«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Новалис

Новалис 146k

(Novalis)

(02.05.1772 - 25.03.1801)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Большая советская энциклопедия: Новалис (Novalis) [псевдоним; настоящее имя и фамилия Фридрих фон Харденберг (von Hardenberg)] (2.5.1772, Видерштедт, около Мансфельда, - 25.3.1801, Вейсенфельс), немецкий поэт и философ, представитель раннего романтизма в Германии (круг т.н. иенских романтиков). Учился в университетах Иены, Лейпцига, Виттенберга (философия, юриспруденция), позже изучал горное дело во Фрейберге. Как Ф. Шлегель и Ф.В. Шеллинг, первоначально испытал влияние «наукоучения» И.Г. Фихте, однако фихтевскую субъективную диалектику сознания Н. трансформировал в объективно-идеалистическую диалектику природы. Ее основной тезис - утверждение дискретности мира и одновременно нерасчлененности его стихийной подосновы, вследствие чего мир следует понимать как единое целое. Специфическим для Н. является представление о противоположностях как о двух рядах явлений, из которых один выступает как обозначение другого, что ведет к возможности всеобщего перехода, экстатической игре сущностей и имен (ввиду этого Н. называл свою философию «магическим идеализмом»). Человек как микрокосм, преодолевая внутреннее разобщение, должен стремиться к единству; ум, рассудок, фантазия суть отдельные функции скрытого в глубине «Я», недоступного для языка слов (влияние немецкой мистики, особенно Я. Беме). «Я» и мир тоже подлежат конечному соединению в процессе их взаимопроникновения, интуитивного «вчувствования» индивида в объект познания, что с наибольшей полнотой достигается поэтом в процессе творческого акта. Искусство как высшая сфера духовной деятельности осуществляет слияние науки, религии, философии; к этому Н. стремился в своем творчестве, в частности при разработке поэтически-философского жанра фрагмента. В лирическом цикле «Гимны к ночи» (журнал «Атенеум», 1800) в аллегорической форме утверждается превосходство бесконечного небытия над конечной жизнью. В «Духовных песнях» Н. трактовал тексты Священного писания в духе пиетизма (в этом он близок Ф. Шлейермахеру). Незаконченный роман Н. «Генрих фон Офтердинген» (1802, рус. пер. 1914), начинаясь как традиционный «роман воспитания», перерастает в мифологическое действие сказочно-космических масштабов.
В поисках общественного идеала Н. обращался к средним векам, где видел единство духовной культуры, строгую иерархию социальных организаций, гегемонию духовной власти и «заботу» об индивиде; в средневековой Европе усматривал прообраз идеального государства будущего по контрасту с современным ему буржуазным обществом («Христианство и Европа», 1799, опубликовано в 1826).
:
...

* Academia (издательство)
* «Зарубежная художественная публицистика и документальная проза» (серия)
* «Литературные памятники». Выпуски М-О (серия)
* «Математическая олимпиада» (серия)
* «Наука и жизнь» (журнал 2000-09 гг.)
* «Научно-популярная литература: Научно-популярная серия» (серия АН, В-Г)
* «Новое в жизни, науке, технике: Космонавтика, астрономия» (серия изд. «Знание»)
* «Тетради новых терминов» (серия)
* Богданов Николай Владимирович
* Вэнс Джек
* Гейм Георг
* Горбачев Николай Андреевич
* Гуревич Павел Семенович
* Днепров Анатолий Петрович
* Дюма-отец Александр. Собрание сочинений в 12 томах
* Дюма-отец Александр. Собрание сочинений в 35 томах
* Казанцев Александр Петрович (писатель-фантаст)
* Литература. Обществоведение: Художественная литература (проза)
* Новалис
* Сегал Елена Александровна
* Скребицкий Георгий Алексеевич
* Тик Людвиг Иоганн
* Уилсон Жаклин
* Уильямсон Джек
* Фиельструп Федор Артурович
* Филатов Виктор Иванович
* Филология. Разное
* Шарпак Жорж
* Шеллинг Фридрих Вильгельм Иозеф
* Широкорад Александр Борисович



.