Гете и Ф. Шиллер).
Творчество Р. постоянно привлекало к себе внимание русских читателей. А.И. Герцен писал: «Мы также пережили Руссо..., как французы» (Собр. соч., т.18, 1959, с.322). К Р. проявляли острый интерес Д.И. Фонвизин, Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев, А.С. Пушкин, Н.Г. Чернышевский. Л.Н. Толстой, по собственному признанию, «боготворил Руссо». Ф.М. Достоевский резко полемизировал с идеями Р.
.
. «жан жак руссо» на страницах библиотеки упоминается 8 раз: .
. .
. .
  • Руссо Ж.Ж. Педагогические сочинения: В 2-х томах. Том 1. [Djv-17.4M] Автор: Жан-Жак Руссо (Jean-Jacques Rousseau). Под редакцией Г.Н. Джибладзе. Составитель: Александр Наумович Джуринский. Художник Е.В. Поляков.
    (Москва: Издательство «Педагогика», 1981. - Академия педагогических наук СССР. Серия «Педагогическая библиотека»)
    Скан, OCR: Skaramusch, обработка, формат Djv: ivanstor, 2014-15
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      От составителя (5).
      Жан-Жак Руссо и его педагогическое наследие (Г.Н. Джибладзе) (7).
      Эмиль, или О воспитании (19).
      Предисловие автора (21).
      Книга I (24).
      Книга II (74).
      Книга III (186).
      Книга IV (245).
      Книга V (432).
      Эмиль и Софи, или Одинокие (593).
      Комментарии (619).
      Указатель имен (650).
Аннотация издательства: В первом томе представлено крупнейшее педагогическое произведение Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании», в котором педагогические идеи великого представителя Просвещения получили наиболее яркое выражение. Полный текст произведения публикуется на русском языке впервые.
Для ученых-педагогов, работников народного образования, а также для всех, кто интересуется историей педагогики.
.
  • Руссо Ж.Ж. Педагогические сочинения: В 2-х томах. Том 2. [Djv- 8.5M] Автор: Жан-Жак Руссо (Jean-Jacques Rousseau). Под редакцией Г.Н. Джибладзе. Составитель: Александр Наумович Джуринский. Художник Е.В. Поляков.
    (Москва: Издательство «Педагогика», 1981. - Академия педагогических наук СССР. Серия «Педагогическая библиотека»)
    Скан, OCR: Skaramusch, обработка, формат Djv: ivanstor, 2014-15
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Проект воспитания г-на де Сент-Мари (5).
      Рассуждение о науках и искусствах (20).
      Замечания Ж.-Ж. Руссо, гражданина Женевы, по поводу ответа на его Рассуждение (43).
      Предисловие к «Нарциссу» (64).
      О политической экономии (79).
      О нравах (100).
      Письма о морали (103).
      Юлия, или Новая Элоиза (134).
      Об Общественном договоре, или Опыт о форме Республики (166).
      Об Общественном договоре, или Принципы политического права (170).
      Соображения об образе «правления в Польше и предлагаемые преобразования в сем правлении (178).
      Исповедь (188).
      Прогулки одинокого мечтателя (223).
      Письма (235).
      Приложения. Анри Валлон. Педагогические и психологические идеи романа-трактата Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании» (269).
      Комментарии (300).
      Указатель имен (330).
Аннотация издательства: Во втором томе представлены все основные работы Ж.-Ж. Руссо по вопросам воспитания. Включены также фрагменты из других работ Руссо, имеющие отношение к педагогической проблематике. Некоторые произведения публикуются на русском языке впервые.
Для ученых-педагогов, работников народного образования, а также для всех, кто интересуется историей педагогики.
.
  • Руссо Ж.Ж. Трактаты. (Ecrits politiques) [Djv-31.0M] Автор: Жан-Жак Руссо (Jean-Jacques Rousseau). Издание подготовили В.С. Алексеев-Попов, Ю.М. Лотман, В.А. Полторацкий, А.Д. Хаютин. Ответственный редактор А.З. Манфред.
    (Москва: Издательство «Наука», 1969. - Серия «Литературные памятники»)
    Скан, обработка, формат Djv: ???, предоставил: Igorek, 2011
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      От редакции (5).
      ТРАКТАТЫ
      Рассуждение, получившее премию Дижонской Академии в 1750 году по вопросу, предложенному этой же Академией: «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?» Перевод А.Д. Хаютина (9).
      Предуведомление (9).
      Предисловие (9).
      Рассуждение по вопросу: Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов? (10).
      Часть первая (11).
      Часть вторая (19).
      Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми. Перевод А.Д. Хаютина (31).
      Предисловие (40).
      Предуведомление о примечаниях (44).
      Рассуждение (45).
      Часть первая (47).
      Часть вторая (72).
      Примечания (98).
      О политической экономии. Перевод А.Д. Хаютина и В.С. Алексеева-Попова (109).
      Суждение о вечном Мире. Перевод А.Д. Хаютина (142).
      О6 Общественном договоре, или Принципы политического права. Перевод А.Д. Хаютина и В.С. Алексеева-Попова (151).
      Предуведомление (151).
      Книга I, в которой исследуется, как человек переходит от естественного состояния к гражданскому, и каковы существенные условия Соглашения (151).
      Глава I. Предмет этой первой Книги (152).
      Глава II. О первых Обществах (152).
      Глава III. О праве сильного (154).
      Глава IV. О рабстве (155).
      Глава V. О том, что следует всегда восходить к первому Соглашению (159).
      Глава VI. Об общественном Соглашении (160).
      Глава VII. О Суверене (162).
      Глава VIII. О гражданском состоянии (164).
      Глава IX. О владении имуществом (165).
      Книга II, в которой рассказывается о Законодательстве (167).
      Глава I. О том, что суверенитет неотчуждаем (167).
      Глава II. О том, что суверенитет неделим (168).
      Глава III. Может ли общая воля заблуждаться (170).
      Глава IV. О границах верховной власти суверена (171).
      Глава V. О праве жизни и смерти (174).
      Глава VI. О законе (176).
      Глава VII. О Законодателе (179).
      Глава VIII. О народе (182).
      Глава IX. Продолжение (184).
      Глава X. Продолжение (186).
      Глава XI. О различных системах законодательств (188).
      Глава XII. Разделение законов (190).
      Книга III, в которой рассказывается о политических Законах, т.е. о форме Правления (191).
      Глава I. О Дравительстве вообще (191).
      Глава II. О принципе, определяющем различные формы Правления (196).
      Глава III. Разделение Правлений (198).
      Глава IV. О Демократии (199).
      Глава V, Об Аристократии (201).
      Глава VI. О Монархии (203).
      Глава VII. О Правлениях смешанных (208).
      Глава VIII. О том, что не всякая форма Правления пригодна для всякой страны (209).
      Глава IX. О признаках хорошего Правления (213).
      Глава X. О злоупотреблении Властью и о ее склонности к вырождению (214).
      Глава XI. О смерти Политического организма (217).
      Глава XII. Как поддерживается верховная власть суверена (218).
      Глава XIII. Продолжение (218).
      Глава XIV. Продолжение (220).
      Глава XV. О Депутатах или Представителях (221).
      Глава XVI. О том, что учреждение Правительства отнюдь не есть Договор (224).
      Глава XVII. Об учреждении Правительства (225).
      Глава XVIII. Способы предупреждать захват Власти (226).
      Книга IV, в которой продолжается рассмотрение политических Законов и излагаются средства укрепить внутреннее устройство Государства (228).
      Глава I. О том, что общая воля неразрушима (228).
      Глава II. О голосованиях (229).
      Глава III. О выборах (232).
      Глава IV. О римских Комициях (234).
      Глава V. О Трибунате (242).
      Глава VI. О Диктатуре (243).
      Глава VII. О Цензуре (246).
      Глава VIII. О гражданской религии (247).
      Глава IX. Заключение (256).
      Проект конституции для Корсики. Перевод А.Д. Хаютина и В.С. Алексеева-Попова (257).
      Предисловие (257).
      Проект (258).
      Часть первая (258).
      Часть вторая. Отдельные наброски (292).
      ДОПОЛНЕНИЯ
      Об Общественном договоре, или Опыт о форме Республики. (Первый набросок). Перевод А.Д. Хаютина и В.С. Алексеева-Попова (303).
      Книга I. Первые понятия об Общественном организме (303).
      Глава I. Предмет сего труда (303).
      Глава II. О первичном обществе человеческого рода (304).
      Глава III. О первоначальном соглашении (311).
      Глава IV. В чем состоит суверенитет и что делает его неотчуждаемым (316).
      Глава V. Ложные представления об общественной связи (318).
      Глава VI. О взаимных правах суверена и гражданина (325).
      Глава VII. Необходимость положительных законов (328).
      Книга II. Установление законов (332).
      Глава I. Цель законодательств (332).
      Глава II. О Законодателе (332).
      Глава III. О народе, которому надлежит дать установления (337).
      Глава IV. О природе законов и о принципе гражданской справедливости (344).
      Глава V. Разделение законов (348).
      Глава VI. О различных системах законодательств (349).
      Книга III. О политических законах, или Об учреждении Правительства (351).
      Глава I. Что такое Правительство какого-либо Государства (351).
      Письма с Горы. Перевод П.А. Полторацкого (352).
      Письмо VI (352).
      Письмо VII (360).
      Письмо IX (381).
      Фрагменты и наброски. Перевод В.С. Алексеева-Попова (407).
      О богатствах. Перевод А.Д. Хаютина (407).
      [Набросок плана] (416).
      [О естественном состоянии] (417).
      [Об общественном соглашении] (421).
      [О счастье народа] (428).
      Предисловие (428).
      [О счастье парода] (429).
      [О роскоши, торговле и ремеслах]. Перевод А.Д. Хаютина (433).
      [О чести и добродетели] (440).
      [Экономика и финансы] (446).
      [О родине] (447).
      [Параллель между государствами Спарты и Рима] (450).
      [О дворянстве] (454).
      [О нравах] (455).
      Соображения об образе Правления в Польше и о проекте его изменения, составленном в апреле 1772 г. Перевод А.Д. Хаютина (461).
      Глава II. Дух древних установлений (461).
      Глава III. Применение (464).
      Глава IV. Воспитание (465).
      Выписки К. Маркса из «Общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Публикация Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Подготовлена П.И. Непомнящей (469).
      ПРИЛОЖЕНИЯ
      О социальных и политических идеях Жан-Жака Руссо. В.С. Алексеев-Попов (487).
      Руссо и русская культура XVIII - начала XIX века. Ю.М. Лотман (555).
      Комментарии. В.С. Алексеев-Попов и Л.В. Борщевский (605).
      Указатель имей. Л.В. Борщевский (686).
      Список иллюстраций (696).
.
.