«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Новалис

Новалис 146k

(Novalis)

(02.05.1772 - 25.03.1801)

Большая советская энциклопедия: Новалис (Novalis) [псевдоним; настоящее имя и фамилия Фридрих фон Харденберг (von Hardenberg)] (2.5.1772, Видерштедт, около Мансфельда, - 25.3.1801, Вейсенфельс), немецкий поэт и философ, представитель раннего романтизма в Германии (круг т.н. иенских романтиков). Учился в университетах Иены, Лейпцига, Виттенберга (философия, юриспруденция), позже изучал горное дело во Фрейберге. Как Ф. Шлегель и Ф.В. Шеллинг, первоначально испытал влияние «наукоучения» И.Г. Фихте, однако фихтевскую субъективную диалектику сознания Н. трансформировал в объективно-идеалистическую диалектику природы. Ее основной тезис - утверждение дискретности мира и одновременно нерасчлененности его стихийной подосновы, вследствие чего мир следует понимать как единое целое. Специфическим для Н. является представление о противоположностях как о двух рядах явлений, из которых один выступает как обозначение другого, что ведет к возможности всеобщего перехода, экстатической игре сущностей и имен (ввиду этого Н. называл свою философию «магическим идеализмом»). Человек как микрокосм, преодолевая внутреннее разобщение, должен стремиться к единству; ум, рассудок, фантазия суть отдельные функции скрытого в глубине «Я», недоступного для языка слов (влияние немецкой мистики, особенно Я. Беме). «Я» и мир тоже подлежат конечному соединению в процессе их взаимопроникновения, интуитивного «вчувствования» индивида в объект познания, что с наибольшей полнотой достигается поэтом в процессе творческого акта. Искусство как высшая сфера духовной деятельности осуществляет слияние науки, религии, философии; к этому Н. стремился в своем творчестве, в частности при разработке поэтически-философского жанра фрагмента. В лирическом цикле «Гимны к ночи» (журнал «Атенеум», 1800) в аллегорической форме утверждается превосходство бесконечного небытия над конечной жизнью. В «Духовных песнях» Н. трактовал тексты Священного писания в духе пиетизма (в этом он близок Ф. Шлейермахеру). Незаконченный роман Н. «Генрих фон Офтердинген» (1802, рус. пер. 1914), начинаясь как традиционный «роман воспитания», перерастает в мифологическое действие сказочно-космических масштабов.
В поисках общественного идеала Н. обращался к средним векам, где видел единство духовной культуры, строгую иерархию социальных организаций, гегемонию духовной власти и «заботу» об индивиде; в средневековой Европе усматривал прообраз идеального государства будущего по контрасту с современным ему буржуазным обществом («Христианство и Европа», 1799, опубликовано в 1826).
.
  • Новалис. Генрих фон Офтердинген. (Heinrich von Ofterdingen) [Djv- 4.5M] Издание подготовил В.Б. Микушевич. Ответственные редакторы Р.Ю. Данилевский, Д.Л. Чавчанидзе.
    (Москва: Ладомир; Наука, 2003. - Серия «Литературные памятники»)
    Скан, обработка, формат Djv: mor, 2011
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      НОВАЛИС. ГЕНРИХ ФОН ОФТЕРДИНГЕН. Перевод В.Б. Микушевича
      Часть первая. Чаяние (8).
      Часть вторая. Обретение. Монастырь, или Преддверие (92).
      Людвиг Тик о продолжении романа (105).
      ДОПОЛНЕНИЯ
      НОВАЛИС. Перевод В.Б. Микушевича
      Ученики в Саисе (113).
      Христианство, или Европа (134).
      Гимны к Ночи (146).
      Духовные песни (156).
      Разные стихотворения (172).
      ПРИЛОЖЕНИЯ
      В.Б. Микушевич. Миф Новалиса (189).
      Примечания (составил В.Б. Микушевич) (218).
Аннотация издательства: В книге представлен в новом переводе роман Новалиса «Генрих фон Офтердинген», где через символ Голубого Цветка возвещены Вечная Женственность, мистическая монархия и личное бессмертие человека.
Незаконченный роман сочетается с другими фрагментами единого великого произведения, над которым Новалис работал всю жизнь. К этим фрагментам относятся «Ученики в Саисе», а также «Христианство, или Европа», философско-исторический очерк (или речь, как обозначил это произведение автор), близко соприкасающийся с исканиями русской религиозной философии и предвосхищающий современную идею единой Европы.
.